Урок русского языка в 5 классе на тему"Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

На уроке учащиеся узнать структурные отличия простых предложений и сложных предложений, опознавательные признаки постановки запятой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Простые и сложные предложения.

Класс: 5

Учитель :Кудзиева А.С.

УМК: Русский язык. Учебник для 5 класса. Под ред. Т.А.Ладыженской М., Просвещение

Цели для учителя


Образовательные: Актуализировать и восстановить знания о сложном предложении, отработать умения правильно ставить знаки препинания в нем

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные: воспитать бережное отношение к слову

Цели для обучающихся

Предметные: знать структурные отличия простых и сложных предложений, опознавательные признаки постановки запятой; функцию запятой – знака разделения, правило постановки запятой в сложном предложении; определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока Комбинированный

Форма урока

Традиционная

Опорные понятия, термины

Предложение

Грамматическая основа

Запятая

Новые понятия

Сложное предложение

Простое предложение

Союз и

Формы контроля:

Фронтальный опрос,  индивидуальная работа

Домашнее задание
п.46, упр.233+составить предложение по каждой схеме

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и познавательный урок.

Начнем с вопросов:

-Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

-По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

-По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

-Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

Определяют и называют тему урока.

Записывают тему урока в тетради.

Определение личностной цели учащимися.

Словесная форма.

Фронтальный опрос.

Личностные: самоопределение

регулятивные: 

целеполагание

Психологический настрой учителя и учащихся

II. Актуализация знаний

Диктует предложение для пунктуационного разбора.

  • Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
  • Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
  • Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зеленая листва.

Задает вопросы:

1. Укажите простые и сложные предложения.

2.Роль союз «И»?

        -Какова тема урока?

      -  Продолжите предложения:

1) Познакомиться с ... и ...;
2)
 учиться различать ... и ...;
3)
 учиться ставить ...

У доски работают с предложением.

С места отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, записывают ее.

Индивидуальная работа у доски. Фронтальный опрос.

Познавательне: анализ материала с целью выделения признаков изучаемого явления

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Отработка умения делать пунктуационный разбор. Актуализация знаний о простом предложении

III. Изучение нового

Распределяет задания, корректирует их выполнение

Работа с материалом п.46.

отвечают на вопросы учителя по теме

Упр.233 (работа в парах устная)

Работа с раздаточным материалом с последующей проверкой Приложение 2

Исследовательская деятельность. Фронтальный опрос. Эвристическая беседа

Познавательные:

анализ материала с целью выделения признаков изучаемого явления, устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы, выполнение письменной работы

IV. Устная синтаксическая пятиминутка

1.Учащиеся на слух определяют количество грамматических основ в предложении:

  1. Я нажала на дверь , и она открылась.
  2. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
  3. Листья пожухли и шуршат при ветре.
  4. На берегу стоит бобровая хатка , и она напоминает стог мена.

2.Начертить схемы предложений в тетради.

Закрепление полученных на уроке новых знаний

Исследовательская деятельность. Фронтальный опрос.

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при групповой работе

V. Актуализация новых знаний.

Объясняет задание, устанавливает осознанность восприятия.

Организует самопроверку. Выставляет отметки.

На доске записаны два предложения : Утром шел дождь. Уже через час трава высохла.

 СОСТАВИТЬ ИЗ ДВУХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНО: БЕЗ ПОМОЩИ СОЮЗОВ; С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ А ,И .

Индивидуальная работа, самооценка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Умение грамотно строит высказывание. Отработка умения отличать сложные предложения от простых.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Какое предложение называют сложным?

- Какое предложение называют простым?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Беседа

Коммуникативные:

формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

VII. Домашнее задание.

Составить связный рассказ о роли союза и в предложении , подобрать примеры и заполнить ими таблицу.Приложение 1

Записывают домашнее задание в дневники

Письменная работа

Приложение 1

Простые предложения

Сложные предложения

Приложение 2

Определить количество грамматических основ. Начертить схемы предложений  с союзом и.

1.Иглы сосен  тихо падают  и  устилают низкие пни.[ =  и = ].

2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.[– =], и [= -].

3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.[= -].

4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"

На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...

Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"

Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...

Урок-презентация по русскому языку в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения"

Данный материал может быть использован при изучении синтаксиса в 5 классе. Теоретический материал урока учитывает изученное в начальной школе о простых и сложных предложениях, опирается на преемственн...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".

Урок русского языка по изучению темы: "Простые и сложные предложения" является первым уроком в изучении темы: "Сложные предложения" в 5 классе. Он предусматривает разноуровневые задания, продолжает од...