Формирование у учащихся потребности к обучению на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Процесс формирования мотивационной сферы деятельности школьника управляем, и у каждого ученика можно сформировать нужную положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Это сложно, весьма трудно, но крайне необходимо и возможно. Задача педагога состоит в том, чтобы усиливать мотивы, влекущие ребенка к учебному процессу. Поэтому актуальна задача формирования полноценной учебной мотивации, необходима целенаправленная, специально организованная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_uchashchihsya_potrebnosti_metod._razr.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся потребности

к обучению на уроках русского языка и литературы

Процесс формирования мотивационной сферы деятельности школьника управляем, и у каждого ученика можно сформировать нужную положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Это сложно, весьма трудно, но крайне необходимо и возможно. Задача педагога состоит в том, чтобы усиливать мотивы, влекущие ребенка к учебному процессу. Поэтому актуальна задача формирования полноценной учебной мотивации, необходима целенаправленная, специально организованная работа.

Вопрос мотивации в педагогической литературе прорабатываются давно и глубоко. Выдающийся вклад в разработку проблемы сделали великие психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев. Их дело продолжают современные педагоги-новаторы: Е.В. Бондаревская, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов и многие другие.
Целью методической разработки является совершенствование методов и приемов с учащимися на уроках русского языка и литературы  при помощи формирования мотивационной сферы.


Задачи:

  1. Систематизировать  педагогический опыт  по формированию у учащихся  мотивационной потребности на уроках русского языка и литературы».
  2. Рассказать о некоторых приемах формирования мотивации, применяемых в преподавательской практике.

Структура работы: данная методическая разработка  состоит из аннотации, пояснительной записки, введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложений.

«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский

Введение

При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека.

Как формируется мотивация у людей? Как она меняется, и от чего эти изменения зависят?

Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля учащегося. Поэтому работу по этой проблеме необходимо начинать с диагностических исследований потребностей и мотивов учения. Можно использовать следующие диагностики: «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам[1]», анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»[2], «Мониторинг положительного отношения к предмету». [3]

 «Мотивация успеха и боязнь неудач»[4].

Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:

- ориентация на реалистический уровень притязаний;

- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);

- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.

      Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,  а о  недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, что можно с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

·       словесные

·       наглядные и практические методы

·       репродуктивные и поисковые методы

·       методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ,  лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. На уроке стараюсь дать стимул для начала умственного процесса мышления. Здесь использую приём – создание учебно-познавательной ситуации. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. 

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

Это и проблемное изложение учебного материала, и организация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Эти методы способствуют возбуждению и поддерживанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у учащихся положительную мотивацию учебной деятельности.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс  элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

5)   В целях повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы,  лучшего усвоения материала использую   опорные конспекты  и другие нестандартные формы организации обучения: дидактические игры, лингвистические сказки, комплекс алгоритмов по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису.

      Внимание учителя сегодня направлено на поиск резервов повышения эффективности урока. Отсюда стремление учителя работать творчески, использовать нетрадиционные формы обучения, опираясь на опыт известных педагогов – новаторов. Так заинтересовалась технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова.

        Идея технологии заключается в увеличении объёма изучаемого на одном уроке тематического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде ОК (опорного конспекта). На мой взгляд, методика интересная и перспективная. Считаю, что этот метод обучения способствует повышению эффективности урока. Я убедилась, что эта методика имеет место в практике школьного обучения и некоторые существенные преимущества перед традиционной методикой:

  • теоретический материал систематизирован по разделам и темам, выражен компактно и в то же время доступно для обучающихся, подаётся учащимся крупными блоками, при этом внимание акцентируется на главном и второстепенном в цвете;
  • ученики получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходить к детальному изучению;
  • ОК – это одна из форм передачи информации; это план устного ответа; это помощник при выполнении тренировочных упражнений; это хорошее справочное пособие для учащихся;[5]
  • при помощи ОК отрабатывается навык связной устной речи на лингвистическом материале (развивающее обучение – это интеллектуальное сомнение: а почему, а где, а как, поэтому, составляя ОК, создаю проблемную ситуацию);
  • сотрудничество учителя с учащимися (работа идёт в режиме диалога). Создаётся атмосфера психологического комфорта, уверенности, ситуация успеха. Работая с ОК, дети полностью раскрепощаются. Даже слабые ученики начинают чувствовать себя увереннее, они не зря сидят на уроке. Они способны разобраться в таком непростом русском языке – вот он такой желанный интерес и любовь к предмету. Появляется мотивация «хочу учиться!» Значит, работа с ОК имеет важное воспитательное значение;
  • использование ОК даёт возможность успешно организовывать повторение как итоговое, так и текущее;
  • формирование навыков грамотного письма отрабатывается на практических уроках, высвобождается большее количество уроков для закрепления навыка знаний.

ОК не вызывает трудности при запоминании, воспроизведении. После многократного обращения к нему на всех последующих уроках, как показывает практика, информация «отпечатывается» в памяти детей. Разумеется, не все ученики в силу разных причин способны достойно просто и быстро усвоить материал, поэтому слабым учащимся разрешается пользоваться опорой до тех пор, пока она станет им не нужна.

Таким образом, многократно повторенный материал даёт возможность мне опросить всех, по всей теме. Проверить качество знаний, учесть индивидуальные возможности каждого ученика и помочь школьнику увидеть стройность и логичность усвоенного материала. На каждом практическом уроке в дальнейшем в центре внимания будет одно понятие, но закрепление и углубление знаний о нём пойдёт параллельно с закреплением знаний об остальных понятиях

Я с удовольствием учу, дети с удовольствием учатся.

Успешность учебной деятельности зависит от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся, направлены ли эти цели на овладение материалом. Изучение любой темы состоит из 3 этапов:

  • мотивационного;
  • операционально-познавательного;
  • рефлексивно-оценочного.

Мотивационный

На уроке или занятии  создаю учебно-познавательную ситуацию, которая вводит учащихся в предмет темы, использую такие приёмы, как постановка задачи, беседа о значимости темы (использую коучинговые  подходы и технологию АМО – активных методов обучения) , рассказ о том, как решается данная проблема. Обязательно формулируем основную учебную задачу, которая показывает тот ориентир, на который учащиеся должны направить свою деятельность в процессе изучения темы. Это основа для постановки целей, направленных на изучение материала.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, расставить в предложении недостающие знаки препинания, прочитав теоретический материал к уроку );

б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы (например, для чего нам нужно уметь работать с текстами-рассуждениями);

в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися.  

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится писать сжатое изложение.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Операционально-познавательный этап

Это этап моделирования объектов обучения, то есть изучение материала, при котором используются эффективные приёмы, методы, формы и средства.

Например, приёмы самостоятельной работы:

  • смысловая переработка текста, укрепление учебного материала, выделение исходных идей, принципов;
  • приёмы культуры чтения и культуры слушания;
  • приёмы рациональной записи (план, тезис, конспект, опорный конспект, рецензия, реферат, приём работы с книгой);
  • приёмы запоминания (структурирование учебного материала);
  • приёмы внимания (самоконтроль, поэтапная проверка своей работы);
  • приёмы поиска дополнительной информации (работа с каталогами, справочниками, словарями, энциклопедиями);
  • приёмы рациональной организации времени.

Коллективные формы учебной деятельности, когда ученик, работая в коллективе и наблюдая за деятельностью товарищей, понимает, какой интерес у них вызывает его деятельность, какую ценность представляет для них эта работа, начинает сам ценить, понимать, что учебная работа значима сама по себе. Это становится его потребностью и приобретает для него ценное значение, а, следовательно, ведёт к мотивации.

Сформированность учебной деятельности достигается через формы самостоятельной работы на уроке и приёмы самостоятельного приобретения знаний.

Рефлексивно-оценочный этап

Это итоговый анализ своей деятельности, умение оценивать её. У обучающихся нужно сформировать умение оценивать свою деятельность, поэтому важны самоконтроль и самооценка предстоящей деятельности по изучению темы. Работа организуется так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым у них будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной работе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

 
Чтобы развить у учащегося умение самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, давать задания на рефлексию, что формирует правильное и разумное отношение к отметке.
В учебном процессе очень важны и создание условий, и формирование потребностей, и организация учебной деятельности, и мотивация её поддерживания.

Пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся разные. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, ибо ни один из них сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного – решающее, для другого – не может быть.

В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. 

Приемы и стратегии учебной рефлексии

  •  Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно). 

Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.

Плюс

 

минус

 

интересно

 

 

Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.

  •  Концептуальная таблица. Этот прием очень полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.

 

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория

сравнения

Персоналии, факты                 

 

 

 

 

Персоналии, факты                 

 

 

 

 

   

 2. Приемы, направленные на развитие критического мышления:

  •  Прием «толстые и тонкие вопросы». Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…?

На что похоже…?

 

Кто? Что?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 

  •  «Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
  • Прием «Верите ли вы…?» 

Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат. Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.

 

№ вопроса

№ вопроса

№ вопроса

№ вопроса

ученик

да

нет

 

 

учитель

 

 

 

 

 

  • Прием «Рефлексивные вопросы».

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

  1. Что показалось вам сегодня трудным?
  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  6. Были ли моменты недовольства собой?
  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
  8. Заметили ли вы свои успехи…?...
  •  Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
  • ·       Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

3. Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.

Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает  урок интересным, содержательным и увлекательным.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.

Для его создания используем:

  • «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

 4. “Линия времени”.

 Начертить  на доске линию, на которой обозначаются  этапы изучения темы, формы контроля; проговаривать  самые важные периоды, требующие  от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе можно найти  уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

  5. Метафоры.

 С точки зрения НЛП метафора не тождественна “метафоре” в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.

  Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб. 

  6. Создание ситуации успеха 

Позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса можно отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Растёт уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

  7. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство.

Педагогу нужно заблаговременно вывешивать  на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 

8.  “Защитный лист”. Предпочтительнее проводить в старших классах.

Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно  держать  ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать  материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

 

9. Оценка – не отметка.

 Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

10. Кредит доверия.

 В некоторых случаях ставить  отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что педагог верит  в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

 11. Образовательная стратегия.

 – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?

 – Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

 Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

 12. Закрепление правил в игре с мячом.

 Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

  13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

 Упражнения типа:

 -  Что ты видел, слышал, чувствовал,  

  •  когда ехал в школу;
  •  во время прогулки по осеннему парку;
  •  когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
  •  на берегу моря  и т.д.

 14. В начале урока:

 – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

 – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

 

 15. “Да-нетка”

 Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

 – связывать разрозненные факты в единую картину;

 – систематизировать уже имеющуюся информацию;

 – слушать и слышать соучеников.

   Например, педагог загадывает  какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

16. “Оратор”.

 За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  17. “Автор”.

 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

 … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

  18. “Фантазёр”.

 На доске записана тема урока.

 – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

 – Вот видите, как важно…..

 19. Эмоциональный отклик, отношение к  теме урока  через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

 – Что вы уже знаете об этой теме?

 – Подберите слова об этом или на эту тему…….

 –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

  20. “Кумир”

 На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

 21. “Профи”

 Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

 22. “Суд”.

 Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок     интересным, весёлым и запоминающимся

Приемы педтехники А. Гина на разных этапах урока

  Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

 Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.    

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

 

Организационный момент 

  

  1.  фантастическая добавка.  
  2.  эмоциональное вхождение в урок.  
  3.  театрализация.  
  4.  пословица-поговорка.
  5. Высказывания великих.
  6. Эпиграф.
  7. Проблемная ситуация (по м.и.махмутову).
  8. Проблема предыдущего урока.

  

Фантастическая добавка 

         Учитель дополняет реальную  ситуацию фантастикой.

          Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биоценозе;  перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…

 

Эмоциональное вхождение в урок 

        Учитель начинает урок с "настройки".

         Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".

         Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

         Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

 

Проблема предыдущего урока 

         в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.    Например, на   уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.


[1] Приложение 1

[2] Приложение 2

[3] Приложение 3

[4] Приложение 4

[5] ПРИЛОЖЕНИЕ 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературеакцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности са...

Формирование у учащихся потребности к обучению на уроках русского языка и литературы

Многие учителя отмечают, что одной из серьёзнейших проблем образования считается снижение   желания учиться у современных школьников.  Снижение мотивации объясняется перегруженностью пр...