Морфемика. Исследование. Презентация к нескольким урокам
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Мурхусаева Галина Михайловна

Презентация служит подспорьем при проведении на уроке исследования о роли морфем в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika_issledovanie.pptx238.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование Как устроены слова? Цель урока: Узнать, что изучается в разделе « Морфемика »; Научиться узнавать морфемы и находить их правильно Правильно производить морфемный разбор слова

Слайд 2

Друзья! Задача наша такова – Откроем, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют. (П.Чесноков.)

Слайд 3

Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Морфема – “форма” (греч.).

Слайд 4

Краткий экзамен Что изучается в разделе « Морфемика »? Сколько морфем должен знать ученик? Самая главная часть слова? Какая морфема находится перед корнем? Какая морфема служит для образования формы слова? Какая морфема находится после корня? Как называется неизменяемая часть слова? Какие морфемы входят в основу слова?

Слайд 5

Маршрутная карта исследования 1.Какие морфемы изучаются в « Морфемике »? 2.Корень – главная часть слова. Докажите правильность этого утверждения. 3.Зачем слову нужно окончание? Какие бывают окончания? У всех ли слов есть окончания? 4.Какое значение имеет суффикс? 5.Куда приставляется приставка и для чего? 6.Самая вместительная часть слова.

Слайд 6

М О РФЕМЫ

Слайд 7

Та часть слова, что изменяется, … называется, Остальную же часть слова Именуем мы … . … слова – главная значимая часть. Родственные связи дарят … власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. За корнем … Река большая Обогрел местечко, Превратится в речку, Не словом угодил, Лес – в лесника, А лишь словечком. А печь – всего лишь в печку. У корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая - … . А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним. ( А.Косоговский .)

Слайд 8

Какое предложение здесь зашифровано?

Слайд 9

Морфемный состав слова Цель урока: Узнать …. Научиться ….

Слайд 10

Исправьте ошибки, исправленные слова разберите по составу На город напали полчища из царства Ниграмотности . Лётчики со своих бамбардировщиков збрасывали на город о рфографические ошипки , артиллеристы апстреливали глупостью, парашутисты-десантники спускались на речевых ошипках и сеяли в городе безсмыслицу . Пачернели городские улицы.

Слайд 11

Исправьте ошибки, исправленные слова разберите по составу На город напали полчища из царства Н е грамотности . Лётчики со своих б о мбардировщиков с брасывали на город о рфографические оши б ки , артиллеристы о б стреливали глупостью, параш ю тисты-десантники спускались на речевых оши б ках и сеяли в городе бе с смыслицу . П о чернели городские улицы.

Слайд 12

Морфемный разбор слова Помни: при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка - впереди.

Слайд 13

Выпишите те слова, основа которых состоит из приставки, корня и суффикса: уралец , уснуло, уборка, посадка, потолок, растает, растение. Разберите эти слова по составу

Слайд 14

Исследование Для чего служит окончание в слове? Зачем нужны приставки и суффиксы? Меняют ли «лицо» морфемы?

Слайд 15

Лингвистическая разминка

Слайд 16

Определите слово по значению - передвигаться по воздуху - имеющий цвет неба - библейское название договора - ключ к тайнописи - мастер кинотрюков - денежное наказание - день и ночь - помещение в автобусе, самолете - художник-конструктор -лыжная гонка со стрельбой - богиня войны и победы в древнегреческой мифологии -знак, обозначающий число

Слайд 17

Определите слово по значению - передвигаться по воздуху - полет, летать - имеющий цвет неба - голубой , синий - библейское название договора - завет - ключ к тайнописи - код - мастер кинотрюков - каскадер - денежное наказание - штраф - день и ночь -- сутки - помещение в автобусе, самолете - салон - художник-конструктор - дизайнер -лыжная гонка со стрельбой - биатлон - богиня войны и победы в древнегреческой мифологии - Афина -знак, обозначающий число – цифра

Слайд 18

Замените синонимом Почтальон – Пилот – Бегемот – Градусник – Резинка –

Слайд 19

Замените синонимом Почтальон – письмоносец Пилот – летчик Бегемот – гиппопотам Градусник – термометр Резинка – ластик

Слайд 20

Какие из прилагательных могут сочетаться с существительным? «бережный» или «бережливый» поступок «понятный» или «понятливый» ученик «песочная» или «песчаная» местность « землистый» или «земельный» участок

Слайд 21

Синтаксический разбор Служащие зоопарка принесли огромный термометр для гиппопотама.

Слайд 22

Морфемный разбор ( поморфемная запись) Записываешься Приносим приставка корень суффикс окончание суффикс

Слайд 23

Где однокоренные слова? Где формы слова? Гиппопотам Термометры Гиппопотаму С термометром Гиппопотамом Приглашение Приглашаешь Пригласительный Приглашенный

Слайд 24

Где однокоренные слова? Где формы слова? Формы слова Однокоренные слова Гиппопотам Термометры Гиппопотаму С термометром Гиппопотамом Приглашение Приглашаешь Пригласительный Приглашенный

Слайд 25

Для чего служит окончание в слове? Наблюдай. Сделай вывод Прибежа ть Прибежал и Прибег ут Прибеж им Прибеж ишь Прибег ите Прибеж ит Телевизор Телевизор ом Телевизор ами Телевизор а Справедлив ый Справедлив ого Справедлив ому Справедлив ыми Телевизор новый. За телевизором стоит шкаф. По телевизору показывают соревнования. Бабушке с телевизором интереснее.

Слайд 26

Как найти окончание? У существительного? термометр У прилагательного? бегемотский У глагола? - выглядывает У наречия? - ярко

Слайд 27

Вывод Чтобы найти окончание у любого слова, надо …. Окончания нет у ….. ….. - неизменяемые слова.

Слайд 28

Домашнее задание Упражнение 389 Все обозначенные разборы выполнять всегда!

Слайд 29

И зачем мне учиться?

Слайд 30

Спишите, охарактеризуйте каждое предложение Нере ..ко над головой охотника в ноч?ной т.. мноте бесшумно пром .. лькнет и исчезн ..т крылат..я тень. Днем ре..ко увид .. шь сову. Она неохотно выл..тает из своего укрытия. Нере ..ко 1 Исчезнет 3 Бесшумно 2

Слайд 31

Имеют ли приставки и суффиксы значение? Найдите слово со значением «дом, убежище, место, где можно спрятаться» УКРЫТИЕ - дом, убежище, место, где можно спрятаться Есть ли значение у приставок и суффиксов?

Слайд 32

Эксперимент 1 Добавьте к словам приставку БЕЗ-. Изменилось значение слов? Какие это слова? Облачный, лунная, ударный, вкусная, грамотный, безболезненная

Слайд 33

Эксперимент 2 Добавьте к словам суффикс –ИСТ. Какие слова получились? Баскетбол, виолончель, футбол, гитара, теннис, велосипед.

Слайд 34

Вывод по результатам эксперимента Приставки и суффиксы … Поэтому приставки и суффиксы называются …

Слайд 35

Домашнее задание: Упражнения 405 – 406 – 407 – 408 - 409

Слайд 36

Угадайте слово и запишите его Чуть-чуть сладкий Тот, кто занимается исследованиями Тот, кто любит давать советы Спортсмен, владеющий приемами каратэ Чуть-чуть кислый Тот, кто играет на пианино Тот, кто внимательно наблюдает Музыкант, играющий на барабане Он живет в Волгограде Тонкий, нежный голос Маленькое кресло Нежно о собаке Нежно о костюме Нежно о конфете Сладк оват ый Исследова тель Совет чик Карат ист Кисл оват ый Пиан ист Наблюда тель Барабан щик Волгоград ец Голос ок Кресл иц е Собач к а Костюм чик Конфет к а

Слайд 37

Прочитайте текст и выполните задания (1)Весной я начал рыбачить, и около моего дома запахло рыбой. (2)Вдруг слышу — лает мой Рябчик. (3) И смешно как-то лает: бестолково, на разные голоса, и подвизгивает. (4) Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. (5) Я сразу ее узнал. (6) Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. (7) Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил. (8) Она схватила рыбу и прыгнула в траву. (9)Мне с крыльца было видно, как она стала быстро и жадно есть. (10)Ага, думаю, давно рыбы не ела. (11)И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.

Слайд 38

( 12)Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить, а кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. (13)Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. (14) Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой. (15)Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти. Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке.

Слайд 39

8. Определите и запишите основную мысль текста. 9. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что рассказчик хотел приручить кошку? Запишите ответ. 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4 - 7 . Запишите ответ.

Слайд 40

11. В предложениях 2-4 найдите слово со значением « невразумительно, беспорядочно, бессмысленно ». Выпишите это слово. 12. В предложениях 7-10 найдите антоним к слову « медленно » и выпишите его.

Слайд 41

Варианты морфем Параграф 80 Упражнение 431 Параграф 81 Упражнение 432 Знать порядок морфемного разбора!

Слайд 42

Меняют ли «лицо» морфемы? Найдите в учебнике термины «чередование», «беглые гласные». Что они обозначают? Запишите и запомните. Объясните друг другу. Запишите несколько примеров с чередованием звуков и беглыми гласными. Сделайте вывод.

Слайд 43

Подведите итоги своего многодневного исследования Для чего служит окончание в слове? Зачем нужны приставки и суффиксы? Меняют ли «лицо» морфемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к интегрированному уроку «Построение и исследование графиков функций с помощью Microsoft Office Excel»

Данная презентация используется на уроке «Построение и исследование графиков функций с помощью Microsoft Office Excel»...

PowerPoint №3. Анимационный клип «Девочка со скакалкой». Создание презентации из нескольких слайдов.

Практическая работа №3.Анимационный клип «Девочка со скакалкой»Создание презентации из нескольких слайдов.Цель: ввести понятие автоматической анимированной презентации и показать способы ее создания.З...

PowerPoint №4. Анимационный клип «Часы». Создание презентации из нескольких слайдов.

Практическая работа №4Анимационный клип «Часы»Создание презентации из нескольких слайдов. Цель: отработать создание автоматической анимированной презентации.Задачи:обучающие: отработать навыки со...

PowerPoint №5. Презентация по сказке «Курочка Ряба». Создание презентации из нескольких слайдов

Практическая работа №5Презентация по сказке «Курочка Ряба»Создание презентации из нескольких слайдов.Цель: отработать создание автоматической анимированной презентации.Задачи:обучающие: отработать нав...

PowerPoint №6. Презентация по произведению Корнея Ивановича Чуковского «Телефон». Создание презентации из нескольких слайдов

Практическая работа №6Презентация по произведению Корнея Ивановича Чуковского «Телефон»Создание презентации из нескольких слайдов.Цель: отработать создание автоматической анимированной презентации.Зад...

PowerPoint №7. Презентация "Времена года". Создание презентации из нескольких слайдов. Создание управляющих кнопок

Практическая работа №7 Презентация "Времена года".Создание презентации из нескольких слайдов. Создание управляющих кнопок. Цель: показать возможность управления презентацией с помощью гиперс...