Как написать письмо?
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Лосевская  Дарья Сергеевна

Урок составлен в соответсвии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32._teh.karta_.kak_napisat_pismo_k_tablitse_4.1.docx40.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

                                                                           Тема урока: Как написать письмо?

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи; уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Письмо, текст, адресат, адресант

                                                                        Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация к учебной деятельности

(Цели этапа:

организовать направленное внимание на начало урока)

Дорогие ребята, здравствуйте! Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? 

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть
на уроке вам будет так же тепло
и уютно. А теперь за работу!

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя

Индивидуальная, групповая

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 

(Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к живому общению)

 (слайд) А сейчас, ребята, отгадайте загадку.

Из-за тридевять земель
мчит бумажный Журавель.
Мог бы он лететь и дальше,

Но нырнул в почтовый ящик.

Ребята, часто ли в вашей семье получают письма? О чём они могут рассказать?

А вы сами пишите письма?

Знаете ли, как правильно писать письма?

Активизация познавательной деятельности

Это письмо.

Отвечают на вопросы. Строят речевое высказывание при формулировании отгадок

Форма – фронтальная; метод - практический

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Индивидуальный

3. Постановка цели урока

(Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели)

 Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Хотите научиться писать письма?

(слайд) Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения письма; узнаем, какими были первые письма, какую роль они играют в жизни современного человека

Задает вопрос, помогает определить тему урока. Предлагает сформулировать задачи урока

Размышляют над вопросами, на которые хотели бы получить ответ в ходе урока. Участвуют в определении темы урока.

Формулируют задачи

Форма – фронтальная; метод - практический

Метапредметные: развитие умения постановки познавательной цели урока. Совместно с учителем планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Устные ответы

4. Усвоение новых знаний.

(Цель этапа: сформировать у детей представление об эпистолярном жанре, виде писем, построении правильного письма)

Мы будем учиться грамотно писать письма. Возможно, кто-то из вас удивится: что мы писем не писали?! Согласна, писали все, но не все знают, что написание письма подчиняется определенным правилам, которые пришли к нам из глубокой древности.

Поэтому я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое.

А во время путешествия вы будете делать путевые заметки в своих тетрадях.

        

Письма стали отправляться, когда еще и письменности не было. Зато была потребность сказать что-то людям, которые находятся далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни Интернета в те времена не было.  Поэтому австралийские аборигены, например, отправляли письма другому племени с помощью дыма. У них было даже специальное слово «читать дым» (слайд)

 Племена древних инков посылали друг другу узелковые письма - кипу, у североамериканских индейцев узелки заменялись бусами из разноцветных камешков или ракушек – вампумы  (слайд)

Запись понятий

Около 10 тысяч лет назад люди стали использовать  предметное письмо. (слайд)

Теперь представьте, что вы непобедимый персидский царь. В вашем шатре появляется гонец противника и кладет перед вами птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Как вы разгадаете это предметное послание? (слайд)

Персидский царь Дарий 1 увидел в письме знак покорности и отказ от сопротивления. Поэтому и потерпел поражение.

На самом деле послание значило: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки,  не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные стрелами» (слайд)

Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, то есть письмо рисунками. (слайд)

Попробуйте прочитать пиктографическое письмо современного школьника.

Но со временем  таким письмом стало неудобно пользоваться.

- Как вы думаете, почему?

Поэтому около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте возникает новая форма передачи информации - иероглифическое письмо.  Каждый иероглиф обозначал не слово, а слог или звук. Иероглифическое письмо до наших дней сохранилось на гробницах и стенах храмов. (слайд)

Прошло немало времени, пока появился буквенный алфавит.  Первый буквенный алфавит придумали финикийцы.

- А кто создал славянскую азбуку? (слайд).

   Привычное для нас слово «письмо» образовалось от глагола «писать», одновременно с развитием на Руси письменности.   На чем только ни писались письма: на каменных и глиняных пластинах, деревянных дощечках, бересте, папирусе, пергаменте. (слайд)

Ребята, а что такое папирус? - Пергамент?  (слайд)

И только с 15 века – на бумаге.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще во времена античности существовал этикет составления писем.

В России в 18-19 веке выпускались письмовники, в которых можно было найти рекомендации по составлению писем самого разного характера. (слайд)

Письма бывают официально-деловые, публицистические, частные. Личные и групповые (слайд)    

   На этой картине Репина изображена шумная ватага запорожских казаков, пишущая письмо турецкому султану. Бой закончился победой, но казаки еще не остыли от буйной сечи. И можно себе представить, какими будет это письмо, сколько смешных и обидных слов добавят к нему вольные казаки  

Однако, какое бы письмо вы ни писали, оно будет состоять из определенных композиционных частей (слайд)

Итак, письмо начинается с приветствия к адресату.

- Кого мы называем адресатом? 

А как называют человек, который отправляет письмо? (слайд)

Дата может располагаться в верхней части письма справа, или в нижней части слева (слайд)

Приветствие и обращение пишется с новой строки, в центре, и включает в себя имя получателя или его фамилию.

- Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?

Форма обращения и приветствия зависит от того, кто является адресатом:

- Как, например, можно обратиться к маме?
К подруге?
К  учителю?

 Форму вы избираете по своему усмотрению.

Не забудьте, что письмо – это текст.

- Что называется текстом?

- К какому типу речи будет относиться письмо? (повествование)

Но вы можете включить в текст письма элементы и описания и рассуждения.

Культура письма требует членения текста на абзацы.

Слова (слайд)

Здравствуйте!  

До свидания.

Счастливо!

Всего доброго!

До встречи.

 С наилучшими пожеланиями ваш благодарный ученик.                                                                                                                                 С уважением ваш ученик.

 – этикетные слова и являются неотъемлемой частью любого письма.

Закончить письмо можно пожеланием здоровья, успехов.                                                                          

А как быть, ребята, если вы случайно забыли что-то написать в письме?   Неужели переписывать все письмо?                                                                                                                                                                                 Вы можете добавить нужное предложение  уже после подписи, поставив две латинские буквы                          Пи эс, что означает "после написанного" (постскриптум) (слайд)

 Не забудьте главное: в письме не должно быть ошибок, помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым. Неаккуратным письмом вы можете обидеть и даже оскорбить адресата.                                                                                    Помните, что «Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания…» (слайд) № 1) А сейчас предлагаю вам прочитать письмо мальчика, вашего ровесника (слайд)

Заинтересовало ли вас содержание этого письма?

Перед вами одно из последних фронтовых писем Константина Степановича Седова, нашего земляка, Героя Советского Союза. Ответ на него старшина Седов так и не успел прочитать, он погиб 7 июля 1943 г. в бою на на Курской дуге.                                 (слайд )

Это письмо – семейная реликвия. Дети Константина Степановича бережно хранят это письмо, ведь оно хранит память о близком человеке, сохраняет тепло его рук.

- Какие чувства автора выражаются в этом письме? - Можно ли передать эти чувства с помощью, например, шаблонов  смс?

Вывод.  Несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование, ведь получать письма – большое удовольствие

Объясняет материал, задает вопросы

Коллективно работают с учителем, отвечают на вопросы, делают записи в тетради. Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Форма – фронтальная; метод – практический

Игра

Работа с понятием

Пунктуационные правила

Работа над стилистикой русского языка (повторение типов с стилей речи)

Словарная работа

Анализ содержания письма ровесника

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Межпредметные связи (ИЗО, история)

Межпрежметные связи (краеведение, история)

Контроль записи понятий

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки)

(Цель этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую)

1.Волна 2.Стена  3.Зима  4 . Страна  5.Снежинка 6 Холодный 7. Далёкий 8. Скрипучий 9.Столы 10 Цветы (слайд)

Создает условия для снятия переутомления у детей.

Объясняет алгоритм физминутки

Встают. В соответствии с буквой, которую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища

              А

     

Е                        О

                   

            И

Групповая

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Метапредметные:  выполнение действий по образцу.

Взаимодействие в группе

Групповой

6.Практическое закрепление полученных знаний

(Цель этапа:

применение теоретических знаний на практике,

фиксация нового)

Теперь, ребята, обратите внимание на экран.

Перед вами два письма.                                                                Найдите ошибки в обращении (слайд)

В основной части письма содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом.

Организует работу с текстами писем

 Находят ошибки, объясняют, доказывают

Фронтальная

Регулятивные: умение выражать свою точку зрения.

Познавательные: применение методов информационного поиска

Устные ответы

7. Самостоятельная

 работа

(Цель этапа:

организация самостоятельного выполнения задания)

Я предлагаю вам написать письмо другу.                                                                                           Расскажите в письме о чем-нибудь интересном: об интересном случае, участником или свидетелем которого вы были, может, вы расскажете другу об интересной книге, о своих впечатлениях, которые произвела на вас эта книга, может, вы захотите рассказать о вашей семье, о том, какие у вас замечательные родители и как вы их любите

Я думаю, вашему другу будет приятно прочитать ваше письмо и, конечно, он ответит вам.

А поможет вам в работе  эта схема (слайд «Схема расположения текста письма)

Уточняет понимание задания,

Выполняют задание

Зачитывают свои письма

Индивидуальная

Личностные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности

Метапредметные:

высказывание и аргументация своего мнения.

Индивидуальный

8. Рефлексия деятельности 

(Цель этапа:

организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников)

Вопросы:

- Над какой темой работали?

_Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели бы узнать по теме? - Каковы основные правила оформления письма?

На ваших столах лежат смайлики.Если вам все понятно по теме «Как написать письмо» и понравился урок, то поднимите вверх смайлик зеленого цвета.

А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите смайлик красного цвета.

Задает вопросы, направленные на формирование рефлексорно- оценочных умений по изученной теме.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность

Выбирают и размещают на доске лепестки, строят цветок.

Фронтальная

Личностные:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Метапредметные:

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.

Промежуточный контроль

9. Домашнее задание

(Цель этапа:

сформировать личную ответственность за результаты деятельности)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать письмо классному руководителю. Расскажите в письме, что вы узнали сегодня на уроке.

На этом наш урок окончен. Спасибо.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее здание

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

как написать отзыв

Примерный план написания отзыва (материал для учащихся)...

Как написать сочинение? Описание игрушки.

1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...

Как написать хорошую научную статью.

В статье рассказывается о том, что должна содержать хорошая научная статья, рекомендуется структура статьи, указаны критерии и обрисована примерная стратегия написания научной статьи....

Как написать эссе грамотно.

Как грамотно написать эссе....