Урок русского языка на тему: «Правописание приставок пре- и при-»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Ерофеева Марина Андреевна

Тема урока: «Правописание приставок   пре- и  при-»

Цели урока:

  • познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре- и при-;
  • развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ВЕРХНИЙ БУЛАЙ

Урок русского языка на тему:

«Правописание приставок   пре- и  при-»

Составила: Ерофеева М.А

Учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока. Русский язык. 6 класс

Тема урока: «Правописание приставок   пре- и  при-»

Цели урока:

  • познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре- и при-;
  • развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к  проявлению креативных  способностей;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу. 

Познавательные:

  • структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: 

  • осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
  • принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные:

  • организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;
  • обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители -  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

  - учебник,  

  - раздаточный материал (маршрутный лист),

  - презентация

Образовательные технологии: проблемное обучение, элементы здоровьесберегательной технологии, исследовательская деятельность.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный (3 мин.)

Цель  этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний.

 - Здравствуйте, дети! Садитесь. Скажите, вы все сегодня поздоровались друг с другом? А улыбнулись при этом? Давайте поздороваемся друг с другом и улыбнемся!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Словарная работа (6 мин.)

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

- Проверим, как вы усвоили орфограмму, изученную на прошлом уроке. Запишем словосочетания и обозначим в них орфограмму. Один ученик будет записывать  на доске, остальные – в тетради:

Диктует словосочетания  с орфограммой «Буквы И-Ы после приставок»:  разыграть партию в шахматы, предыдущая страница, сверхискусная работа, безымянный палец, подытожить результат, сыграть в футбол, межигровой момент.

Организует взаимопроверку, помогает исправить ошибки

Записывают словосочетания, выделяют орфограмму

Взаимопроверка

Познавательные:

- обобщение наблюдений

Коммуникативные:

умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к  осознанию нового способа действия.

Организует повторение:

- Прежде, чем  мы перейдем к новой  теме, вспомним, правописание каких приставок мы уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала:

- Сегодня утром я получила странное письмо и не смогла его прочитать. Ребята, помогите мне это сделать. (Слайд №1)

 Пр…бываем в Болтутино завтра на автобусе, пр…ходящем ровно в 11.00 на пр…школьную площадь. Если не возникнут непредвиденные  обстоятельства, в 11.10 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом,  пр…ставки  Пре- и При-

 -  Попробуем прочитать его. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

(В какой части слова они пропущены  и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (Нет).

- Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока?  (Приставки  пре- и при-) Запишем ее (Слайд №2)

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ?

Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

  • -общеучебные:

- структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно  строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

 -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Изучение нового материала (12 мин.)

Цель этапа: знакомство с условиями выбора  приставок пре-, при-.

Организует самостоятельную  работу обучающихся в парах.

Поработаем в парах.  

- У вас на партах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте  по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. 

Маршрутный лист:

1. Обратитесь  к учебнику(стр. 111-112), проанализируйте таблицу, изучите правило.

Оформите пункты 2-4 таблицей

2. Найдите значения приставки при-, запишите,  приведите примеры.

3. Найдите значение приставки пре-, запишите, приведите примеры.

4.Возьмите на заметку! (Стр. 116), выпишите слова, в которых приставки пре-/при- не выделяются.

Что нового узнали из учебного материала?

А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? 

Работают самостоятельно в парах  по маршрутным листам

Работают с информацией, представленной в форме текста.

Передают знания друг другу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию  для решения практических задач.

-структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

-ценностно-нравственная ориентация (настрой  на работу, установление доброжелательных отношений в парах).

5. Физкультминутка (2 мин.) Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

После физкультминутки  настраивает на следующий этап урока.

Физкультминутка «Приставочки».

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

 присесть,

 привстать,

 принагнуться,

 снова приосаниться

 да призадуматься:

 «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

Регулятивные:

-саморегуляция;

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой  на   работу, установление доброжелательных отношений в классе).

6.Применения  знаний  и умений в новой ситуации (12 мин.)

 Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и  при-.

2) -Давайте проверим, правильно  ли вы заполнили таблицу в маршрутном листе? (Слайд №3)

Оцените свою работу

3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам письмо. Вставьте пропущенные буквы, объясните (Слайд №4, 5).

4) Буквенный диктант
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

Ответ: И, Е, И, И, И, И, Е, И, Е, И (Слайд №6)

Проверка со слайда

5) Работа с учебником (Упр. 202 –устно)

6) Мини-контроль: Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок, запишите исправленные слова 

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался (Слайд №7)

Строят монологическое высказывание по теме.

С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

Пишут буквенный диктант. Сверяются с ответом.

Работают группой и индивидуально (упр. 202)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию  для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  •  логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха.

7. Домашнее задание (3 мин.)

Даёт комментарий к выполнению задания.

Записывают домашнее задание:

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Для всех: § 31;

На выбор:

1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

2.Написать  заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

3. Упр. 203 (Слайд 8)

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный (2 мин.)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Я попрошу вас поделиться своими впечатлениями. А для этого прошу продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Осталось поставить оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание приставок на -з,с" 5класс

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок на -з,-с".  Урок содержит презентацию....

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Урок русского языка по теме "Правописание приставок пре-,при-"

Это урок с использованием мультимедийной презентации. Данная  тема ( «Правописание приставок пре-, при-») изучается в 6 классе (по программе М.Разумовской)....

Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...