Тест по теме «Имя прилагательное» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
Урок русского языка для 6 класса на тему «Морфологический разбор имени прилагательного». 1.02.2023 Цель урока: - познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbo_prilagatelnogo.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 6 класса на тему

«Морфологический разбор имени прилагательного».

1.02.2023

Цель урока:

- познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

Задачи:

1) обучающие:

- повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

2) развивающие:

- научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

3) воспитательные:

- воспитание внимательности;

- развитие самостоятельности, доказательности.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.

2). Упражнение № 350.

II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 - 23):

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора:

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

II. Н. ф.: небесный.

Пост.: относительное.

Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.

III. Лазурь (какая?) небесная.

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).

Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

Стиль текста – художественный.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Данный тест можно использовать на уроках повторения и обобщения по теме "Имя прилагательное", а также в качестве контрольного. Тест состоит из заданий с выбором ответа. Задания представляют материал п...

Тест по теме "Имя прилагательное" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить не только правописание имен прилагательных, нои морфологические нормы употребления этой части речи, его морфологичесике признаки , способы образования. Таким образом, т...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Тест по теме "Имя прилагательное"

Итоговый тест по теме "Имя прилагательное" в 6 классе по программе "Школа 2100"...

Тест по теме "Имя прилагательное" (программа "Школа 2100)

Итоговый тест по теме "Имя прилагательное" в 6 классе по программе "Школа 2100" (второй вариант)...

Тест по теме Имя прилагательное с ответами(подготовка к ЕГЭ)

Имя прилагательное — часть речи, обозначающая признак предмета.fine weather — хорошая погодаEnglish literature — английская литератураПо значению прилагательные бывают качественные (large — боль...