Актуальные проблемы проектирования урока русского языка.
статья по русскому языку (10 класс)

Гордеева Нина Фёдоровна

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Соответственно, и подход к уроку постоянно меняется. Задача преподавателя- найти такие методы организации образовательного процесса, кот орые бы  не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnyei_problemy_proektirovaniya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Гордеева Н.Ф., преподаватель русского языка и литературы

Актуальные проблемы проектирования урока русского языка.

Знания никогда нельзя дать в готовом виде;

они всегда должны усваиваться через включение

их в ту или иную деятельность.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагают огромный объем информации и требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся. Поэтому задача преподавателя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

       Требования, предъявляемые к традиционному уроку и предъявляемые сейчас к уроку современного типа.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),преподаватель консультирует

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), преподаватель консультирует

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает

Оценивание обучающихся

Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), преподаватель консультирует

Итог урока

Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия 

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

    Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность преподавателя и обучающихся на уроке.  Обучающийся  из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

    «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

       Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?

Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока:

определение цели и задач;  

отбор содержания учебного материала;  

подбор методов и приёмов обучения;  

определение форм организации деятельности учащихся;    

подбор материала для домашней работы;    

определение способов контроля;     

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;     

подбор вопросов для подведения итога урока.

Ключом процесса проектирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров:

  1. учет возрастных особенностей
  2. целесообразно выбранный учебник (линия учебников), т.к. он задает алгоритм реализации познавательного процесса
  3. выбранная технология
  • Технологическая карта урока – Это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
  • Такими параметрами могут быть:
  • этапы урока, его цели
  • содержание учебного материала
  • методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся
  • деятельность учителя и деятельность обучающегося

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок

Второе:

  • Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
  • Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье.

1 Спланировать учебный материал;

2 Подобрать учебные задания, целью которых являются:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • творческий подход к знаниям

3 Упорядочить учебные задания

4 Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником)

Четвертое.

Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока.

Пятое.

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников.

Шестое.

Разработать структуру урока.

Седьмое.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока.

  • Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Литература

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2. Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Начальная школа. – 2007. – № 6. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200700608, свободный.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....

Актуальность проблемы сохранения чистоты русского языка

В статье рассматриваются вопросы, связанные с употреблением в речи современников, и в частности школьников, нецензурной лексики и неоправданных заимствований из других языков....

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Актуальные проблемы проектирования урока английского языка

В данной работе, рассматриваются актуальные проблемы проектирования современного урока и методы....

Актуальные проблемы проектирования урока математики.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС),...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...