Задания для развития читательской грамотности. 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Лоскутникова Ольга Сергеевна

Примеры творческих заданий на основе текста для развития читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности. Читательская грамотность = грамотность чтения = смысловое чтение = функциональное чтение = целевое чтение = продуктивное чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по формированию  читательской  грамотности.

Текст №1

       В Новосибирксе, на Красном проспекте, д.165/1, расположен уникальный музей. Абсолютно все экспонаты, а их более 2000, посвящены солнцу. Это первый в России и мире музей Солнца. Большая часть экспозиции — частная коллекция изображений солнца и солнечных богов основателя музея Валерия Липенкова.

      Музей Солнца существует уже больше 20 лет. Он был открыт в 1992 году. Интересно, что музей зародился в самом обычном детском кружке резьбы по дереву подросткового клуба «Солнечный». Сначала бывший сотрудник Института ядерной физики Сибирского отделения Академии наук собирал изображения солнца и все, что связано с небесным светилом. Вскоре хобби переросло в дело всей жизни Валерия Липенкова.

       Музей Солнца – это единственный в мире культурно- исторический проект, направленный на всестороннее развитие личности через погружение в историю и культуру древних цивилизаций и народов, поклоняющихся Солнцу.

       Музейный фонд располагает подлинными археологическими артефактами и их копиями, такими как древние солнечные часы (Коло восьмилучевое, 3-4 века до н.э.), камни с солярными петроглифами, египетская храмовая статуя солнечной богини Изиды, трон Тутанхамона, коллекция ритуальных масок и статуй солнечных богов инков. В залах Музея Солнца представлены исторические реконструкции образов, культовых и религиозных атрибутов, одежды, предметов быта, символы и изображения Солнца разных народов мира, постоянно действуют экспозиции по Египту, Индостану, Непалу, Тибету, Индокитаю, Южной Америки, древней Руси, а также разработан информационно-познавательный комплекс с сопровождением аудиогидов, видео-презентаций и экскурсоводов. Посетители могут не только окунуться в солнечную атмосферу прошлого, совершив экскурс в историю, но и стать ее соучастниками, надев костюмы и образы солнечных жрецов, божеств, традиционной одежды солнечных народов.

       Культурно-исторический Музей Солнца также располагает экспонатами наскальных изображений, ведет научно-исследовательскую работу в изучении, обобщении и популяризации знаний о Солнце, русских солярных традиций и верований народов мира. В нем представлены работы декоративно-прикладного искусства на тему «художественные образы Солнца», солнечная галерея современности, включающая в себя денежные купюры и флаги стран с изображением Солнца.

       Основной целью создания Музея является сохранение и изучение культурного и исторического наследия традиций культа Солнца древних цивилизаций.

       Культурно-исторический проект Музея Солнца адаптирован для школьников и детей дошкольного возраста. Он создан на основе гражданских и бизнес инициатив и является социально-значимым проектом, повышающим привлекательность нашей страны, города Новосибирска для иностранных туристов, путешественников и соотечественников из других городов России.

Задания:

1.Выберите верные ответы на вопрос: в  чем заключается уникальность музея Солнца?

  1. Это первый в России и мире музей Солнца.
  2. Музей зародился в самом обычном детском кружке резьбы по дереву подросткового клуба «Солнечный».
  3. В музее представлено историческое наследие традиций культа Солнца древних цивилизаций.
  4. Музей Солнца – это единственный в мире культурно- исторический проект, направленный на всестороннее развитие личности через погружение в историю и культуру древних цивилизаций и народов, поклоняющихся Солнцу.
  5. Посетители могут не только окунуться в солнечную атмосферу прошлого, совершив экскурс в историю, но и стать ее соучастниками, надев костюмы и образы солнечных жрецов, божеств, традиционной одежды солнечных народов.
  6.  Культурно-исторический Музей Солнца располагает экспонатами наскальных изображений.

2. Почему древние солнечные часы назывались «Коло восьмилучевое»? Найдите информацию об этом артефакте в интернете или литературе.

3. Объясните лексическое значение слов: солярный, солнечный. Являются ли эти слова родственными?

Текст№2

Тема учебного занятия: «Причастие как часть речи».

Класс:7.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Эпиграф к уроку:

Сии глагольные имена служат

сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов

1-й текст.

     «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.И. Даль)

2-й текст

     Причастие – неспрягаемая часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Например: мальчик, читающий книгу; горы, утонувшие в тумане…Основное грамматическое значение причастия – обозначить признак предмета по действию. Грамматические признаки причастия – совмещение признаков глагола и прилагательного. Причастие сохраняет вид того глагола, от которого оно образовано. (Из учебника русского языка под ред. профессора Л.Г. Саяховой)

3-й текст

     Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик, расцветший сад, выполнивший задание) или действием над этим предметом (брошенный камень, гонимые ветром облака). Причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

4-й текст

      В разговорной речи причастия употребляются редко. Об этом писал ещё А.С. Пушкин: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, мчащаяся по мосту; мы говорим: которая мчится- заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом». Пушкин обратил внимание на выразительную краткость причастий. Совмещение признаков глагола и прилагательного делает причастия более богатыми по значению и в то же время более экономными.

Задания:

1. Дайте определение причастию как части речи?

2. В чём тайна причастий?

3. Существуют ли признаки, по которым можно отличить причастие от глаголов и прилагательных?

4. Как эти тексты связаны с эпиграфом урока? Подтверждается ли эпиграф текстом?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по синтаксису из открытого банка заданий ГИА 9 класс

Материал выбран из открытого банка заданий по русскому языку в 9 классе...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Индивидуальные задания для 8 класса по основным классам неорганических соединений.

Индивидуальные задания для 8 класса по основным классам неорганических соединений....

задания для 9 класса на повторение 8 класса

Задачи предусматривают рассмотрение тем, пройденных в 8 классе по геометрии...

Задание для 7 класса по физике на 8 апреля с домашним заданием

Задание для 7 класса по физике на 8 апреля с домашним заданием...