урок русского языка в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова по теме " Буквы а, о на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

урок русского языка в 7 классе по теме " Буквы а, о на конце наречий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква а, о на конце наречий. Урок15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Русский язык, 7 класс, учебник М.Т.Баранова и др.

                                                             Буквы а–о на конце наречий с приставками

Цель: повторить способы образования слов; показать условия выбора написания букв а, о на конце наречий.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

М/п: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из разных источников (таблицы, текста), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в графическую модель, схему).

М/к: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, осуществлять взаимодействие в малой группе (паре), корректировать результаты работы.

ЛР: находить наречия с орфограммой-буквой а, о на конце, устанавливать способ образования наречий с приставками из-, до-, с– и на-, в-, за-, выбирать нужную букву в суффиксе и правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.

        Ход урока        

I. Оргмомент.        Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.        

II. Лингвистическая разминка. Словарный диктант

Издавна, снова, сгоряча, справа, слева, досыта, направо, влево, дочиста, добела, исподлобья, доходчиво, современно, исправно, искоса, издалека, засветло, извечно, досуха, досрочно.

- На какие две группы можно поделить слова по строению? Что общего в них? Выделите приставки. Какие буквы пишутся на конце наречий? Какая задача стоит перед нами на уроке?

        Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Осуществлять коррекцию своей деятельности.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие новых знаний. Наблюдение.

        1. Работа по учебнику.

а) Упр. 245 – извлечение информации из сравнительной таблицы образования и правописания суффиксов а, о на конце наречий.

По вопросам к упражнению учитель выстраивает беседу сначала по материалу левой колонки, затем – правой.

После анализа первой колонки важно, чтобы ученики сделали промежуточный вывод  – выбор буквы о или а на конце наречий связан со способом образования: если приставочно-суффиксальный, пишется а, если суффиксальный, то пишется о.

После сравнения слов левого и правого столбиков ученики делают вывод, что при одинаковом приставочно-суффиксальном способе выбор буквы а или о определяется характером приставки.

–        Сделайте общий вывод: от каких особенностей наречий зависит выбор написаний буквы а или о в суффиксе наречий?

б) Подсказка для проверки написаний перед текстом в рамке.

2. Сравнение результатов наблюдений с правилом правописания букв а, о на конце наречий с приставками в рамке.

–        Сколько частей можно выделить в правиле?

–        Что является условием выбора орфограммы? (Наличие определённой приставки и способ образования.)

–        Каково основное условие выбора буквы а, о на конце наречий? (Морфемное: приставка в слове.)

–        Назовите опознавательный признак орфограммы.

–        Составьте графическую модель этого вида орфограммы.

Ученики сначала составляют самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с теоретическим материалом по теме. Стр 115.

3. – Проверьте себя ещё раз с помощью слова-подсказки . Всегда ли можно ею пользоваться? (Нет, только если слово образовано приставочно-суффиксальным способом.)

        Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из таблицы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, модель).

V. Практика. Развитие учебно-языковых, орфографических и речевых умений.

        1. Выполнение упражнений 246,247.

Проверка коллективная с объяснением условий выбора написаний. Развивается умение определять способ образования наречий и объяснять условия выбора буквы а или о на конце наречий.

Нет орфограммы в слове добела, т.к. гласный в суффиксе ударный.

        Познавательные УУД

1. Группировать материал по заданным признакам.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

        

–В каких случаях на конце наречий пишется буква а, в каких- о? (Буквы а, о, приставочно-суффиксальный способ, суффиксальный, приставки из-, до-, с-, приставки в-, на-, за-.

-Вернемся к написанному словарному диктанту. Все ли слова написаны верно? Если нет, почему?

–Есть ли среди слов указание на опознавательный признак? Как вы думаете почему? (Безударное положение гласного – это опознавательный признак для очень многих орфограмм.)

–Какие ещё умения по этой теме, на ваш взгляд, нужно продолжать развивать?

– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

        Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

        1. Составить схему правила написания букв а, о на конце наречий с приставками.

2. Упр. 249, ( составвить устный текст-описание по картине)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику М.Т.Баранова

Программа с пояснительной запиской  и  разделами: УМК,требования,контроль....

Урок русского языка 8 класс по учебнику М.Т.Разумовской

На данно уроке учащиеся знакомятся с жанром портретного очерка, особенностями композиции, его составными частями....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской

Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русско...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку (6 класс) к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. на 2016-2017 уч.г.

Так как обновленный учебник (М.: "Просвещение" - 2016) реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привле...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой...