Фонетический КВН
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Оксана Викторовна Панфилова

Внеклассное мероприятие для учеников 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фонетический КВН51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

(для параллели 5-х классов)

учителя второй категории

Медко О. В.

Тема: Фонетический КВН.

Цели: 1. Закрепить ранее изученный материал о звуках и буквах, используя игровые и занимательные моменты;

2. Проделать работу по обогащению словарного запаса учащихся;

3. Развивать умения правильного произношения слов, работать над усвоением норм литературного ударения.

4. Развивать логическое мышление, умение делать выводы при решении лингвистических задач.

5. Воспитывать культуру речи учащихся.

6. Заинтересовать учащихся такими разделами языка, как "Фонетика" и "Орфоэпия".

Подготовка к празднику:

  1. Формирование команды из 7 человек от каждого класса.
  2. Команда выбирает капитана, придумывает название, готовит эмблемы для каждого участника.
  3. Подготовка выступления команды ( сценка, чтение стихов)
  4. Подготовка плакатов для болельщиков.
  5. Украшение зала: можно буквами (гласные и согласные буквы вырезать из цветной бумаги), газеты от команды (по теме "Фонетика" и "Орфоэпия").

Ведущий . Добрый день! Рада приветствовать вас в этом уютном зале. Сегодня  у нас необычный КВНовский турнир – фонетико-орфоэпический. Приглашаем вас в сказочный мир Фонетики и Орфоэпии.

(На сцене появляются гласные и согласные.)

 Грамматическая сказка " Кто важнее?"

Ведуший. Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

Гласные. "Конечно мы важнее!" "Без нас никто и рта не раскроет!"

Согласные. "Ну, это мы еще посмотрим!" Попробуйте-ка нас произнести , чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!"

Гласные. "А вот и получится. Например, М."

Согласные. "Разве только одно М, больше ничего."

Гласные. "И все же мы важнее!" "Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог."

Согласные. "Что верно - то верно." "Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно." "Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь". "Хотя бы название науки, которая нас с вами изучает."

Гласные. (Поют) [a], [э ], [и ], [а ].

Согласные. "Вот видите!" "А если мы скажем  Ф Н Т К , так всякий догадается что это фонетика ."

Гласные. "Ну, допустим, хотя мы решили, что это ФАНТИК". " А вот попробуйте произнести без нас такие слова как ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ."

Согласные. "КН…ЛК…СЛ…".

Фонетика. "Русскому языку в равной степени нужны как согласные звуки, так и гласные. Однако они играют разную роль: Согласные помогают быстрее опознать слово, гласные необходимы для благозвучия.

Давайте послушаем, что говорят поэты о звуках русского языка."

(На сцену выходят ученики и читают стихотворения)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный,

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

                                    (В. Берестов)

А согласные …согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс…- змеиный слышен свист.

Шш…- шуршит осенний лист.

Жж…- шмели в саду жужжат.

Ррр…- моторы тарахтят.

                            (В. Берестов)

Дыхание свободно в каждой гласной.

В согласных прерывается на миг…

И только тот гармонии достиг ,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь.

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

                                     (С. Я. Маршак)

Что рассказывают буквы.

В азбуке у Нади,

точно на параде, -

гласные, согласные-

стояли буквы разные,

но не в месте, в строчке,

а поодиночке.

Говорить они пытались:

и жужжали,

и шептались;

но о чем- пойми попробуй:

буква М

мычит коровой,

буква А

сказала :- А!

  • Что ты хочешь , буква А?

Но в ответ мне буква А

тоже спрашивает:

  • …а?…

 Вот еще досада!

Что им, буквам, надо?!

Но, когда в тетради

встретились у Нади

буква А

и буква М,-

все понятно стало всем.

Буквы рядом,

ровно, прямо

встали, честь по чести,

и сказали дружно:

-Ма-ма!

Вот что значит вместе!

И теперь у нашей Нади

разговор идет в тетради:

В каждом слове-

там и тут-

буквы дружные живут.

            (С. Погореловский)

Ведущий. Большое спасибо, ребята, за прекрасное выступление. И сейчас мы приглашаем на эту сцену команды фонетического КВНа. (Команда 5 "А" класса- "Страна Орфоэпии". Команда 5"Б" класса- "Планета букв". Команда 5 "В" класса- "Фонемки".)

Представляем членов нашего уважаемого жюри.

Ведущий. Ребята, вы так много рассказали нам о гласных и согласных звуках, о буквах. А знаете ли вы, что может произойти, если буквы в словах потеряются, поменяются?

Задание 1. "Разминка".   Помогите найти "заблудившиеся" слова.  Назовите "буквы-озорники" в них.

  1. Усатый кит сидит на печке,

выбрав теплое местечко.

(кот)

  1. Закричал охотник :- Ой!

двери гонятся за мной .

(звери)

  1. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

(лес)

  1. Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

(грачей)

  1. Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

(дочками)

  1. Синеет море перед нами,

летают майки над волнами.

          (чайки)

  1. У печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

(речки)

  1. Забодал меня котел.

на него я очень зол.

(козел)

  1. Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

(маки)

  1. Миша дров не напилил.

Печку кепками топил.

(щепками)

  1. Врач напомнил дяде Мите:

-Не забудьте перед сном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

(капель)

  1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

  • Там ползет зеленый лук

 С длинными усами.

(жук)

Задание 2. Отгадайте метаграммы.

Метаграмма- загадка, в которой из заданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

  1. С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С п – от вас я не таю

В каждом классе в ряд стою.

                 ( карта-парта)

  1. С ч над морем я летаю,

      С г в машинах я бываю.

       (чайка- гайка)

  1. С с на дереве расту,

С ж по дереву ползу

(Сук- жук)

  1. С т я людям помогаю

Даже в сильный летний зной.

С л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной.

(тень- лень)

  1. С л я слезы вызываю,

С ж по воздуху летаю.

(лук- жук)

  1. С м меня ты надеваешь,

С л собаку называешь

(майка- лайка)

Задание 3 .  

Впишите в пустые клетки гласные буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.

Б

К

Б

К

Б

К

(бак, бок, бык; может быть бук)

Какая команда быстрее справиться с заданием?

Задание для болельщиков. 

Ведущий. Пока команды заняты составлением слов, мы с вами будем отгадывать загадки-шутки.

  1. Что стоит посреди ЗЕМЛИ? ( буква М)
  2. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ? (буква О)
  3. Что находится в начале книги (буква К)
  4. Что в ЧЕЛОВЕКЕ есть одно, а у ВОРОНЫ в двое, в ЛИСЕ не встретится оно, а в ОГОРОДЕ втрое. (буква О)
  5. Я в ОЗЕРАХ и РЕКАХ, но в ВОДЕ меня нет. (буква Р)
  6. Я в ЯБЛОКЕ и СЛИВЕ, но в САДУ меня нет. ( буква Л)
  7. Есть в слове УГОЛЬ, но нет в УГЛУ. (буква Ь)

Задание 4. Лингвистические задачи.

Решите звуковые "пропорции".

  1. К/Г=Т/?
  2. В/Ф = З/ ?
  3. Ж/Ш = Б/?
  4. Я/А = Ю\?
  5. Е/Э = Ё/?
  6. У/Ю = А/?
  7. [Л ]- [ Л']=[М ] – [? ]
  8. [ ПА]- [ П'А]=[БА ] – [? ]
  9. [РО ]- [ Р'О]=[ЗА ] – [?]

Задание 5.

Фонетика. Пока команды заняты решением лингвистических задач, предлагаю капитанам команд отгадать "зашифрованные слова".

Итак, конкурс капитанов. Прошу капитанов команд подойти ко мне и взять листы с "зашифрованными", то есть с записанными в фонетической транскрипции словами.

Фонетика. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.

 Задание 6.  

 А теперь почитаем. Слова написаны справа налево. При чтении надо учитывать качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у вас получились?

Сев- …, лей-…, лог-…, ток-…,рос-…,топор-…,шорох-…,ворон-…,шёлк-….

Задание 7.

Ведущий. Перейдем к заданию по орфоэпии. Я дам командам по карточке, на которой написаны слова. Решите сообща, как их надо правильно произносить.

  1. Фанера, ателье, текст, звонит, документ, щавель, шоссе, дефис, положить, чтобы.
  2. Рельс, модель, термин, принял, средства, красивее, бассейн, морфема, повторишь, конечно.
  3. Деталь, свитер, музей, приняла, форзац, свекла, антенна, фонема,  включишь, скучно.

Задание 8 . 

Ведущий. Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и "скоропоговорим".

Скороговорки.

  1. Вез корабль карамель,

      Наскочил корабль на мель.

      И матросы две недели

      Карамель на мели ели. (к) (р)

  1. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку,

Под лавку залезть было лень

Искала булавку весь день.  (б) (л)

  1. Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома,

От такого рева гром

Притаился за бугром. (г) (р)

Ведущий. А зачем, по вашему мнению, нужны скороговорки? Какие звуки в ваших скороговорках часто повторяются? Как называется такой прием звукописи?

Задание 9 Определите прием звукописи.

Ведущий Звукопись - художественный (поэтический) прием , который достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

В русской речи распространенным типом звукового повтора является аллитерация, ассонанс. Вам они хорошо знакомы. Попробуйте определить прием звукописи в следующих стихотворениях:

  1. Скажи потише :

"Шесть мышат"-

И сразу мыши

Зашуршат.    [Ш]

       (А. Барто)

  1. По небу голубому

Проехал грохот грома. [Г] [Р]

                (С. Маршак)

  1. Спит спокойно старый слон,

      Стоя спать умеет он.    [С]

                 (С. Маршак.)

  1. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную  [У]

             (А. Прокофьев)

  1. Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…            [Э]

          (Б. Пастернак)

  1. Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух…  [О] [А]

         (А. Пушкин)

  1. Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…   [Б] [Б']

             (Ф. Тютчев)

  1. В любви сокрыт приказ

Любить людей,

И люди те, кого любить должны мы…   [Л']

             (В. Хлебников)

  1. Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

  • Ну что из них получится?       [У]

                       (В. Лунин)

Ведущий.  Наш Фонетический КВН подходит к концу. Большое спасибо командам за активное участие. Прошу вас пройти в зал. Спасибо болельщикам за поддержку.

А пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем и поиграем.

Задание для болельщиков.

Послушайте стихотворения-загадки и угадайте последнее слово.

Внимание! Следите за ударением в словах-отгадках.

  1. На бахче у нас растет,

Как разрежешь – он течет;

Свеж и сладок он на вкус,

Называется … (арбуз)

  1. Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется … (крапива)

  1. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я … (фарфор)

  1. Чтоб скорей в библиотеке

отыскать ты книгу смог,

в ней бывает картотека,

специальный… (каталог)

  1. Буквы-значки,

как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все …  (алфавит)

Слово жюри.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетические зарядки.

Фонетические зарядки по китайскому языку для учеников начальной школы. Фонетические зарядки для систематического использования на уроках китайского языка, они способствуют развитию слухопроизносительн...

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Для отработки фонетических звуков и для  закрепления грамматических правил в своей работе я  постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...

Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....