Рабочая программа по курсу «Подготовка к написанию экзаменационных творческих работ» (8-9 класс)
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Селиванова Елена Сергеевна

Рабочая программа рассчитана на учащихся 8-9 общеобразовательных школ. поможет учителю подготовить учащихся к написанию творческих работ на ОГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цнинская СОШ №2»

Тамбовского района

Тамбовской области

Рабочая программа

по курсу

«Подготовка к написанию

экзаменационных творческих работ»

(8-9 класс)

34 часа

Учитель русского языка и литературы

Селиванова Е. С.

п. Строитель, 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Подготовка к написанию экзаменационных творческих работ» составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету  «Русский язык»;  рассчитана на учащихся 8-9 класса общеобразовательных школ, составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся; ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Программа создана на основе

 -Приказа МО и науки РФ от 17.05.2012  №413, пункт 18.3.1.

-Приказа МО и науки РФ от17.05.2012  №413, пункт 9.2.

-Приказа МО и науки РФ от 31.12.2015 №№ 1576, 1577, 1578.

-Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (протокол от 25.10.2018 г. №1).

-Приказа УО и науки Тамбовской области от 20.02.2019 №429

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения  направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

Актуальность курса

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме.  Курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (15-1,2,3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

В данном курсе особое внимание уделяется работе с детьми-инофонами. Эта необходимость возникла по ряду причин:

  • активные миграционные процессы в Российской Федерации способствуют увеличению процента детей, не говорящих на языке принимающей страны. В различных регионах Российской Федерации обучается от 3 до 45 % детей-мигрантов;
  • российские школы столкнулись с тем, что в них образовались «этнические» вкрапления. Дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников;
  •  итоговая аттестация для учащихся 9-11 классов не выделяет детей-инофонов и детей-билингвов в отдельную группу. Для них действуют те же нормы, что и для русскоязычных детей-монолингвов.

Дети-инофоны и билингвы (в подавляющем большинстве) плохо читают, у них бедный словарь, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст (информацию из учебника). Учащиеся, для которых русский язык является неродным, плохо владеют этими общеучебными умениями в силу слабого владения русским языком. Особую трудность для них представляют категория рода, категория одушевлённости\неодушевлённости, русская предложно-падежная и видо-временная системы. Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего успешного обучения.

Цель программы: подготовка обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к  выполнению творческих заданий аттестационной работы за курс основной школы.

 

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку;
  • формировать следующие коммуникативно-речевые умения:
  • вычленять главное в информации,
  • сокращать текст разными способами,
  • правильно, логично и кратко излагать свои мысли,
  • умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
  • давать лаконичное и точное определение явлениям, находить связь содержания текста и предложенного явления;
  • отбирать наиболее яркие примеры предложенного явления из собственного жизненного опыта или литературы, корректно их оформлять;
  • понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),
  • проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания,
  • продуцировать собственное связное высказывание, посвященное обозначенной лингвистическому явлению,
  • способность доказывать правильность назначения языковых средств,
  • умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;  
  • умение оформлять текст,
  • умение связывать часть текста с его полным содержанием, находить закономерности развития событий;
  • умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
  • совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением;
  • дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
  • повысить уровень знаний по программным разделам курса русского  языка;
  • помочь учащимся-инофонам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом;
  • формировать коммуникативную компетентность учащихся-инофонов.

 Данный курс направлен на решение комплексной задачи – развития речи школьников, усвоение ими практической грамотности, и представляет собой единую методическую систему.

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.

Ведущими принципами обучения является системность изложения учебно-методической информации, принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха), принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуализации, практической направленности обучения, принцип связи теории с практикой.  Поэтому особенностью структуры программы стало деление на теоретическую и практическую части.

Основные методы и приемы работы.

При обучении языку как неродному (второму) приоритетной считается цель — обучение речи. Сначала следует научить разговаривать, а потом уже читать и писать на этом языке. В полиэтнических классах обучение языку именно таким образом невозможно, из-за того что работа идет по программе «русский язык как родной» и требования требования к уровню подготовленности учащихся на каком-то этапе обучения (для конкретных детей этапы разные) начинают предъявляться одни и те же. В классах с полиэтническим составом постоянно стоит задача «выравнивания», подготовки к итоговой аттестации на общих основаниях; развития учащихся с целью их социализации в российском обществе.

В методике преподавания русского языка для монолингвов используется принцип от общего к частному, т.к. у таких учащихся формирование грамотности происходит с опорой на уже сложившуюся речевую компетенцию. Язык как систему монолингвы осваивают, анализируя основные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст). Формирование речевой компетенции осуществляется за счет освоения функциональных разновидностей языка.

В методике преподавания русского языка как неродного используется обратный принцип: от частного к общему. Важным моментом является формирование речевой компетенции учащихся-инофонов. Процесс формирования речевой компетенции осуществляется путем освоения грамматических моделей русского языка, при этом речевой материал осваивается как целостный. Поэтому в данной программе мы используем ряд приемов и методов (наряду с объяснительно-иллюстративным,  репродуктивным, частично-поисковым, исследовательским),  которые необходимы детям-инофонам для успешного освоения материала.

Сознательно-практический метод, нередко также называемый когнитивным, особенно активно используется в российских ВУЗах с начала 1970-ых гг. Цели обучения в этом методе формулируются как: практическое овладение языком в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), развитие речевых навыков и умений. Подход к освоению языка - сознательный, но при этом, в отличие от грамматико-переводного метода, практическое владение языком не смешивается с теоретическими знаниями о строении языковой системы. Поэтому не меньшая роль, чем системному изучению грамматики и лексики, отводится интенсивной тренировке языковых и речевых навыков и умений при помощи упражнений различного типа. Сознательно-практический метод предполагает освоение не лексики и грамматических структур, а лексико-грамматических образцов, то есть грамматика всегда вводится при помощи конкретных речевых образцов, а лексика изучается в контексте. Взаимодействие между преподавателем и учащимися строится как сотрудничество, хотя ведущая роль принадлежит преподавателю – именно он направляет и развивает анализаторскую деятельность учащихся. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).  — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов , А. Н. Щукин. 2009.)

Роль последних активна, так как они призваны постоянно анализировать, осмысливать изучаемые явления и осознанно применять их на практике. Языковые ошибки учащихся сразу же исправляются на основе полученных ими теоретических знаний, причем преподаватель стимулирует самоконтроль и автокоррекцию, указывая учащемуся на зону ошибки с тем, чтобы тот сам вспомнил соответствующие правила и исправил свой ответ.

Аудиовизуальный (структурно-глобальный) метод получил обоснование во Франции в 1950-е гг. на основе понимания языка как знаковой системы (структурализм) и психологической теории бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение), ориентирующей на изучение не сознания, а поведения, являющегося реакцией организма на предъявляемые стимулы. Закрепление же таких реакций в процессе изучения языка ведет к образованию речевых автоматизмов, лежащих в основе владения языком. Этот метод является разновидностью (современной модификацией) прямого метода. В разработке его теоретических основ участвовали П. Губерина, П. Риван, Р. Мишеа, Ж. Гугенейм. Метод получил широкое распространение во многих странах мира после выхода популярного аудиовизуального курса «Голоса и образы Франции» (1982), послужившего основой создания аналогичных курсов для разноязычных контингентов учащихся.

Аудиовизуальный метод — это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, преимущественно из сферы обиходно-бытового общения и в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности, представленной в виде иллюстраций в учебнике, диафильмов и кинофильмов. Последние используются в качестве основного средства семантизации и активизации учебного материала и призваны обеспечить зрительно-слуховой синтез. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).   - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009)

Коммуникативный метод (общение) в работе по развитию речи, выдвигая на первый план анализ условий и задач общения, реализуется в различного рода ситуативных упражнениях, основанных на учете факта зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).   - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009)

При работе с текстом используем адаптированный к ситуации метод «Карта памяти». Карта памяти или Ментальная карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Т.е. это способ ведения записей, который созвучен естественному способу мышления. (Приложения 11,12,13)

Карта отражает смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие связи между понятиями, частями. Это ветвистая структура, в центре которой расположено слово или изображение, кодирующее основную тему. От нее отходят ветви-подтемы, каждая из которых, в свою очередь, разрастается более мелкими веточками и так далее. Подобная структура безгранична. («Метод интелект-карт в методике преподавания русского языка как иностранного». Е. М. Зиновьева Тамбов)

Одним из основных приемов работы является комментированное чтение. Комментарий – древнейший универсальный инструмент работы с текстом, широко используемый, кроме филологии, и в других науках, имеющих многозначные вербальные объекты исследования. Латинское «commentarius» толкуется двояко: как толкование или объяснения (т.е. объяснительные примечания к тексту) и шире – как рассуждения, пояснения и даже критика объекта. Различают комментарии субъективные (авторские, читательские, критические) и объективные (исследовательские, научные). Среди них для преподавания русского языка как неродного наиболее актуальны лингвистический, лингвострановедческий, социокультурный.

Лингвистический комментарий раскрывает особенности словаря и фразеологии писателя; частным случаем его являются так называемые глоссы (непонятные, устаревшие или диалектные слова). Существующая методика анализа художественного текста выделяет три уровня аналитической деятельности: лингвистическое комментирование, лингвистическое толкование и лингвопоэтическое толкование. Лингвистическое комментирование – начальный этап анализа текста. Цель комментирования – объяснить непонятные слова, ситуации и т.д. Необходимость лингвистического комментирования мотивируется тем, что в тексте часто встречаются такие слова и выражения, формы и категории, которые для обычного общения уже не характерны. Лингвистический комментарий обычно включает толкование слов и выражений, значительная часть которых в современном русском литературном языке имеет иное значение или неупотребительна, а также толкование слов и изречений, стоящих вне литературного языка.

Лингвострановедческий комментарий содержит информацию о национально- культурном компоненте лексики.

Лингвострановедческий материал включает следующее:

  • национальные реалии (элементы национальной системы понятий, существующие в рамках явлений и объектов данной народности и получившие свое отражение в языке);
  • коннотативная лексика (слова с совпадающим объемом понятий в разных культурах, но обладающие дополнительными – коннотативными - значениями и вызывающими в сознании носителя языка определенные культурно-исторические ассоциации);
  • фоновая лексика (лексика, несущая, наряду с межнациональной информацией, информацию национального характера).

Поскольку основным объектом является не страна, а фоновое знание носителей языка, их невербальное поведение в актах коммуникации, в обобщенном виде их культура, то в настоящее время правомерным считается введение социокультурного компонента обучения русскому языку как неродному, на базе которого учащиеся формировали бы знания о реалиях и традициях России, включались бы в диалог культур, знакомились с достижениями русской национальной культуры. Другими словами, речь идет об экстралингвистической информации, включающей мысли, духовные ценности, культуру, невербальные средства общения.

В русском источниковедении и литературоведении используется также реальный, или исторический, комментарий, который рассказывает о событиях, обстоятельствах и лицах, упоминаемых в тексте, т.е. это комментарий, объясняющий реалии. Под реалиями подразумеваются различные объекты материальной и духовной жизни общества, встречающиеся в произведении (факты, исторические имена, события и пр.). В более широком смысле реальный комментарий может быть назван страноведческим, ибо те реалии, что подвергнуты осмыслению и толкованию комментатором, естественным образом связаны с жизнью языкового коллектива той или иной страны. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).   - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009)

Таким образом, в методике преподавания русского языка как неродного, на наш взгляд, целесообразно объединить приемы различных видов комментирования, т. к. важным оказывается не просто перевод или толкование слова как словарной единицы (то, что присутствует в лингвистическом комментировании), но и объяснение реалий, связанных с ним, ушедших или сохранившихся, но непонятных инофону. Именно таким, как оказывается, становится социокультурный комментарий, предложенный С.Г.Тер-Минасовой, хотя она пишет о его противопоставленности лингвистическому. Социокультурный комментарий С.Г.Тер-Минасова назвала «способом преодоления конфликтов культур», которые возникают при чтении классической художественной литературы, т.к. ее язык в разной степени устарел и для носителей языка, не говоря уже об иностранцах. (Шерстобитова И. А. Технологии концептуального анализа в поликультурном образовании 2012г.)

Для работы с инофонами необходим прием лингвостилистического анализа текста (А.Н. Васильева). Такое чтение обязательно, оно является дидактически не только допустимым, но и необходимым. Этот вид чтения актуален и для работы с русскоговорящими монолингвами. Многое из текстов даже 50-60летней давности ребятам уже непонятны, а из-за активных процессов перехода сниженной лексики в язык СМИ, стилистический анализ становится не менее важен. (Л.Г. Чапаева «Социокультурный комментарий в преподавании русского языка как неродного»)

Словарная работа может вестись и средствами работы с концептами  (выявление смыслов слов) и концептуальным анализом. Учитывая специфику концепта, имеющего сложную структуру, можно выделить четыре этапа работы с концептами:

  1. Ассоциативно-интуитивный – подбор ассоциаций к слову.
  2. Словарный – определение словарного значения концепта по словарю (по разным словарям).
  3. Контекстуально-метафорический – выявление смысловой значимости концепта в контексте предложения.
  4. Концептуальный (личностный) – моделирование личностного концепта.

Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса, умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.

Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;
  • групповые;
  • в парах;
  • индивидуальные.

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса

Личностные результаты

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные УУД:

Аудирование

Учащемуся предъявляется текст  150-300 слов. Текст должен содержать не менее 30% избыточной информации. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст предъявляется 2 раза. Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.

Говорение

Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.

Письмо

1.  Учащийся должен уметь составлять в письменной форме план прочитанного или прослушанного текста. Объем предъявленного текста от 150 до 300 слов. План может быть составлен в форме вопросов или назывных предложений. Показателем сформированности умения является адекватность отражения предъявленной информации и правильность ее оформления в письменном виде.

2. Учащийся должен уметь излагать в письменном виде полученную в письменной или устной форме информацию, применяя различные способы компрессии (изложение). Объем предъявленного текста до 300 слов. Показателем сформированности умения является полнота отражения полученной информации и правильность ее оформления в письменном виде.

3. Учащийся должен уметь составлять самостоятельно тексты-рассуждения характер на сформулированную тему (сочинение). Главное в этой работе – умение опереться на ранее изученный материал и скомпоновать его в соответствии с самостоятельной программой высказывания. Работа ведется на основе предложенного текста. Объем такой работы от 70 слов.

Показателем сформированности умения является логичность изложения, грамматическая точность оформления мысли, объем и полнота раскрытия темы.

 Форма  контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение и сочинение, которые оцениваются с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

Данный курс рассчитан на  34 часа. 

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Рекомендации  по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ». (Приложение 1)

Учебно-тематический план

№ пп

Тема

Кол-во часов

Практика

Теория

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса . Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (изложение).

1

1

2

Понятие о видах изложений. Алгоритм написания изложения.

1

1

3

Первичное восприятие текста. Разбор текста.

1

1

4

Плана текста. Микротема. Абзацное членение.

2

1

1

5

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.  Приемы компрессии текста.

3

2

1

6

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. Написание сжатого изложения.

3

3

7

Обучающее изложение «Как делаются слова».

1

1

8

Проверка, оценка, анализ сжатого изложения.

1

1

9

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»

1

1

10

Контрольное изложение.

2

2

11

Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками. Оценка уровня речевого развития учащихся.

1

1

12

Вводное занятие. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе

1

1

13

Понятие о сочинении-рассуждении. Алгоритм написания сочинения-рассуждения с опорой на текст. Критерии оценки сочинения.

1

1

14

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1

1

15

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

2

1

1

16

Практическая работа. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

1

17

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

2

1

1

18

Практическая работа. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

1

1

19

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

2

1

1

20

Практическая работа. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

1

1

21

Контрольное сочинение.

2

2

22

Проверка и оценка сочинения. Работа над ошибками. Оценка уровня речевого развития учащихся.

2

1

1

Итого

34

19

15

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

1. Вводное занятие. Цели и задачи курса . Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (изложение). (1ч)  Цели и  задачи курса.  Понятия: «текст», «главная мысль текста», особенности строения текста. Распределение информации в тексте.  Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.   Оценка уровня речевого развития учащихся класса. (Приложение 2)

Получит возможность узнать особенности строения и распределения информации в текстах различного типа.

Сможет научиться выделять главную мысль текста.

  1. Понятие о видах изложений. Алгоритм написания изложения. (1ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. (Приложение 3)  Анализ ученического сжатого текста. Работа над ошибками.

Получит возможность узнать особенности различных видов изложения.

Сможет научиться по алгоритму выстраивать информацию в изложении. 

3. Первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Понятия: тема текста, проблема текста, авторское отношение, авторский стиль.

 Выделение проблемы текста. Определение темы. Особенности стиля. Авторская позиция. Упражнения для подготовки учащихся к изложению (снятие интерференции в речи, то есть репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление коротких текстов по образцам).

Получит возможность узнать чем отличается тема текста от проблемы текста.

Сможет научиться определять тему текста; восстанавливать

последовательность эпизодов; определять общий смысл текста, отношение автора к проблеме.

4. Плана текста. Микротема. Абзацное членение.  (2ч.)                                                                                                      

Понятия: план текста, микротема, опорные слова, абзацное членение.

Искусство слушать текст. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста (обозначение абзаца в письменной и устной речи). Эталонное чтение текста и чтение текста хором. Акцент на паузы.  Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Подготовка рабочих материалов к изложению (выделение микротем, словарная работа, изложение каждой микротемы, анализ черновых работ, исправление недочетов). (Приложение 4)

Получит возможность узнать: что «нужно услышать» в тексте, как найти абзац в письменном и устном тексте.

Сможет научиться составлять план, выделять микротемы, находить опорные слова.

5. Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.  Приемы компрессии текста.(3ч.)

Понятие «сжатое изложение», компрессия текста, приемы компрессии (замена, обобщение, исключение, слияние). Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту.

Практикум по сокращению текста. 

  • Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации
  • Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)
  • Замены:                                                                                                                            

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;  

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчинённого предложения простым

  • Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких из синонимов.

  • Слияния:

- слияние нескольких предложений в одно и т.д.

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии. (Приложение 5)

Получит возможность узнать, чем отличается сжатое изложение от полного, возможности компрессии текста.

Сможет научиться использовать все виды компрессии текста при написании сжатого изложения.

6. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. Написание сжатого изложения. (3ч)

Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение  каждой  микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением». (Приложение 6,7) Редактирование текста. Сравнение с образцом.

 

Получит возможность узнать уровень своей подготовки к написанию сжатого изложения.

Сможет научиться применять приемы компрессии.

7. Обучающее изложение «Как делаются слова». (1ч)

(Разработка урока  дана  в пособии И.Д.Морозовой  «Виды изложений и  методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)

8. Проверка, оценка, анализ сжатого изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения на ОГЭ.

Система оценивания сжатого изложения на ОГЭ (Приложение 8)

Анализ изложения ученика.

Получит возможность узнать уровень своей подготовки к написанию сжатого изложения.

Сможет научиться писать сжатое изложение и анализировать его согласно критериям. 

9. Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (Приложение 9) (1 ч)

Получит возможность узнать классификацию лексических и грамматических ошибок.

Сможет научиться находить и исправлять лексические и грамматические ошибки в тексте.

10. Контрольное изложение.     (2ч)

11. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками. Оценка уровня речевого развития учащихся. (1ч) Анализ написанного изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.

 

9 класс  17 часов

  1. Вводное занятие. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (задание 15). (1ч)  Понятия: сочинение-рассуждение, тема, идея, проблема текста. Распределение информации в тексте. Особенности заданий 15.1, 15.2, 15.3.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.   Оценка уровня речевого развития учащихся класса (комплексный анализ текста). (Приложение 10)

Получит возможность узнать особенности строения и распределения информации в рассуждении.

Сможет научиться определять тему, идею, проблему текста.

  1. Понятие о сочинении-рассуждении. Алгоритм написания сочинения-рассуждения с опорой на текст. Критерии оценки сочинения. (1ч) Понятия: сочинение-рассуждение, опора на текст, аргументы, тезис, вывод.

Репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление коротких текстов по образцам). Технология написания сочинения-рассуждения. Анализ фрагментов ученических сочинений по критериям. (Приложение 8) 

Получит возможность узнать алгоритм написания сочинения-рассуждения с опорой на текст.

Сможет научиться правильно выстраивать текст сочинения-рассуждения.

  1. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. (1ч) Понятия: позиция автора, аргументы в пользу позиции автора и против. Выделение позиции автора и собственного мнения. Аргументы в защиту мнения автора и собственного.  Варианты оформления аргумента в сочинении-рассуждении. Работа по составленным образцам. Групповые и индивидуальные практикумы по составлению логических схем к текстам,  составлению и редактированию собственных письменных высказываний.

Получит возможность узнать разницу между позицией автора и собственной.

Сможет научиться находить в тексте аргументы, подтверждающие тезис или опровергающие его, оформлять аргументы в сочинении.

  1. Тезис. Вывод. Варианты построения тезиса и вывода в экзаменационном сочинении. (1ч) Понятия: тезис, вывод, цитирование. Составление и редактирование собственных письменных высказываний. Определение истинности/ложности высказывания по прочитанному тексту. Оформление вступления и концовки сочинения. Логическая, лексическая и синтаксическая связь между тезисом и выводом.

Получит возможность узнать, как связаны тезис и вывод логически, лексически и синтаксически.

Сможет научиться выдвигать тезис, логически и грамматически выстраивать вывод.

  1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1). (2ч) Понятия: цитата, ключевые слова в цитате, прямая и косвенная речь, способы цитирования.  Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Анализ цитаты, ее толкование и связь с текстом. Подбор аргументов. Составление клише или интелект-карт (Приложение 11) с опорными фразами. Работа с текстом и цитатой: определение ключевых слов в цитате; толкование слов-ключей; сопоставление цитаты с текстом. Упражнения на включение термина в словосочетание (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу). Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Абзацное членение сочинения.  Прямая и косвенная речь, варианты цитирования. Коллективное составление возможных схем сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Получит возможность узнать особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Сможет научиться анализировать цитату и подбирать аргументы; работать с клише.

  1. Практическая работа. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.  (1ч)

Словарная работа. Работа со словарями терминов. Составление плана. Выбор аргументов и оформление примеров в черновике. Варианты написания вывода. Работа с клише. Работа над ошибками.  Редактирование текста.

 

Получит возможность узнать варианты оформления вступления, аргументов и вывода.

Сможет научиться составлять план сочинения-рассуждения; писать сочинение с опорой на клише.

 

  1. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. 15.2. (2ч) Анализ содержания текста и отрывка текста. Толкование предложенного отрывка текста, его связь с содержанием всего текста. Подбор аргументов. Составление клише с опорными фразами или интнлект-карты. (Приложение 12)  Комментарий к вступлению и иллюстрирование примерами-доказательствами в основной части сочинения-рассуждения. Абзацное членение сочинения. Прямая и косвенная речь, варианты цитирования. Коллективное составление возможных схем сочинения-рассуждения .

Получит возможность узнать особенности сочинения-рассуждения сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

Сможет научиться анализировать содержание отрывка текста, анализировать

связь части текста и целого текста, подбирать аргументы; работать с клише.

  1. Практическая работа. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. 15.2 (1ч)

Словарная работа. Составление плана. Выбор аргументов и оформление примеров в черновике. Варианты написания вывода. Составление развернутого плана или аннотации; составление списка словосочетаний по теме, подбор синонимичных/антонимичных сочетаний; завершение предложения по началу; характеристика героев и т.п. Работа с клише. Работа над ошибками.  Редактирование текста.

 Получит возможность узнать варианты оформления вступления, аргументов и вывода для сочинения-рассуждения сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

Сможет научиться составлять высказывание с опорой на текст, писать сочинение с опорой на клише.

  1. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему 15.3. (2ч) Анализ предложенного слова/словосочетания: (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, др.) Работа с различными видами словарей. Толкование предложенного понятия, его связь с содержанием текста. Подбор аргументов из текста. Подбор аргументов из литературных произведений или собственного жизненного опыта. Составление клише с опорными фразами или интелект-карты. (Приложение 13) Абзацное членение сочинения.  Прямая и косвенная речь, варианты цитирования. Коллективное составление возможных схем сочинения-рассуждения.

Получит возможность узнать особенности сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему.

Сможет научиться  давать определение слову/словосочетанию, опираясь на содержание текста, составлять и работать с клише.

  1. Практическая работа. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.  (1ч)

Словарная работа. Составление плана. Определение предложенного понятия. Выбор аргументов из литературы, собственной жизни, текста и оформление примеров в черновике. Варианты написания вывода. Составление развернутого плана или аннотации. Работа с клише. Работа над ошибками.  Редактирование текста.

 

Получит возможность узнать варианты оформления вступления, аргументов и вывода.

Сможет научиться выбирать примеры для аргументов из литературы и собственного жизненного опыта, соотносить их с определением предложенного понятия.

10. Контрольное сочинение. (Самостоятельный выбор задания каждым учеником) (2ч)

  1. Проверка и оценка сочинения. Работа над ошибками. Оценка уровня речевого развития учащихся. (2ч) Анализ написанного сочинения. (Приложение 8) Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.        (Приложение 9)

Получит возможность узнать и объективно оценить свои знания.

Сможет научиться находить речевые и грамматические ошибки в тексте сочинения и исправлять их.

 

     

                    

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения: 

  • Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
  • Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
  • Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
  • Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  
  • Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.
  • Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
  • Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
  • Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
  • Умение последовательно излагать собственные мысли.
  • Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
  • Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
  • Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Список использованной литературы:

  1. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся / Е. А. Бершадская //Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. — 2009. — № 3.
  2. Бьюзен Т. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М. :Росмэн, 2007.
  3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).   - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009
  4. Обучение русскому языку как неродному: педагогический опыт Санкт-Петербурга: сборник статей. - СПб.: СПб АППО, 2012.– С.
  5. Особенности образования детей-мигрантов и беженцев в условиях единого образовательного пространства // Сборник трудов Пятой международной научно-практической конференции «Теория и практика образования, интеграции и образовательной карьеры беженцев, мигрантов и их семей в современном мире. – Ростов-на-Дону: Издательство НИИ СППО РАО, 2009.
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. Горского, В.А. - М.: Просвещение, 2011
  7. Русский язык в полиэтнических классах:  Методическое пособие/ М.Б. Багге,  М.Г. Белова, М.Р. Илакавичус и др.  – СПб.:  СПб АППО, 2010.
  8. Сухарева Л.И. «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2015г.

Общедоступные ресурсы международной сети "Интернет":

http://www.tsutmb.ru/

https://cyberleninka.ru

http://www.erono.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие/ В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
  2. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997
  3. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового):Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007
  4. Гингель Е.А., Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ  ФГОС" 9 класс - М.: Национальное образование, 2019.
  5. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель"
  6. Егораева Г.Т."Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2019.
  7. Егораева Г.Т."Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2019.
  8. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски. Учебное пособие– М., Русское слово, 2010.
  9. Калганова Т.А."Сочинения различных жанров в старших классах" - М.: Просвещение, 2005.
  10. Капинос В.И., Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2010.
  11. Козловская Н.В., Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста" - Санкт-Петербург: Сага, 2004.
  12. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  13. Малюшкин  А.Б."Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2003.
  14. Морозова И. Д. «Виды изложений и  методика их проведения».-М. : Просвещение», -1984г.
  15.  Нарушевич А.Г."Методика работы над сочинением на лингвистическую тему"
  16. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.

Общедоступные ресурсы международной сети "Интернет":

www.fipi.ru.

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...

рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 11 класс

Аннотация к рабочей программеучебного курсаподготовка к ЕГЭ по биологии11 классУчитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимани...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса

Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....