Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 9 г. Улан-Удэ»

Алексеева Людмила Батоевна, учитель русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

   Моя методика сводится к формированию у учащихся умения отстаивать собственную точку зрения: я не только воспитываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания.

   Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.

В чем я вижу плюсы такой технологии?

Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу.

В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

К активным формам обучения русскому языку отношу практические работы.

Тематика этих занятий должна удовлетворять комплексу требований

учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с

другими формами учебной деятельности.

Задания при исследовательской методике могут быть различными.

Привожу пример практической работы на уроке в 6 классе по теме

«Степени сравнения наречий»

Тема. Степени сравнения наречий.

Дано:

Справочный материал:

а) сравнительная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в большей или меньшей степени;

б) превосходная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в наибольшей степени.

2. Слова: далеко, долго

3. Карточки с рисунками

4. Карточки с суффиксами –ее (-ей), -е, -ше

5. Карточки со словами более, всех.

Цель: познакомиться с образованием степеней сравнения наречий.

Ход работы.

Определи , сколько видов степеней сравнения наречий есть в русском языке (смотри справочный материал).

Сравни картинки с рисунками о продолжительности жизни животных и дальности прыжка

3. Как изменились наречия долго и далеко?

а) добавь суффикс сравнительной степени –ше-. Какие слова получились?

б) добавь к исходным словам частицу более

в) запиши начальную форму слов и получившиеся формы.

4) Используя материал учебника, определи, какие формы сравнительной степени наречий есть в русском языке и как они образуются.

5) Ответь на вопрос: кто живет дольше всех?

а) запиши наречие в форме простой сравнительной степени и добавь к нему слово всех

б) запиши начальную форму и получившуюся форму.

6) Используя материал учебника, определи, какая форма превосходной степени наречий есть в русском языке и как она образуется.

7) Результаты работы запиши в таблицу.

8) Сравни степени сравнения имен прилагательных и наречий. Запиши результат сравнения

   Выполняя данную работу, шестиклассники учились записывать свои мысли, которые подкрепляли иллюстрированными материалами и действиями с карточками, т.е. проводили демонстрационный эксперимент, решая лингвистическую задачу для получения конкретных результатов. Анализ лабораторных работ обязателен. Ведь даже неудачно выполненная работа имеет большое педагогическое значение. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности.

   Уроки - практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов используется мультимедийное оборудование. Например, в 8 классе по теме «Союзы при однородных членах предложения» проводила тест в такой форме:

Тест к уроку «Союзы при однородных членах предложения»

 1. Поставьте правильно знаки препинания: А впереди сотни ночей

(1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров.

1) 2,3;

2) 1,2,3

2. Поставьте, где нужно, запятые: Людей всегда мучают разнообразные сомнения

— большие (1) и малые (2) серьезные (3) и смешные. (Паустовский).

1)1,2,3; .

2)1,2;

3)2. .

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую:

1) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал в траву.

2) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

4 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.

2) Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

2) Человека воспитывает и искусство, и наука.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1.) Ехать надо было на собаках, или на оленях.

2) Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.

Проверка со слайда.

 

   Компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

   Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

- при объяснении нового материала для максимального его усвоения;

- для оптимального закрепления изученного материала;

- для улучшения контроля знаний учащихся;

- для организации внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

   Очень помогают мне в этом диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые имеются в кабинете для каждого класса, диск с дидактическим и раздаточным материалом по русскому языку для 8-9 классов, диск «Фраза».

   Самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях.

   Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

   Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...