Задания для практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Представлены разработки заданий для практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для практических работ

Дисциплина

Русский язык и культура речи

   

Перечень практических работ

Практическая работа №1 «Социальные аспекты культуры речи»

Практическая работа №2 «Лексические изобразительно-выразительные средства языка»

Практическая работа №3 «Орфоэпические нормы»

Практическая работа №4 «Словообразовательный анализ»

Практическая работа №5 Диктант.

Практическая работа №6 «Учет и группировка правописных ошибок»

Практическая работа № 7 «Ошибки на употребление форм слова».

Практическая работа №8 «Формы слова в предложении и тексте»

Практическая работа №9 «Стилистический анализ синтаксических структур в тексте»

Практическая работа №10 «Итоговый зачет».

      Целью практических заданий и упражнений по русскому языку и культуре речи является закрепление теоретических знаний, понимание и разграничение основополагающих в курсе понятий, совершенствование умений и навыков в выполнении письменных работ, овладение грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами письменной речи.

Практическая работа №1 «Социальные аспекты культуры речи»

1.Какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

а)        к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

б)        к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку;

в)        к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

2. Напишите, в каких случаях уместна в основном только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая.

Лекция, разговор ученика с учителем, разговор покупателя с продавцом, сообщение, беседа между друзьями, интервьюирование.

3. Подготовьте информационную речь (5 мин.) Используй те во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Учтите, что ваша аудитория - слушатели группы. Примерные темы для информационной речи:

-        События в нашей стране

-        События за рубежом

-        Спортивные новости

-        Как ладить с родителями

-        Человек, который меня поразил

-        Деньги в нашей жизни

-        Что значит для меня свобода.

Практическая работа №2. «Лексические изобразительно-выразительные средства языка»

Задание 1. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания. Назовите, какое средство выразительности здесь использовано.

Луч                Неприступный

Замок             Бледный

Луна              Ликующий

Сон                Роковой

Тайна             Страшный

Возглас        Золотой

Задание 2. Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль.       «Третья встреча явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви».

Задание 3. Найдите в тексте метафоры. На основе какого сходства возник метафорический перенос?

              Отсталых туч над нами пролетает

            Последняя толпа.

            Прозрачный их отрезок мягко тает

            У лунного серпа. (А. А. Фет)

Задание 4. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

              Вешних дней минутны грозы,      

            Воздух чист, свежей листы...

            И роняют тихо слезы

            Ароматные цветы. (А. А. Фет)

Задание 5.  Найдите соответствия. Назовите, какое средство выразительности здесь использовано.

1. Братья наши меньшие                                    А. Земля

2. Блистающая сталь                                           Б. Зима

3. Солнце русской поэзии                                   В. Прометей

4. Весна человеческой жизни                             Г. Швед

5. Седая чародейка                                              Д. Сабля

6. Голубая планета                                              Е. Животные

7. Потомок викингов отважных                        Ж. Пушкин

8. Белые воротнички                                           З. Гомер

9. Прикованный к скале титан                           И. Конторские служащие

10. Бессмертный творец «Илиады»                   К. Юность

        

Задание 6. Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их выразительную роль.

      1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов)

      2)     И шествуя важно, в спокойствии чинном

            Лошадку ведет под уздцы мужичок

            В больших сапогах, в полушубке овчинном,

            В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)

Задание 7. Найдите в текстах омонимы.

      1)   Вечеру дали

            Бочку чернил.

            Синие дали

            Вечер чернил. (Я. Козловский)

      2)   Не щеголяй, приятель, тем,

            Что у тебя избыток тем,

            Произведенья знаем те мы,

            Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)

      3)   Любил студентов засыпать

            Да, видно, оттого,

            Что те любили засыпать

            На лекциях его. (С. Я. Маршак)

      4)     Сев в такси,

            Спросила такса:

            — За проезд какая такса? (Я. Козловский)

Задание 8. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.

      1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин)

Практическая работа №3. «Орфоэпические нормы»

1.        С какого согласного звука начинаются слова сбить, сжечь, сшить, счет?

В чем здесь проявляется расхождение между написанием и произношением?

2.        Какие гласные звуки произносятся в первом слоге слов река, пошла, часы, гляжу?

3.        Расставьте ударение в словах. В затруднительном случае обращайтесь к словарям.

Агент, аналог, аргумент, алфавит, арест, бензопровод, верование, визави, диспансер, документ, жалюзи, заговор, индустрия, каталог, квартал, кладовая, крашение, мышление, обеспечение, столяр, украинец, процент, пуловер, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, приданое.

4.        Определите  значения   следующих  пар слов.  Составьте  с   ними предложения.

Атлас – атлас; запасник - запасник

5.        Распределите слова по группам в зависимости от произношения сочетания согласных «чн».

«шн»                                             «чн»                                         «чн» и- «шн»

Булочная, горчичник, горячечный, игрушечный, конечно, крошечный, молочная, Никитична , ночной, Саввична, порядочный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, яичница, копеечный.

6.        Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед    е.

1. мягкое произношение  2. вариантное произношение  3. твердое произношение

Антенна, атеист, ателье, бутерброд, бизнес, гипотеза, декан, депрессия, индекс, интервью, кредо, контекст, компьютер, менеджер, проект, протеже, тема, теннис, террор, трек, тире, юмореска, экспресс, энергия.

Практическая работа №4. «Словообразовательный анализ»

ВАРИАНТ 1

1. Разберите слова по составу.

Возрождение, воспламенение; неприспособленность, неустроенность, несовместимость;

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание.

 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Предубеждение; излишество; незамедлительный; располагающий; пробуждение; провозглашать.

 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов.

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Месть, место, свет.

5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Бег, кладка, брошенный, мытый.

 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Говор, место, щит, спор, суд.

7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.

Ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

 8. Придумайте новые слова по данному образцу.

 Об (тёс) анный,  на (пар) ник,  не (вид) имый, под (леч) ить, вы (корч) евать.

под ( ) ить, вы ( ) евать, об ( ) ённый, на ( ) ник, не ( ) имый, под ( ) ить, вы ( ) овать

 9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

 Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее - , настоящее - ,

мороженое - , мороженое - , легкие - , легкие - - ,новенький - , новенький - .

10. Напиши значение слов. Выдели корень в однокоренных словах.

Морской – то, что относится к …

Доброта – то, что связано с прилагательным …

Бесхвостый – не имеющий …

11. Попробуй догадаться, какие слова нужно писать вместо пропусков. Запиши эти слова, выдели корень.

… – тот, кто строит дома.

… – то, что блестит.

… – предназначенный для книг.

ВАРИАНТ 2    

1. Разберите слова по составу.

 Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение.

2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

 Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна.

3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

 Изжога - ; наугад - ; сдержанный ; соотнесенный ; прозорливый ; непогрешимый –

4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов.

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Шут, звук , круг.

5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть - , стучать - , ставка - , ход –

6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

След - , соль - , Дым - , цвет - , вред –

7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть –

8. Придумайте новые слова по данному образцу.

 Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

на ( ) ник, не ( ) имый, под ( ) ить, вы ( ) овать, об ( ) анный, на ( ) ник, не ( ) имый

9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

 Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной - , больной - ; холостой - , холостой – , горбатый - , горбатый - , будущее - ,

будущее - , прямая - , прямая - , детская - , детская -.

10. Напиши значение слов. Выдели корень в однокоренных словах.

Танкист – тот, кто …

Удочка – то, чем …

Учительница – женщина_ …

11. Попробуй догадаться, какие слова нужно писать вместо пропусков. Запиши эти слова, выдели корень.

… – маленький стул.

… – там, где растут орехи.

… – человек, который водит машину.

Практическая работа №5. Диктант.

НЕЗАБЫВАЕМОЕ ПРОШЛОЕ

           Не думал я, пускаясь в плавание, что мое родословное древо приобретает постепенно столь обременительный, столь вероломный характер. Ветви его, столь благообразные на первый взгляд, оказались чудовищами, густо заросшие листвой имен, каждое из которых – целая жизнь, нуждающаяся в объяснении. И весь этот наполовину пожухлый, потускневший ворох полон еще, оказывается, тем загадочным веществом, которое неистовствует и нынче и требует к себе внимания, и теребит твои способности, и умоляет все осознать, понять, разложить по полочкам. Люди, уважающие себя, вернее преисполненные чувства собственного достоинства (нет-нет, не амбициозные или гордые, а потому напыщенные, чванливые – нет… именно полные достоинства, а значит, способные уважать вас и даже восхищаться пусть не великими вашими качествами, даже служить вам возвышенно и красиво), такие люди не забывают своего прошлого, не отбрасывают его на обочину с усмешкой или высокомерной гримасой. Стараюсь учиться у них. И в комнате бабушки Лизы нельзя было пройти просто так мимо большой, многократно увеличенной единственной фотографии погибшего Степана Окуджава, чтобы не ощутить, как он всматривается в тебя, обжигая тоской и недоумением. А что ты можешь ему ответить? Кипят ли в тебе те самые единственные, ненапрасные слова, с помощью которых тебе, наконец, удастся утешить его? Нет, бессильны наши ухищрения. И вот он пристально всматривается и в седенькую свою Лизу, и в повзрослевших детей. Времена переменились, а взгляд его неотрывен, пронзителен, и они это чувствуют, дети счастливого писаря, их память еще свежа и деятельна, хотя сами они устремлены в грядущее.

(По Б. Окуджаве)

(230 слов)

Задания и вопросы

1. Выпишите из текста сложные слова и выделите в них морфемы.

2. Найдите и запишите слова с чередующимися гласными в корне.

3. Дайте письменное объяснение слов: вероломный, неистовствовать, амбициозный, чванливый.

4. Составьте схему последнего предложения и охарактеризуйте его.

Практическая работа №6 «Учет и группировка правописных ошибок»

1.        Работа над ошибками.

2.        Применяя алгоритм поиска орфограмм и пунктограмм, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Вариант 1

   Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.  По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой. Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя. Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом.

   А в чём самая б..льшая цель в жизн..?  Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.  Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать. Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.

   Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности.

Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.  Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.

  Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..

  Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.  А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.

   Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:

                                                                                              (Д. Лихачёв.)

Вариант 2

Я п..шу в св..их письмах о цел.. и смысле жизн.. о крас..те поведения а потом перех..жу к крас..те окружающего нас мира к крас..те открывающ..ся нам в произведениях и(сс,с)ку(с,сс)тва.  Я делаю это (по)тому что для во..приятия крас..ты окружающ.. мира человек сам должен быть душевно красив глубок.  Мы вступаем в век в котором образ..вание знания про(фф,ф)е(с,сс)иональные навыки будут играть опред..ляющую роль в судьбе человека. Учение вот что сейчас нужно м..л..дому человеку с самого малого возраста. Нужно при этом помнить что самое благопр..ятное время для учения м..л..дость. Име(н,нн)о в молодост.. в детств.. в отрочеств.. в юност.. ум человека наиболее воспр..имчив.  Воспр..имчив к изучению языков (что крайне важно) к математик.. к усвоению знаний и развитию эст..тическому ст..ящему рядом с развитием нравстве(н,нн)ым. Умейте (не)терять врем..ни на пуст..ки на "отдых" который иногда утомля..т больше чем самая тяж..лая работа.

   Берегите себя для учения для пр..обретения знаний и навыков которые только в м..л..дости вы осво..те ле..ко и быстро.

                                                                                     (Д. Лихачёв.)

Практическая работа № 7. Ошибки на употребление форм слова.

1.        Укажите на отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных; дайте стилистическую оценку вариантным формам рода.

 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2. Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3. Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии. 4. Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист - выдумщик и заводило. С ним не соскучишься! 6. Он стоял, пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним бедному малютке. Но она взяла на руки ребенка и, назвав малышку премиленьким, унесла. 7. Миллионный житель. Радостное событие в жизни города-героя возвестил громкий крик родившегося вчера малыша: дочка рабочего завода «Баррикады» и бухгалтера детского сада Виктора и Ольги Чаусовых стала в этот солнечный день миллионным жителем Волгограда. - Мы стараемся сделать все, - сказал председатель горисполкома Ю. Староватых, - чтобы и у малыша, и у всех волгоградцев были хорошие условия жизни в нашем теперь уже миллионном городе.

2. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

    Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конферансье, маленьк… нули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго.

3.     Дайте оценку употреблению форм числа имен существительных. Исправьте стилистические ошибки, мотивируя выбор грамматической формы слова.

    1. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело посадку леса на большой площади. 2. Применение хлоридов при снегопадах препятствует образованию снежных накатов, а там, где они уже образовались, способствует их разрушению, ликвидирует ледяные корки при гололеде, уменьшает силы смерзания льда с поверхностью дороги. 3. Вопросы, требующие согласований и разрешений Госавтоинспекции, изучаются заблаговременно. 4. В наше время неизмеримо возросли передвижения транспортных средств. 5. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 6. Восемнадцать лет работает художественным руководителем в Доме культуры Н.А. Горлович. За это время он помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 7. Далеко не все разработки коллективов института отвечают задачам сегодняшних и завтрашних дней. 8. Коллективы решили каждый квартал обмениваться информациями. 9. Значительные суммы составляют доходы от прибылей предприятий местного значения. 10. В делах, поступках, поведении бригадира как в зеркале отражаются его отношения к коллективу, в котором он трудится.

4.     Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

    1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 8. В этом же здании обучаются будущие повары. 9. Посмотрите на снимок! Сколько весит, по-вашему, эта щучище? Всего 14 килограммов! 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 11. Сад занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежности? - Поезд сошел с рельс.

5. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

    1. Мо… импрессарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн… денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби. 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен… зеро. 9. Местных жителей мучил… бери-бери, котор… казал… неизлечим… . 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт… парвеню, котор… просочил… в высшее общество, теперь отворачивал… от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск… кольраби - особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн… иваси, застрявш… в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк… и по-своему миловидн… шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых ученых.

6. Употребите слова в скобках в нужной форме.

А. (Авторитетный) жюри молодых стилистов возглавляет (известный французский) кутюрье.

Б. Мода - это и (удивительный) ноу-хау, и выгодное вложение капитала.

В. Растет число японских ресторанов, где подаются (отличный) гюдон, (вкуснейший) суси, (замечательный) тампура, другие национальные блюда.

Г. 704 кооператива (зарегистрирован) в одном из крупнейших районов города, но только 14% из них (заниматься) благотворительностью.

Д. Первыми обладателями (учрежденный) Гран-при стали легендарный конструктор оружия Михаил Калашников и кондитерская фабрика "Красный Октябрь".

Е. Опрос (четыреста) компаний показал, что 71 (процент) предприятий оценили работу своих пожилых сотрудников положительно.

Ж. (Рождественский) шоу имело большой успех.

Практическая работа №8 «Формы слова в предложении и тексте»

1.        Укажите ошибки в выборе вариантных форм числа и падежа имен существительных; отредактируйте текст.

    С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьянина. Это - подойник. Заказов на них очень много. Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.

    А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время. А как обойтись без них хозяйкам? Нынче огурец уродился, и на наш товар особый спрос.

2.        Исправьте речевые ошибки в предложениях.

Вариант 1

Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. Лёня рос круглой сиротой. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. Только один листок виднеется на кусту орешника. Инженера везде требуются. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. Я напою тебя отличным ко-фем. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лишние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришёл кто-то родной. Наш интерес к медицине вполне понятный. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. Я видел Анатолия в своём доме много раз. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. Ейное предложение было неуместно. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. Вася о чём-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее - время позднее

Вариант 2

Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. Катя научила меня танцевать старинный танго. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. Мы с подругой приехали с дач в один и тот же день. Она теперь у меня в долге. В Историческом музее я видел старинные ружьи. В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. На Кавказе много глубоких ущельев. Наш город красивый в любое время года. Он был способный выполнить самую трудную задачу. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. Ка-кая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. Обои девочки были очень хорошенькие. Белые соцветия каштана были подобные свечам на праздничных елках. Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргументы Шмелёва менее весомее. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. У ней совсем не было времени. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во вре-мя эпидемии. На обеих коленях были царапины.

. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, лежите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки.

Практическая работа №9 «Стилистический анализ синтаксических структур в тексте»

1.        В приводимых предложениях порядок слов имеет стилистически нейтральный характер. Измените порядок слов таким образом, чтобы он приобрел экспрессивный характер.

1.В действиях сербских властей невозможно проследить никакой логики. 2. Вечером трехрядный полицейский кордон преградил путь сторонникам «Единства». 3. Вук Драшкович призвал своих сторонников на следующий день приходить в центр города с палками. 4. Самый лучший чай растет на Цейлоне. Цейлонский чай прославил ведущие мировые марки чая. 5. Создатель и владелец чайной марки «Дилма» отдал 45 лет жизни выращиванию, дегустированию и производству цейлонского чая.

         2. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

    1. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 2. Стены украшают плакаты и флажки. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 6. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 7. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 11. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы. 12. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет.

3.Укажите недочеты в построении предложения, в согласовании причастий и союзных слов в придаточных определительных, а также другие речевые ошибки. Устраните их, используя различные приемы стилистической правки.

    1. Лица, попытающиеся пройти ночью к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей по пути всего следования к причалу. 2. Мы решились на публикацию этих материалов не потому, что разделяем взгляды опального генерала, а потому, что нас возмущает цензорская функция, которую самовольно возложила на себя нынешняя кремлевская команда, которая запретила показ этого интервью по ТВ, которое теперь находится в монопольном владении одной финансово-политической группы, которая полностью срослась с властными структурами, став еще и главным цензором РФ, от которого российская демократия должна себя защитить. 3. Дальневосточные лососи, представлявшие из себя один из наиболее ценнейших объектов рыбной промышленности, нуждаются в принятии неотложных мер по предотвращению своего уничтожения. 4. Никарагуа, с которой мы поддерживали дружественные отношения, подвергается мощному давлению, направленному на дестабилизацию правительства, которое вызывает страдания и человеческие жертвы. 5. На протяжении долгих тысячелетий здесь возникли прекрасные пещерные просторы: вода, протекающая расщелинами, была насыщена известью, из которой на сводах образовывались пещерные камни - сталактиты и сталагмиты. 6. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию в издательстве, заключившем с ним договор при первом издании рукописи, опубликованной в прошлом году, и сохранившем за собой права на все последующие издания произведения. 7. Очевидна необходимость выдвижения на первый план осуществления мероприятий по погашению задолженности зарплаты рабочим комбината. 8. Рабочие нашего отделения и после его отделения и обретения самостоятельности работают ниже своих возможностей, а неполучение зарплаты за последние три месяца не способствуют налаживанию производства. 9. По окончании ознакомления с экспонатами было разрешено их фотографирование.

      4. Отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции; упростите тяжеловесные, громоздкие предложения.

    1. Автоматические приборы мартена показывают максимальную температуру, которая дозволена технологической инструкцией, которая была составлена техническим бюро. 2. Приведенные факты в книге свидетельствуют о больших успехах медицины в лечении самых страшных болезней. 3. Теряется драгоценное время в работе Государственной думы, слушая глупые разговоры безответственных депутатов. 4. Машина взорвана в самом центре Москвы, в нескольких шагах от Ильинки, поворотя от нее направо в первом переулке. 5. Безделье - это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает! 6. Получив признание широких читательских масс, книга была переиздана, принеся автору и издателю немалую прибыль. 7. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке. 8. Пройдя за 9 месяцев дрейфа свыше 250 км, льдина была покинута нами во главе с руководителем экспедиции Папаниным. 9. У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру? 10. Мамонты были степными растительноядными животными и жили в период похолодания нашей планеты, когда приполярные воды были скованы льдом, когда языки ледников с севера достигали среднерусской равнины, когда зимы были малоснежными, сухими, морозными, когда древесная растительность выживала только по поймам рек, а северная граница лесов пролегала в субтропиках.

Итоговый зачет

Темы рефератов

1.        Язык, речь, мышление.

2.        Стилистика и культура речи.

3.        Коммуникативные качества речи. Точность речи.

4.        Коммуникативные качества речи. Логичность речи.

5.        Коммуникативные качества речи. Чистота речи.

6.        Коммуникативные качества речи. Выразительность речи.

7.        Коммуникативные качества речи. Богатство речи.

8.        Коммуникативные качества речи. Благозвучие речи.

9.        Коммуникативные качества речи. Уместность речи.

10.        Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры.

11.        Нормативный аспект культуры речи. Типология норм.

12.        Причины отступлений от норм в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения.

13.        Разговорная речь как особая речевая система.

14.        Средства массовой информации и культура речи.

15.        Правильность письменной речи: русская орфография (разделы орфографии, понятие «орфограммы», основные принципы орфографии).

16.        Правильность письменной речи: русская пунктуация (три принципа пунктуации, функции знаков препинания).

17.         Клише, штампы, ярлыки в русском языке.

18.        Фразеология, ее использование. «Новая фразеология».

19.        Словари и справочники – наши помощники.

20.        Почему мы так говорим (из истории слов и выражений).

21.        Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

22.        Роль языка в средствах массовой коммуникации.

23.        Как мы обращаемся друг к другу.

24.        Иноязычные слова: обогащение или оскудение?

25.        Будущее русского языка.

26.         Особенности русского речевого этикета.

27.         Эволюция обращения в русском речевом этикете.

28.            Разговорная речь на чатах в Интернете.

29.            Заимствования в русском языке последних десятилетий.

30.            Архаизмы и неологизмы в современном русском языке.

31.            Речевая культура молодежи.

32.            Жаргон и его роль в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи за I полугодие

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи за 1 полугодие...

Практические работы по УД "Русский язык и культура речи" для обучающихся техникума

Практические работы  учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».В результате выполнения  практических работ обучающийся должен уметь:-строить свою речь в соответствии с языковыми, ком...

Практические работы по Русскому языку и культуре речи

Представлено 12 практических работ с методическими указаниями по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов 1 курса СПО. Частично задания могут быть использованы и для учащихся старших клас...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи», охватывают все основные нормы современного русского литературного языка. Содерж...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для  СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Тесты по русскому языку и культуре речи могут использоваться для текущего контроля знаний обучающихся...

Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...