Технологическая карта внеурочной деятельности по функциональной грамотности. 7 класс «Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Сафина Айгуль Маратовна

Образовательные:

- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными проблемами, постичь идейный смысл рассказа;

-сделать процесс чтения более эффективным.

Развивающие:

- создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;

– создать условия для развития памяти, мышления, внимания;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

- развивать критическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные навыки через работу с текстом;

Воспитывать: способствовать заинтересованности учеников к чтению художественных произведений;

– создать условия для знакомства с творчеством Е.И.Носова;

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся: уважительному отношению к окружающему миру, памяти об участниках Великой Отечественной воины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_vd_safina.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 внеурочной деятельности по функциональной грамотности. 7 класс

«Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?»

Ф.И.О. учителя: Сафина Айгуль Маратовна

Предмет: Внеурочная деятельность «Развитие функциональной грамотности»

Класс:  7

Тема урока

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию гражданской позиции, собственной точки зрения обучающихся на проблемы, существующие в обществе.

Задачи урока

Образовательные: 

- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными проблемами, постичь идейный смысл рассказа;

-сделать процесс чтения более эффективным.

Развивающие:

- создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;

– создать условия для развития памяти, мышления, внимания;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

- развивать критическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные навыки через работу с текстом;

Воспитывать: способствовать заинтересованности учеников к чтению художественных произведений;

– создать условия для знакомства с творчеством Е.И.Носова;

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся: уважительному отношению к окружающему миру, памяти об участниках Великой Отечественной воины.

Планируемые результаты

Личностные – понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения; формируют позитивное отношение к природе и человеку.

Предметные – формируют представление о жизни и творчестве Е.И.Носова; анализируют художественное произведение.

Метапредметные − развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель; владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка.

Формы и методы обучения

Технологии: технология проблемного обучения

Методы: частично – поисковый, практический, проблемный.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

Грех, равнодушие, святотатство, глумиться, варварство, кощунство        

Основные источники информации

   Учебник- Коровина В.Я. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014г, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

Оборудование

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран;

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организацион-ный этап.

 Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Сегодня наше занятие посвящено формированию читательской грамотности

Тема нашего урока «Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?»

Сегодня мы будем работать на опорных листах.

Они лежат у вас на столе. Как вы думаете, почему я пришла на урок не одна? С кем я пришла? Правильно с куклой. А какие ассоциации у вас возникают со словом кукла?

 (Кукла - игрушка, радость, дети, любовь, доброта, красота, забота, человек) Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

(Зачитает ученик)

КУКЛА

1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

Включение в

работу,

самоопределение.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

мобилизация внимания, положительный настрой на работу.

II. Актуализация знаний

Ребята, а теперь обратите внимание  на эпиграф к сегодняшнему уроку.

Самый большой грех по отношению

 к ближнему - не ненависть, а равнодушие;

вот истинно вершина бесчеловечности.

Джордж Бернард Шоу.

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

И поможет нам в этом рассказ Евгения Ивановича Носова “Кукла”. Кто-то уже знаком с этим произведением. На уроке мы прочитаем небольшую ее часть.

 

Слушают учителя, дают ответы

Коммуникативные: умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой

Познавательные: умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации.

III. Проведение занятия

Чтение текста

Работа с фрагментом из текста

Вопросы для обсуждения

Физминутка

Задания к тексту:

Заполнение таблицы

Письмо людям от имени куклы

Начнём читать со слов «Мы пошли мимо школьной ограды…»

Зачитайте описание куклы

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

С кем при описании сравнивает Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Как вы относитесь к этому?

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

(похоронить)

- Найдите этот отрывок и прочитайте его.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
--- Всего не закопать...

- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

-Так кто же должен бороться со злом?

(все люди)

-Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(равнодушный)

- К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

Гимнастика для глаз

1. Проанализируйте отношение Акимыча к ситуации с куклой. Подтвердите его отношение примерами из текста.

2. Заполнение таблицы по описанию каждого героя рассказа и куклы.

Акимыч

Рассказчик

Кукла

Учителя, ученики, прохожие

Так как тема наша называется «Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования», как и где мы сможем использовать эту информацию в таблице?

3. Выберите игрушку (куклу) и от её имени напишите письмо людям.

- А где в дальнейшем мы сможем использовать написанные письма?

Ответы детей.

 

Читают отрывок из произведения

Отвечают на вопросы,  высказывают собственное мнение, приходят к единой точке зрения.

Выполняют упражнения

Выполняют задание к тексту

Заполняют таблицу

Пишут письмо от имени куклы людям (читают)

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой

Познавательные:  анализируют и интегрируют информацию, полученную из текста

Личностные:  оценивают содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Личностные:

формирование ценностных установок на здоровый образ жизни.

IV. Подведение итогов

Рефлексия.

Домашнее задание.

Вывод:

Подводя итог нашего сегодняшнего урока хочется отметить то, что война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека  Акимычу невыносимо.  Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу:  «А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... ..

Никогда не говорите «мне все равно». Не надо стремиться афишировать свое равнодушие.

Это не показатель Вашей независимости. Что Вы чувствуете, когда Вам говорят «мне все равно»?  Становится пусто и холодно внутри. Вы ёжитесь и протестуете. Чаще всего, про себя… Ведь собеседнику… «все равно»… Всего каких-то два слова, а как глубоко проникают они в душу. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности. А бесчеловечность влечёт за собой преступное отношение к людям, природе

Так и в произведение Евгения Носова равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.  Хочу пожелать, чтобы вы никогда не оставались равнодушными, чтобы ваши души, ваши сердца не ослепли к чужой боли, Дарите добро и свет людям!

Ребята, я попрошу провести рефлексию своей деятельности на уроке и закончить предложения

  • Самое главное в жизни….
  • Нельзя прожить без…
  • На уроке я задумался о…
  • В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Составить вопросы по рассказу Е.Носова «Живое пламя» (по желанию)

Отвечают  на вопросы

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Регулятивные:

сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;  использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные:  давать

оценку действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс

Читательская грамотность сегодня является особенно востребованной. Это подтверждается международным исследованием PISA. Самыми трудными заданиями для российских школьников были задания по извлечению и...

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.

Естественно-научная грамотность. 9 классТема:  «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...

Пример заданий на формирование функциональной грамотности при работе с текстами итогового собеседования в 9 классе

На примере текста о знаменитом враче, кардио-хирурге Лео Бокерия разработаны задания на формирование функциональной грамотности. Некоторое задания придумывали сами ученики....

Развитие функциональной читательской грамотности при работе над текстом для 8-9 классов. Краеведческая деятельность

Используемый УМК: Spotlight. Английский язык. 8-9 класс: учебник для общеобразоват. организаций/О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева, М: Express Publishing: Просвещение, 2014. Цель-развитие функци...

Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»

Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»Тема «Задачи на переливание»5 класс...