Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Глинская Надежда Александровна

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;  обращение  внимания  на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных; отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок — зачёт

Тема урока: «Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях».

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;  обращение  внимания  на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных; отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие:  развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом.

развитие творческих способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий;

развитие словарного запаса учащихся.

Воспитательные:  воспитание интереса к изучению русского языка;

воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

Планируемые результаты:

 Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам. 

Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Ребята, тема урока «Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях». На уроке необходимо повторить 12 понятий и правил, выполнить 12 практических заданий устно, то есть подготовить себя к выходу на контроль знаний, умений, навыков, полученных на уроках при изучении темы. Принцип работы — работа в парах сменного состава — известен. Алгоритм работы по «Мурманской методике» перед вами, карточки с цветовыми сигналами на столах. Приступаем к работе.

Учитель следит за ходом работы и экраном учета.

  1. Работа по карточкам цветового сигнала в парах сменного состава (карточки прилагаются).

З. Учет выполнения работы.

На экране выставляются +(l) +(2) +3) +(4). Итог.

  1. Контроль знаний и умений учащихся. Итоговый контроль проводим в виде устного зачета, используя 4 организационных формы (зачет принимают учителя русского языка и литературы, цель которых оценивание знаний и умений учащихся.
  2. Обобщение темы урока.

Что повторили и с чем вышли на контроль?

  1. Подведение итогов. Оценочные суждения. Выставление отметок за зачет.

7. Д\з. повторить параграфы о причастии

Листок учителя.

Тема.

Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях.

1

2

3

4

Определения.

Правила.

Задания.

Упражнения.

Карточки.

1.Причастие как часть речи.

Что такое причастие?

Найти причастия в предложениях.

На крошечной прогалинке, окруженной кустиками орешника, Ромка снова попал на клубнику.

2.Причастный оборот.

Знаки препинания при причастном обороте.

Расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Сорока чистившая на ветке ольховника черный острый клюв вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела.

З. Образование действительных причастий настоящего времени.

Как образуются действительные причастия настоящего времени?

Образуйте от глаголов неопределенной формы действительные причастия настоящего времени.

Звучать, видеть, жить, превратиться, извергать.

4.Морфологические признаки причастия.

Назовите признаки прилагательного и глагола у причастий.

Найдите в предложении причастие и докажите, что это причастие.

Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной заплывшей речки.

5. Образование

действительных причастий прошедшего времени.

Как образуются действительные причастия прошедшего времени?

Образуйте

От глаголов неопределенной формы действительные причастия прошедшего времени.

Застыть, поднимать, скакать. Вспыхивать, напомнить.

6.0рфограмма «Не с причастиями».

Расскажите о правописании не с причастиями.

Раскройте скобки и объясните о слитном, раздельном написании не с причастиями.

Твердый, (не) мигающий взгляд несколько смутил Павку. Сила растительности этого, (не) пробитого скотом леса, на каждом шагу поражала Оленина.

7.Синтаксическая роль в предложении причастий.

Какова синтаксическая роль причастий в предложении?

Найдите причастия в предложении и определите их синтаксическую роль.

Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

8. Образование страдательных причастий настоящего времени.

Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени.

Слышать, открывать, напрягать, озарять.

9. Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий».

Расскажите о правописании в суффиксах причастий.

Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их правописание.

Пробива.. .щийся, неоцен.. .мый, постро . . .нный, необита... мый, слыш... щий, нагон...щий.

10. Синтаксическая роль причастных оборотов.

Какова синтаксическая роль причастных оборотов?

Найдите причастный оборот в предложении и определите его синтаксическую роль. Расставьте недостающие знаки препинания.

Лес окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака вставал во всем своем зеленом величии.

Повторение темы «Причастие»

КАРТОЧКА №1

1.Что такое причастие?

2.3наки препинания при причастном обороте'?

Как образуются действительные причастия настоящего времени?

  1. Найти причастия в предложении.

Большую часть дневного времени дворы, не защищенные никакой растительностью, лежали в ярких лучах солнца.

2.Расставить знаки препинания в предложении.

Человек не умеющий ходить портит дорогу, а не умеющий говорить — портит речь.

З. Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени: окружать, слышать, нарастать, строить, решаться

КАРТОЧКА  №2

1. Назовите признаки прилагательного и глагола у причастия.

2.Как образуются действительные причастия прошедшего времени.

З. Правописание не с причастиями.

  1. Найдите причастия в предложении и докажите, что это причастие,

Странное впечатление производили эти глаза, неподвижно устремленные в одну точку и ничего не видящие...

  1. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени: застыть, бежать, блистать, установиться, вырасти, прийти

З. Раскройте скобки и объясните слитное, раздельное написание.

(Не) выполненная вовремя работа, (не)тронутый снег, (не)летящую, а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть никак невозможно.

КАРТОЧКА №3

1. Синтаксическая роль причастия в предложении.

2.Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

З. Правописание гласных в суффиксах причастий

  1. Найдите причастия в предложении и определите их синтаксическую роль.

Однажды, в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся , но еще не умеющий летать птенец, почти ничем не отличающийся от взрослых птиц.

  1. Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени.

Терпеть, различать, осуждать, воображать, слышать.

З. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Небь.. .щее стекло, описыва.. .мый портрет, участву.. .щий в конкурсе, необита.. .мый остров, учаща.. .щийся пульс.

КАРТОЧКА №4

1. Что такое причастный оборот?

2. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

З. Расскажите о правописании гласных после шипящих в суффиксах причастий.

1 .Найти причастный оборот в предложении и определить его синтаксическую роль.

Мы смотрели на песчаную землю, усыпанную прошлогодней хвоей и шишками.

2. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.

Испечь, вымыть, услышать, подхватить, убедить,

З. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Испеч. . . нный, освещ... нный, раскраш.. .нный, отвлеч... нный, скруч.. .нный, загорож... нный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под ...

Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

В данной разработке доступно изложен материал для знакомства с пречастием как часть речи. Данный материал будет очень полезен каждому учителю русского языка....

Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс

Технологическая карта урока по теме: "Причастие как часть речи", 7 класс...

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»

Урок с использованием современных образовательных технологий...