Конспект урока по теме "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока 29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Служебные части речи

(урок систематизации знаний)

Цели урока: систематизировать знания о служебных частях речи; совершенствовать навык постановки запятой в сложном предложении; формировать умение использовать в речи предложения разных синтаксических конструкций.

Задачи:

Личностные: 
• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. 
• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу. 
• Воспитание любви и уважения к родному языку.

Предметные: 
• Отличать сочинительные союзы от подчинительных. 
• Разграничивать виды сложных предложений. 
• Пунктуационно правильно оформлять предложение.
Метапредметные: 

• Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу. 
• Контролировать и оценивать учебные свои действия в соответствии с поставленной задачей. 
• Развивать умение работать с текстом на уроке, извлекать нужную информацию.

• Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. 
•Связно излагать мысли. 

Ход урока

- Начать сегодняшний урок я бы хотела небольшой притчей ( под музыку)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? – спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне, и во второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а , может быть, вон того? – засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека с большой буквы…

- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках?

- Какого человека можно считать человеком с большой буквы?

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с текстами, которые учат нас быть людьми с большой буквы.

- Сформулируйте тему нашего урока. Это сделать вам поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет.

- В стихотворении вы услышали, что речь пойдёт о частях речи, но о каких?

- Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок?

- Правильно, служебные. Запишите в тетрадь число, классная работа, тему нашего урока. (Служебные части речи) – открыть часть темы урока.

Песня « Здравствуй, мир» ( только припев)

Здравствуй, мир, здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, миг, здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Здравствуй, дом, здравствуй, даль!
Здравствуй, радость и печаль!
Здравствуй, быль, здравствуй, новь!
Здравствуй, светлая любовь!

 

- Мы с вами прослушали отрывок из песни «Здравствуй, мир», давайте выстроим ассоциативную цепочку.

- Что такое мир?

- Какие нам понадобились единицы синтаксиса? ( предложения)

- Без чего невозможно обойтись в предложении? ( без предлогов и союзов)

- Продолжите тему нашего урока. (Повторение сведений о предлогах и союзах) – открыть вторую часть темы урока.

- Сформулируйте цели нашего урока по опорным словам:

Повторить

Отрабатывать навык

Закрепить

Развивать

Обобщить

Систематизировать

- Сегодня у нас урок систематизации знаний. А что же такое система? (Система языка – внутренне организованная совокупность языковых единиц, находящихся в отношениях друг с другом)

- Что значит систематизировать? (приводить в порядок, в систему)

- Итак, цели нашего урока:

Учиться сравнивать языковые явления;

Развивать устную и письменную речь;

Учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах и группах;

Отрабатывать навыки доказательного ответа.

 

Ребята, у вас на партах лежат маршрутные листы. Во время  урока вы сами или ваш сосед, слева, справа, неважно, будет оценивать вашу работу после каждой выполненной задачи.  Разбаловка внизу страницы, вы ставите себе баллы. В конце суммируете и выставляете себе предварительную оценку. В конце урока мне сдадите свои листы, в них внесу еще баллы и выставлю окончательную оценку. А сейчас подпишите каждый свой лист.

- На слайде вы видите текст Сухомлинского без служебных частей речи:

Если ты детства не научился смотреть глаза матери видеть них тревогу покой, мир смятение, ты всю жизнь останешься нравственным невеждой. Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается материнском отцовском сердце радостью болью, счастьем страданием, человеческий долг детей – платить родителям их безграничную любовь преданность тем же: заботами, любовью, преданностью.

- Кто такой невежда?

Мы уже проводили словарную работу с этим словом, вспомните.

Невежда - необразованный, малознающий

- Чтобы превратить это творение в текст, что необходимо использовать?

- Запишите текст в тетради.

Проверяем со слайда:

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть них тревогу или покой, мир или смятение, ты всю жизнь останешься нравственным невеждой. Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском или отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием, и человеческий долг детей – платить родителям за безграничную преданность тем же: заботами, любовью, преданностью.

- Прочитайте выразительно получившийся текст.

- К чему призывает автор данного текста?

- Какие служебные части речи вы использовали для составления текста?

- Почему?

- Заполните листы самооценки.

- Сейчас я вам предлагаю поработать с метким русским словом. Вам следует восстановить пословицы, подобрать правильное продолжение.

  1.      Книга мала, да ума придала.
  2. Чтобы много знать, надо много читать.
  3. Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
  4. Книга — маленькое окошко, но через него весь мир видно.
  5. Книги не говорят, а правду сказывают.
  6. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  7.      Книга поможет в труде и выручит в беде.
  8.      Когда нет умного соседа, с книгой беседуй.

- Назовите пословицы с сочинительными союзами.

- Назовите пословицы с подчинительными союзами.

- Заполните листы самооценки.

- Переходим к «Информационному вспахиванию»: (ромашка с лепестками, на которых написаны вопросы)

1.  Что общего между предлогами и союзами, и чем они отличаются?

(Союз и предлог относятся к служебным частям речи. Их основное отличие в том, что они выполняют разные функции. Союзы служат для связи однородных членов предложения, частей предложения и отдельных предложений в связном тексте. Предлоги выражают зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи в словосочетаниях, входящих в состав предложения).

2.  Назовите группы союзов. ( Сочинительные и подчинительные)

3.  Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?

(Составные - СОСТОЯТ из нескольких слов (несмотря на, в связи и тд), простые - из одного (к, в, по)

4.  На какие группы делятся сочинительные союзы?

(Сочинительные союзы делятся на четыре группы:

Соединительные: и; да (= и); не только... но и; как... так и; ни...ни, и...и, не только...но и, тоже,

также, да и, притом, причём.

Разделительные: или; или... или; либо; то... то; не то... не то; то ли ... то ли.

Противительные: а; но; да (= но); однако же; зато).

5.  Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

(Для связи предложений и однородных членов служат сочинительные союзы,

для связи предложений – подчинительные).

6. Какие предлоги называются производными?

(Производные предлоги образованы от других частей речи: благодаря, несмотря на, спустя - отглагольные, образованы от деепричастий, впереди, возле, после - наречные, от наречий).

- Заполните листы самооценки те, кто выходил отвечать.

- Продолжаем работать дальше. Работаем со вторым текстом в парах.

- Прочитайте текст.

Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его. Он вер.л, что дети любят его, что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его. ( В) течении. долгого времени он всё терпел.

- У вас в парах есть этот текст. Прямо в листочке, в тексте, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, найдите служебные части речи, определите их виды, подчеркните как члены предложения. Подпишите ваши работы, в конце урока вы их сдадите.

- Какие предлоги вам встретились? (производные, непроизводные)

- Какие союзы вам встретились? (сочинительные, подчинительные)

- О чём этот текст? К чему призывает Платонов?

- У вас лежат схемы предложений. Какая схема соответствует 1-му предложению? 2-му? 3-му? 4-му? 5-му? 6-му?

- Разберём второе предложение текста синтаксически. (объясняя орфограммы) и выполним морфологические разборы предлога и союза. Работаем у доски (3 человека).

- Немного отдохнём, поотгадываем ребусы:

 

1 Две ноты, союз

Всё вместе – игра,

В которую люби играть детвора. ( домино)

2 Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают вкусный плод

Южноамериканского растения ( ананас)

3.Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог-союз,

А в целом я материя

И на костюм гожусь.

(Сук-но).

4. Начало – предлог

Потом оленя украшенье, а вместе  - место

Оживленного движенья.

(до-рога)

5. Предлог стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом,

А целок мы все решаем

И у доски, и за столом.

(за-дача)

- Переходим к творческой групповой работе. Перед вами на слайде текст Рябцева. 

Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик в пять лет уже гонял скот на водопой. В течение этого времени отец брал сына на охоту. Дочка тоже не сидела без дела. К двенадцати годам девочка полностью вела домашнее хозяйство. Вследствие этого девочек всему учила мать, а мальчиков – отец.

- Выберите в своей группе задание, которое вы будете выполнять, опираясь на текст Рябцева.

1. Составить памятку « Как отличить производные предлоги от других частей речи.»

2. Составить алгоритм « Как отличить на письме союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей

речи»

3. Составить схему « Служебные части речи в русском языке»

- Представление результатов работы групп.

- Ещё раз читаем этот текст. 

- Какие мысли, чувства у вас пробуждает этот отрывок?

- Игра « Федот, да не тот» (я буду называть словосочетания, вы поднимаете букву Е или И)

1.  идти в течение  дня

2.  вследствие  невнимания

3.  в течении реки

4.  эти герои действуют в продолжении романа

5. трудно отыскать ошибку в следствии

6.  смотрел в течение минуты

- Ребята, часто бывает, что мы или окружающие говорят неправильно, допускают грамматические и речевые ошибки. У вас у каждого есть фразы с ошибками, ваша задача исправить в них ошибки).

  • ПРИШЕЛ  (СО,  ИЗ)  ШКОЛЫ
  • СКУЧАЕМ  ПО  (ВЫ)
  • ПО  ОКОНЧАНИ…  СПЕКТАКЛЯ
  • ПО  СОСТОЯНИ…  ЗДОРОВЬЯ
  • БРАТЬ  ВОДУ  (ИЗ, С)  КОЛОДЦА
  • ВОПРЕКИ  ПРОГНОЗ…
  • ПРЕПАРАТ  ДЛЯ  БОЛИ  В  СПИНЕ
  • ОПЛАТИТЬ  (ЗА)  ПРОЕЗД
  • РЕЦЕНЗИЯ  (НА, О)  КНИГ…

  • ПРИШЕЛ  ИЗ  ШКОЛЫ
  • СКУЧАЕМ  ПО  ВАС
  • ПО  ОКОНЧАНИИ  СПЕКТАКЛЯ
  • ПО  СОСТОЯНИЮ  ЗДОРОВЬЯ
  • БРАТЬ  ВОДУ  ИЗ  КОЛОДЦА
  • ВОПРЕКИ  ПРОГНОЗУ
  • ПРЕПАРАТ  ОТ  БОЛИ  В  СПИНЕ
  • ОПЛАТИТЬ   ПРОЕЗД
  • РЕЦЕНЗИЯ  НА  КНИГУ

- Возвращаемся к целям нашего урока.

- Удалось ли нам их выполнить?

- С какими текстами мы работали, закрепляя тему?

- Оцените результаты своей работы на уроке по критериям, заполните оценочный лист

Слайд 18 : Домашнее задание на выбор:

1 Составить словарный диктант по теме « Служебные части речи» + упражнение № 396

2 Написать эссе по теме « Как я помогаю родителям», используя служебные части речи, +

упражнение № 399

- Закончить урок я бы хотела притчей:

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало много людей, ходила маленькая старушка. Её одежда была грязной и оборванной. Она что – то бормотала про себя, подбирая с песка какие –то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Родители не разрешали своим детям приближаться к ней. А когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ножки…

- Ребята, будьте добры, дарите тепло и ласку, и не только близким вам людям, но и всем окружающим.

Завершая урок, хочу спросить, понравился ли вам урок. Если урок понравился на 50 процентов, поднимите одну руку, если урок понравился полностью – две руки.

Лист самооценки

Фамилия.

Имя…………………………………………………………………………………………

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:

№ п\п

Пункт работы

Баллы

Мои баллы

1

Составил текст Сухомлинского, используя служебные части речи

5(правильно вставлены части речи)

4 (допущено 1-2 ошибки)

3 (допущено 3-4 ошибки)

2 (допущено 5-6 ошибок)

1 (допущено 7-8 ошибок)

2

Знал ответы на вопросы «Информационного вспахивания»

один ответ – 1 балл

3

Правильно составил пословицы  

8

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

4

Эффективно работал в  паре (добавится до 3 баллов за листок и по 1 баллу работавшим у доски)

3 (отвечал на вопросы и правильно определил схемы предложений)

2 (правильно определил схемы предложений)

5

Смог отгадать ребусы

5

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

6

Эффективно работал в группе

Участвовал в работе группы -1б

Выступал с результатами работы – 1б

Дополнял выступления других групп – 1б

7

Правильно определили букву

6

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

8

Выполнил задание «Орфоэпической минутки»

5(правильно исправлены ошибки)

4 (допущено 1-2 ошибки)

3 (допущено 3-4 ошибки)

2 (допущено 5-6 ошибок)

1 (допущено 7-8 ошибок)

Перевод баллов в оценку                        Итого ________________________

Максимальный балл 40

«3» - 19 – 26 баллов

«4» - 27 – 35 баллов

«5» - 36 – 40 баллов

1.  Что общего между предлогами и союзами, и чем они отличаются?

2.  Назовите группы союзов. 

3.  Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?

4.  На какие группы делятся сочинительные союзы?

5.  Какие союзы служат для связи предложений

и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

6. Какие предлоги называются производными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Конспект урока "Служебные части речи"

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....

Конспект "Имя существительное - часть речи"

Урок повторения  изученного в 5 классе по теме "Существительное", составление опорного конспекта....