Урок русского языка 6 класс "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кульшина Надежда Кашалиевна

Разработка урока русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" в форме игры, раскрытие тайн написания приставок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТАРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТ И

МО «МАКАРОВСКИЙЦ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НОВОЕ»

.

                                           Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

Сценарий урока русского языка

в 6 классе

в рамках системно-деятельностного подхода

Составила:

Кульшина Надежда Кашалиевна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

2022 г.

С.Новое

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

Класс: 6

Тип урока:  получение новых знаний.

Основные цели:

  1. Дать основные понятия правописания приставок ПРИ- и ПРЕ-;
  2. Показать зависимость правописания приставок от их лексического значения. Логическая отработка лексико-орфографического материала;
  3. Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, оценивать свою деятельность.
  4. Тренировать коммуникативные умения: слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в паре.

 Основные понятия: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

 Оборудование урока: учебник Т.Ладыженской »Русский язык. 6 класс», карточки с заданиями, рабочие тетради, листы самооценки.

Целевые установки на достижение результатов

- Личностных: смыслообразование - уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (какое значение имеет для меня изучение этой темы)

- Предметных: понимать алгоритм написания приставок ПРИ- и ПРЕ-;  уметь использовать полученные знания при выполнении практической работы.

- Метапредметных: а) уметь определять и формулировать цель  урока; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

б) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

в) Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и ОК, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ход урока

Содержание (деятельность учителя и ученика)

Вопросы и задания, направленные на формирование УУД

Какие УУД формируются

1.Организационный момент. 

2. Мотивация учебной деятельности

3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Определение темы урока

Постановка цели урока (целеполагание)

Планирование деятельности

Сегодня вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)

Введение в тему:

Слово учителя:

- Сегодня необычный урок. Урок-тайна .Раскрывать тайну будем вместе. Отправимся в сказочную страну Знанию. Жили в этой стране две сестрички-близняшки: ПРИ- и ПРЕ-. Одна добрая и искренняя, другая – завистливая и себялюбивая. Как их отличить? Надо раскрыть тайны сестриц. Вас ждет много испытаний. Вы готовы?

Итак, тема урока: Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

Цели урока: (формулируют уч-ся)

Видеть морфемы в слове, понимать лексическое значение приставок, анализировать орфографический материал.

Личностные УУД

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь находить нужную информацию, систематизировать материал)

(Познавательные УУД)

Развитие творческих способностей. Умение воплотить замысел в рисунок, схему, эскиз (Познавательные знаково-символические УУД).

Умение работать в команде (Коммуникативные УУД).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Уметь определять и формулировать цель на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

определять цель учебной деятельности, слушать собеседника) (Коммуникативные УУД)

3. Выявление места и причины затруднения.

4.Осуществление деятельности с использованием дидактическог материала и учебника.  

(Построение проекта выхода из затруднения)

- слушаем одноклассников и дополняем кластер

- работаем с учебником, дополняем кластер

5.Реализация построенного проекта.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( по кластеру)

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности.

- соотнесение полученных результатов с целями урока

- планирование дальнейшей работы

Почему вы не можете сразу ответить на вопросы?

Какие средства вы будете использовать  при достижении цели? (учебник )

Разгадываем тайны правописания  правописания приставок.

Тайна 1

Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришел, приехал, прибежал, прикатился,приблизался, притащился.

- приближение

Испытания:

а) приблизился – выполнить морфемный разбор слова.

б)Тут коней они впрягали и в столицу приезжали.

Ой, Конечек-Горбунечек, приезжай ко мне, дружочек!

- синтаксический разбор предложений, схемы

в) «Третий лишний»

1. Приехал, притащился, признался.( в каком слове звуков больше, чем букв?)

2.Принести, припомнить, приветствовать

3. Привез, придумал, пригодился

Тайна 2

Определите лексическое значение слов, значение приставки

Не успев закончить драки,

Кот приклеился к собаке.

А к трамваю в тот же миг

 прилепился грузовик.

- присоединение

Испытания:

а) Заменить словосочетание одним словом:

Присоединить: с помощью веревки (привязать)

с помощью молотка и гвоздей (прибить)

с помощью иголки и нитки (пришить)

с помощью клея (приклеить)

с помощью шурупов и винтов (привинтить)

б) Что неправильно?

Приколол – присоединил булавкой

Придрался – присоединился к драке

Припаял – присоединил паяльником

Приголубил – присоединил к голубю (метафора)

Синонимы? Приласкал

Тайна 3

Образовать с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от словосочетаний

участок при школе --- пришкольный

край при море  -  приморский

канава при дороге – придорожная

поселок при городе – пригород

Значение? Близость, нахождение около, близко к чему-нибудь..

Испытание:

Пришкольный – морфемный и словообразовательный разбор

Тайна 4

Что случится, если

Пирог не совсем сгорит? Пригорит

Доктор не сжег царапину йодом? Прижег

Значение? Неполное действие

Испытание:

Заменить словосочетание одним словом:

Немного поднял – приподнял

Немного хромает – прихрамывает

Ненадолго лег – прилег

                   сел – присел

--ПРЕ-???

Тайна 1

Заменить 2 слова одним:

Очень скверный – прескверный

Добрый ---- предобрый

Гадкий ---- прегадкий

Хорошенький ---- прехорошенький

Значение?  «Очень такой или очень сякой»

НО

!!! Прискорбный( очень печальный)

Причудливый (очень чудной. затейливый)

Испытания:

1.Где меня нет?

Предобрый, препятствие, пресветлый, прерывающийся, престарелый, преступный

Почему?

Тайна 2

Замена ПРЕ- на ПЕРЕ-

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ- писать только пре там надо.

Работа с учебником (параграф 59, 60)

Самостоятельная работа в парах, обсуждение и заполнение листов самооценки.

Упр. 345. Упр.346. Упр. 349. (по учебнику)

Вы достигли поставленной цели?

Вы справились с затруднением?

Сможете вы в дальнейшем использовать открытые знания?

Вы достигли поставленной цели?

Как вы открывали новые знания?

Нарисуйте на листе самооценки ваше настроение.

Д/З.  Составить конспект, используя кластер. Упр. 351

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию

(Познавательные УУД)

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Умение слушать и извлекать информацию из речи других (коммуникативные и познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы по содержанию речи другого (коммуникативные УУД)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Уметь работать с разными по уровню заданиями

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

(Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать, сравнивать с эталоном результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).

(Личностные УУД)

Уметь контролировать ход своих действий по достижению целей, вносить коррективы и дополнения в  действия (Регулятивные УУД).

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А) Отметить, какими частями речи являются родственные слова в данных словосочетаниях.

Тройка лошадей, утроить силы, три друга, трое приятелей, третий день, тройной прыжок, трехэтажный дом, встречаться трижды, беседовать втроем.

Б) Какими членами предложения могут быть числительные? Обозначить графически.

1. Семь не делится на пять без остатка.

2. Начался третий урок.

3. Семеро одного не ждут.

4. Два и три – пять.

5. Мы вышли из поезда на четвертой остановке.

6. Наша остановка – четвертая.

В) Записать числительные словами:

Пятьдесятпять, шестьсотсемьдесятчетыре, девятьсотвосемьдесят, восемьсотсорок

Самостоятельная работа (эталон)

А) Отметить, какими частями речи являются родственные слова в данных словосочетаниях.

Тройка (сущ.) лошадей, утроить (глагол) силы, три (колич. числит.) друга, трое (собир.числит.) приятелей, третий (поряд. числит.)день, тройной (прил.) прыжок, трехэтажный (прил.) дом, встречаться трижды (наречие), беседовать втроем (наречие).

Б) Какими членами предложения могут быть числительные? Обозначить графически.

1. Семь не делится на пять без остатка.

2. Начался третий урок.

3. Семеро одного не ждут.

4. Два и три – пять.

5. Мы вышли из поезда на четвертой остановке.

6. Наша остановка – четвертая.

В) Запишите числительные словами:

Пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, девятьсот восемьдесят, восемьсот сорок

Лист самооценки

Фамилия, имя ученика (цы)………………………………………….

Первый этап.

баллы

мои баллы

примечания

Считаю познавательной, актуальной, интересной презентацию…….

5-10

Мне понятна информация в учебнике, легко ориентируюсь в ней, могу составить кластер

+ (-)

Второй этап.

баллы

мои баллы

Примечания

Самостоятельная работа  упр. 345

6

Упр. 346

13

Упр.349 ( какие из них сложные)

11

Я не смог выполнить задание самостоятельно, нужна помощь консультанта.

Третий этап.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

баллы

мои баллы

примечания

Задание  А)

9

Задание   Б)

6

Задание   В)

4

Мои баллы…………..

Максимальное количество за урок   35, 42, 40

«5» - 35, 42, 40

«4» - 33, 39, 37

«3» - 30, 37, 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"....

урок русского языка"Правописание приставок пре- и при-"

Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя....

Урок русского языка "Правописание приставок"

Обобщающий урок русского языка в 10 классе  «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)...

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-" в 6 классе....

5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок....

Презентация к уроку русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Учебный материал к уроку русского языка в 6 классе...

презентация к уроку русского языка "Правописание приставок" 5 класс

Наглядная демонстрация орфограммы "Правописание приставок -з,-с" в 5 классе...