Методическая разработка "Путешествие по страницам словарей"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елена Анатольевна Лепешева

Данная методическая разработка содержит конспект урока, путевой лист и презентацию, которые могут быть использованы на уроке обобщающего повторения темы "Лексика" в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Методическая разработка на тему «Использование различных видов словарей как средства развития речи на уроках русского языка»

Подготовила: Лепешева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 29» г. Ярославля

Г. Ярославль, 2021 год

                                              Пояснительная записка

2.1.  Работа со словарями на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса школьников, формированию умения грамотно, точно, выразительно строить свои речевые высказывания, что впоследствии позволит им свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме. Все эти умения позволяют сформировать языковую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

2.2. Целевая аудитория-учащиеся 5 класса общеобразовательной школы

2.3. Урок «Путешествие по страницам словарей» проводится как итоговый урок, урок обобщающего повторения по теме «Лексика» в 5 классе.

2.4. Цели и задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с разными видами словарей, научить их правильно с ними работать, повторить  изученные понятия по теме «Лексика», пополнить словарный запас.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, способствовать формированию умений работать в группе

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, литературе

2.5. Планируемые результаты

Предметные: развивать умение формулировать определение понятий, умение находить нужную информацию в словарях, сформировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в речи, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографические умения.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения, оценивать достигнутые результаты

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре

2.6. Форма проведения: урок-путешествие

2.7. Педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая

Методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа со словами, словарями, мини-исследование, работа в группах, решение кроссворда, рефлексия достижений

2.8. Ресурсы, используемые для подготовки: путевой лист, презентация, словари русского языка

                                                      Основная часть

              Конспект урока по теме «Путешествие по страницам словарей»

У. Ребята, добрый день! Сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами совершим путешествие по страницам словарей. Что же такое словарь?

Словарь - это книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. Словарь и слово – однокоренные слова. Для чего же нужно обращаться нам к этой книге? Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение русского поэта Александра Гитовича «Слово».

Читает подготовленный ученик:

Не забывай
На праведном пути

То, что старик Марк Твен
Сказал когда-то:

Ты должен
Слово нужное найти,

А не его
Троюродного брата.

У. Объясним смысл незнакомого слова. Праведный-благочестивый, проникнутый правдой. Где мы находим толкование слова? (В толковом словаре)

У. В какой строчке выражена главная мысль, к чему призывает нас поэт?

(Ты должен слово нужное найти…)

У. Для чего нужно находить нужное слово? (Чтобы точно выразить свои мысли, чтобы тебя поняли другие люди)

У. Верно, и нашими помощниками в этом деле будут словари. Ведь, как говорил французский писатель Анатоль Франс, «словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке»

У. Сегодня мы с вами будем путешествовать и играть одновременно. Вы поделены на 2 команды и перед вами ваш путевой лист, в соответствии с которым вы перемещаетесь от станции к станции и выполняете задания, зарабатывая баллы для своей команды.

Перед путешествием давайте узнаем, кто такой лексикограф. (Это ученый, который занимается составлением словаря)

Каких известных лексикографов вы знаете? (Даль, Ожегов, Ушаков)

У. Давайте поподробнее узнаем о В. И. Дале. Сообщение подготовленного ученика.

(Владимир Иванович Даль-автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Он собирал слова по всей России, записывал, объяснял их значения  всю жизнь - 53 года. Словарь Даля насчитывает около двухсот тысяч слов. А идею написать словарь подсказал Далю А. С. Пушкин, когда узнал, что тот собрал 20 тысяч слов, употребляемых в разных концах России.)

У. Итак, первая наша станция – «Толковый словарь». Объяснить любое слово может нам словарь толковый. Толковый словарь-тип словаря, в котором объясняется, растолковывается значение слова.

Перед вами страница толкового словаря. Что мы можем узнать из нее?
(Как правильно произносится слово, какой частью речи является, каково лексическое значение слова и примеры его употребления в речи)

У. Ваше первое задание: распределите данные слова по тематическим группам, в случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

Купе, палуба, мачта, кабина, вагон, рубка, локомотив, каюта, камбуз, тамбур.

У. Сколько групп получилось? (2 группы, 1-слова, связанные с устройством поезда, 2-слова, связанные с устройством корабля)

У. Какие слова были непонятны? (Локомотив, рубка, камбуз). Дайте им толкование.

(Локомотив - это движущая единица подвижного состава на железных дорогах. Рубка - закрытое помещение на верхней палубе или на надстройке судна. Камбуз - это помещение на судне, предназначенное для приготовления пищи.)

У. Следующая  станция - «Орфографический словарь». Верно написать слова практически поможет словарь орфографический. В орфографическом словаре даются правила написания слов.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. Куприн посмотрел меню и заказал «Шесть порций орфографических ошибок». Оформите грамотно меню.

  1. В…нигрет
  2. Буль…н с фр…кадельками
  3. Ра…ольник с к…лбасой
  4. П…льмени
  5. К…мпот груш…вый
  6. П…роженое б…сквитное

У. А теперь проверьте правильность выполнения задания.

У. Двигаемся дальше. Станция «Словарь антонимов». Способны антонимы жизнь изменить, если сумеешь ты их применить. Словарь антонимов русского языка среди других словарей занимает важное место. Он помогает подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление.

Перед вами пословицы. Подчеркните в них антонимы.

1.Не хвались отъездом, хвались приездом.

2.Дорога извилиста, истина пряма.

3.Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

У. Проверим себя. Какой темой объединены эти пословицы? (Тема  «Дорога»)

Задание командам: используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам

медленный

интересный

проснуться

искренний

активный

продрогнуть

движение

отъезд

избыток

радость

ругать

мириться

У. Пора в путь, перед нами станция «Словарь синонимов». Найти замену слову, да не одну, а даже три? Словарь синонимов смотри! Словарь синонимов содержит ряды синонимов. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли.

Задание командам: соедини стрелками синонимы, составь с одним синонимом из группы словосочетания на тему «Путешествие»

Фантастический

феерический

сказочный

волшебный

удачливый

Восхищаться

восторгаться

радоваться

интересоваться

любоваться

Путешествие

поездка

приключение

поход

экспедиция

Комфортный

удобный

мягкий

благоустроенный

уютный

У. Какие словосочетания у вас получились? (Восхищаться пейзажем, долгое путешествие, сказочная красота, комфортный вагон)

Для чего нужны синонимы? (Они обогащают нашу речь, помогают точно и образно выражать мысли, а также служат средством связи предложений)

У. Станция «Словарь омонимов». В словаре омонимов даны слова, совпадающие по своему звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Задание обеим командам: выпишите омонимы из стихотворения, объясните их значение

Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!​

У. Станция «Словарь паронимов». Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи. Чтобы этого избежать, надо обращаться к «Словарю паронимов русского языка». Правильное употребление паронимов-необходимое условие грамотной, культурной речи.

Задание командам: выберите подходящий по смыслу пароним:

(Дождевая, дождливая) погода

(Каменистый, каменный) берег

(Удачный, удачливый) поход

(Белеть, белить) на горизонте

(Оплатить, заплатить) за проезд

(Праздный, праздничный) вечер

У. Наше путешествие по страницам словарей подходит к концу.

Давайте, вспомним все термины, которые сегодня повторили, и решим кроссворд.

Кроссворд

По горизонтали:

1.Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2.Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

3.Словарный состав языка.

4.Сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием, переводом на другой язык.

По вертикали:

1.Поездка обычно куда-нибудь далеко, за пределы родной местности, постоянного местопребывания

2.Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению.

3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3.о

2.с

  м

  и

   о

  н

  н

1.п

а

р

  о

н

  и

м

ы

у

  н

  м

2.а

н

т

о

н

  и

м

  ы

е

  м

ш

  ы

е

3.л

е

к

с

и

к

а

т

4.с

л

о

в

а

р

ь

и

е

У. А теперь напишите в своих путевых листах ответ на вопрос : «Что нового я узнал сегодня на уроке?»

Сдайте мне путевые листы для подсчета баллов. (Подведение итогов урока)

У. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о пользе словарей в нашей жизни

4. Заключение

Данный урок позволил мне в игровой форме повторить изученное в разделе «Лексика», познакомить ребят с разными видами словарей, научить работать с ними, самостоятельно находить нужную информацию, обогатил словарный запас новыми словами.

5. Список литературы

  1. Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2008. - 667 c.
  2.  Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 c.
  3.  Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
  4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

                                         Путевой лист

  1. Станция «Толковый словарь»

Распределите данные слова по тематическим группам, в случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

      Купе, палуба, мачта, кабина, вагон, рубка, локомотив, каюта, камбуз, тамбур.

    2. Станция «Орфографический словарь». 

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. Куприн посмотрел меню и заказал «Шесть порций орфографических ошибок». Оформите грамотно меню.

  1. В…нигрет
  2. Буль…н с фр…кадельками
  3. Ра…ольник с к…лбасой
  4. П…льмени
  5. К…мпот груш…вый
  6. П…роженое б…сквитное

3. Станция «Словарь антонимов»

1)Перед вами пословицы. Подчеркните в них антонимы.

1.Не хвались отъездом, хвались приездом.

2.Дорога извилиста, истина пряма.

3.Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

2)Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам

медленный

интересный

проснуться

искренний

активный

продрогнуть

движение

отъезд

избыток

радость

ругать

мириться

4. Станция «Словарь синонимов»

Соедини стрелками синонимы, составь с одним синонимом из группы словосочетания на тему «Путешествие»

Фантастический

феерический

сказочный

волшебный

удачливый

Восхищаться

восторгаться

радоваться

интересоваться

любоваться

Путешествие

поездка

приключение

поход

экспедиция

Комфортный

удобный

мягкий

благоустроенный

уютный

5.Станция «Словарь омонимов»

Выпишите омонимы из стихотворения, объясните их значение

Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!​

6.Станция «Словарь паронимов»

 Выберите подходящий по смыслу пароним:

(Дождевая, дождливая) погода

(Каменистый, каменный) берег

(Удачный, удачливый) поход

(Белеть, белить) на горизонте

(Оплатить, заплатить) за проезд

(Праздный, праздничный) вечер

7.Кроссворд

По горизонтали:

1.Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2.Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

3.

2.

 

 

   

 

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

4.

3.Словарный состав языка.

4.Сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием, переводом на другой язык.

По вертикали:

1.Поездка обычно куда-нибудь далеко, за пределы родной местности постоянного местопребывания

2.Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению.

3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать  70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...

" Элементы систем автоматики " ( методические указания вторая страница ).

Вторая страница  Методических указаний по элементам систем автоматики ....

Методическая разработка экскурсии «Страницы истории жизни "Нины Петровны Аникеевой"

В истории ГБОУ средней школы №27 Василеостровского района Санкт-Петербурга  есть много ярких необыкновенных фактов и судеб. Преподаватели школы – свидетели и участники незабываемых историче...

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей»

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей»...

Квест "Путешествие с Шуриком по страницам словарей"

Квест предназначен для уроков русского языка и занятий внеурочной деятельности в 6-9 классах...

Презентация для квеста "Путешествие с Шуриком по страницам словарей"

Квест предназначен для уроков русского языка и занятий внеурочной деятельности в 6-9 классах...

Словарный квест "Путешествие с Шуриком по страницам словарей"

Словарный квест "Путешествие с Шуриком по страницам словарей" разработан для групп учащихся 10-15 лет...