Проект "Свлово из гнезда"
проект по русскому языку (6 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

Наша работа посвящена анализу структуры словообразовательного гнезда с вершиной  свет.   В ней также предпринята попытка дать диахронический аспект развития данного гнезда и сравнительный анализ основных характеристик исследуемого гнезда в древнерусском и современном русском языке.

Актуальность диахронного подхода к системным образованиям, каковыми являются словообразовательные гнезда, обусловлена недостаточной разработанностью проблем исторического словообразования. Сказываются трудности работы с историческим материалом, сложность различения синхронии и диахронии в словообразовании.

Выбор словообразовательного гнезда в качестве предмета исследования связан также и с активностью этой лексемы в древнерусском и современном русском языках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_iz_gnezda_proekt_uchenikov_6_b_klassa.docx841.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя школа  № 8 городского округа - город Камышин

Проект

«Слово из гнезда»

https://nsc.1sept.ru/2003/39/2.jpg

Подготовили:

ученицы 6 Б класса

Воскресенская Дарья

Матвиенок Ирина

Секриер Олеся

Руководитель : Кошовец С.В.

2023

Введение

Наша работа посвящена анализу структуры словообразовательного гнезда с вершиной  свет.   В ней также предпринята попытка дать диахронический аспект развития данного гнезда и сравнительный анализ основных характеристик исследуемого гнезда в древнерусском и современном русском языке.

Актуальность диахронного подхода к системным образованиям, каковыми являются словообразовательные гнезда, обусловлена недостаточной разработанностью проблем исторического словообразования. Сказываются трудности работы с историческим материалом, сложность различения синхронии и диахронии в словообразовании.

Выбор словообразовательного гнезда в качестве предмета исследования связан также и с активностью этой лексемы в древнерусском и современном русском языках.

          Цели работы и вытекающие из нее задачи мы формируем следующим образом:

  1. Предоставить некоторые лингвистические характеристики слова свет - активной корневой лексемы в истории русского языка;
  2. Представить аспекты, характеризующие словообразовательное гнездо с вершиной  свет   в древнерусском языке;
  3. Доказать, что слово «свет» является важным концептом языковой картины мира.

Методы исследования: методы наблюдения и описания; поисковый метод, интерпретационный анализ.

Предмет нашего  исследования:  Словарь  русского языка XI-XVII вв., -М., 1982., Т. 4. –С.62,

Большой  академический  словарь  русского языка М.-Л., 1954., Т. 3. –С. 214-223,

А. Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка» М., 1985, Т. 1. –С. 235-273.

    Объект исследования:  слово «свет» в различных словарях русского языка

Область исследования:  лингвистика, история языка, словообразование

По структуре проект: информационно - творческий.

Гипотеза:   если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересного   и   значимого о прошлом языка и о современных возможностях употребления данной языковой единицы.

Актуальность

Каждое слово уникально.  Оно может  иметь множество значений и оттенков. В обыденной  жизни  мы не задумываемся над отдельно взятым словом, а воспринимаем его  в совокупности  с другими.   Актуальность данной работы заключается в том, что мы будем анализировать  слово из ежедневного обихода. Таких слов, о значении  и происхождении которых  мы  не догадываемся, много! Нам  необходимо  больше узнавать  о них. И мы  постарались выяснить, как понимают смысл слова «СВЕТ»  люди разных возрастных групп.

Исследовательская    работа  ориентирована  на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры.

Продуктом нашего проекта  стали  лингвистические   пазлы  «Свет »

Практическая значимость работы состоит, во-первых, в широких возможностях построения словообразовательного гнезда при демонстрации системности русского словообразования. Во-вторых, заключается в том, что материал проекта может быть использован при подготовке недели русского языка в школе, для организации внеклассных занятий с учащимися 5-11 классов (предметный кружок, подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников).

 


  1. Слово «свет» в разных словарях.

Значение слова   СВЕТ  по Ожегову:

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды

(перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).

2. Тот или иной источник освещения; Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете.

3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.

 4. В некоторых выражениях: рассвет, восход солнца

(разг.). До свету и от  свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).

5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мои ясный! * В два света — о Помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света. В свете чего, предлог с род.п. — с точки зрения чего-н., имея в виду что-н.

Значение слова  СВЕТ  по Ефремовой:

1) а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.

б) Освещение, исходящее от какого-л. источника.

в) перен. Внутренняя озаренность, возникшая под влиянием какого-л. чувства.

2) а) Место, откуда исходит освещение.

б) Освещенное место, пространство.

3) Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улице.

4) разг. Восход солнца; рассвет.

5) Светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещенность какого-л. участка изображаемого; блик.

6) Употр. как символ истины, разума, просвещенности или радости, счастья.

2. м.

1) Земля, Вселенная.

2) Люди, населяющие Землю.

3. м.

1) (иноск.) Общественная среда, общество, собрание.

2) Избранный круг, высшее общество.

3)Жизнь мирян, светская жизнь(противоп. Светская жизнь).

  1. Этимология слова свет.

Понятие света является одним из важнейших понятий в культуре. Противопоставление свет – тьма – одно из основных , с которыми человек сталкивается при осознании окружающего мира, так же как верх – низ, левое – правое. В словарях современного русского языка лексема свет зафиксирована со значением ‘электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир’. В этом определении заключены два важнейших аспекта для понимания этого  слова: во-первых, свет – это энергия продуцируемая, идущая от источников, во-вторых, она делает мир видимым. Прочие значения слова свет являются метафорическим по отношению к первому: ‘источник освещения’, ‘место освещения’, ‘освещение’, ‘то, что делает ясным, понятным мир’. Интересно, что слово свет  не употребляется с существительными, обозначающими не излучающие свет предметы: *свет штыков / железа – недопустимые в современном русском языке выражения. Это отличает его от светообозначений блеск, сверкание, сияние. Вероятно, это связано с тем, что свет осознается, прежде всего, как энергия, позволяющая видеть мир.

В словарях современного русского языка зафиксирована еще как омоним к свет1 лексема свет2 ‘земля со всем существующим на ней’, ‘окружающие люди, общество’. Обратимся к истории слов, чтобы проследить  происхождение  омонимии   и   значения ‘блестящий, блестеть’.

У В. Даля определения существительного свэтъ ‘состояние, противное тьме’, ‘род людской, мир, человеческое общество’  даны как составляющие многозначного  слова, а не как омонимы. В примечаниях к контексту Не только свету, что в окне: на улицу   выйдешь – больше увидишь В. Даль пишет: здесь свет может означать и мир. Также свэтъ у В. Даля – ‘свет чужой, отражательный’, т.е. может выступать в значении ‘блеск’.

Слово свэтъ зафиксировано в ХI в. в значении ‘противоположность тьме, свет’ , а также в значении ‘земная жизнь’. Только с XV в. у слова свэтъ встречается значение ‘земля, мир, вселенная, все страны’, ‘мир, мироздание, жизнь, человеческое общество’

Знаете ли вы, что в древнегреческом φάος,  употребление слова свидетельствует о связи  слова ‘свет’ со словом  ‘жизнь’: ε̉ν φάει ε̃ι̉ναι ( у Софокла) ‘видеть солнечный свет, т.е. быть в живых, жить’, ε̉ς φ. или  ‘появиться на свет, родиться’.

 В латинском lux – это и ‘свет’, и ‘жизнь’: luce privāre (Цицерон) ‘лишить жизни, отнимать жизнь’.  

Слова с таким значением отмечаются во всех славянских языках, ср.: укр. свiт ‘мир, вселенная, человеческое общество’, белор. свет ‘мир’, ‘рассвет’, сербско-хорватский  свêт ‘мир’, польск. świat ‘мир’, чеш. svět ‘мир’, словацк. svet ‘мир’.

Все перечисленные значения эволюционировали из значения ‘свет как видимый людьми мир’, вероятно, таким образом: ‘свет’ → ‘видимый с помощью света мир’ → ‘этот мир, жизнь’ → ‘люди в этом мире’; из третьего значения → ‘мироздание вообще’ → ‘земля, вселенная, все страны’.

Как омонимичные существительные свет ‘лучистая энергия’ и свет ‘мир’ отмечаются только в словарях XX в.

В большинстве славянских языков производные от

*světъ передают только значение ‘мир, человеческое общество’. Это связано со следующим фактом: в русском языке основным словом для обозначения понятия ‘земля, вселенная’ является лексема мир, тогда как в большинстве славянских языков основа *mirъ употребляется со значением ‘мир’, ‘тишина’. Развитие слова  ‘мир как  человеческое общество’ привело к появле- нию значения ‘суетность, мирщина; все земное, житейское, насущное, противоположное  духовное, нравственное, Божеское’.

В словаре  древнерусского языка XVIII века    для выражения понятия

«блеск» отмечается существительное свэтельство, для понятия «сияние» – свэтлэние. Помимо этого, было множество слов для маркировки разного характера излучения, например яркого света: свэтолитие, свэтозарие, свэтозарение, свэтосияние и пр.

Так  отраженный свет  как  блеск, появились гораздо позже основного значения. В старославянском языке свэтъ тоже встречается только в значениях ‘свет, сияние, дневной свет, огонь’, свэтити в значениях ‘светить, давать свет’ о  блеске  ничего   не было.

В процессе развития языка обозначилась связь слова свет со понятием зрения. В древнерусском языке  в текстах  находят:  Свэтъ взяся, отъяся (отнялся) – о наступлении слепоты, где СВЕТ равен понятию ЗРЕНИЕ.

 В словаре В. Даля свет – это ‘видение, зрение, свет очей, способность различать глазами, видеть’: Бог ему свету не дал.

 В современных говорах русского языка встречаются светить как  ‘видеть, смотреть’: Глаза не светят, в современном литературном языке значения слова видения прослеживается в выражениях видеть/представлять в каком-либо свете. Контексты свидетельствуют о том, что появление значения ‘видеть’ обусловлено способностью света делать мир видимым.

В современном русском языке у прилагательного светлый, кроме значений, переносных по отношению к главному – ‘ясный и логичный’, ‘возвышенный, благородный’, мы встречаем  в наполнении слова, как ‘относящийся к Пасхе, пасхальный (у христиан)’, например: светлый праздник. Измаил Иванович  Срезневский отмечал слово светлый  как ‘свет духовный’, ‘божественное начало’

Вероятно, появление подобного  значения  обусловлено тем, что словом свэтъ в евангельских текстах переводилось  с древнегреческого φω̃ς, которое обозначало божественную силу, божественный свет: я есть свет мира. Надо заметить, что свэтъ и святость в древнерусском языке тесно переплетались в значениях, о чем свидетельствуют параллельные формы некоторых слов: святилище и свэтилище ‘храм’, святити и свэ- тити ‘сообщать кому-л., чему-л. святость, чистоту, силу божественной благодати’. Помимо Бога слово свэтъ обозначало ‘свет духовный’, ‘свэтъ вэры, правды, православия, разума, ума’, в обозначении духовной силы, святости, и всего, ‘что делает ясным, понятным мир, то, что делает радостной, счастливой жизнь’: Тако да сияетъ свэтъ ваш предъ чл(о)вкы, да узьрять дела ваша добрая.

В современном русском языке эта семантика остается в религиозных текстах, а также в выражениях свет истины, свет разума. Этот же компонент значения прослеживается в производных лексемах: рус. просвещение. Среди других русских светообозначений, функционирование которых в различных контекстах имеет отношение к выражениям  ‘божественный, имеющий отно- шение к Богу’, можно выделить глагол сиять. В древнерусском языке он встречается контексте: Да будете сынове о̃ца вашего, иже есть на нбсех, яко слъньце   свое сияеть на зълыя и на благыя, где глагол имеет означает   ‘повелевать светить солнцу (о Боге)’.

В словаре русского языка прилагательное светлый с пометой устар. встречается в контекстах типа Батюшка, светлый царь! С таким значением    прилагательное употребляется еще с XI в., ср. в словаре XI– XVII вв.: …свэтлейши царь и государь всея Руси, т.е. ‘знатный, славный, именитый’. От прилагательного образовано существительное светлость, которое употреблялось в составе титула при обращении к князю, царю.

Таким образом, можно выделить следующие особенности светолексем – производных основы *svět-.

1. В современном русском языке свет осознается как энергия, позволяющая видеть мир, он имеет следующие характеристики: ровный свет, свет от источника, в основном неотраженный свет, свет, позволяющий видеть мир. Неслучайно, в отличие от других светообозначений,  для характеристики света важна его направленность, глагол светить функционирует в контекстах: светить (куда?) в окно, в комнату, на дорогу. История слов демонстрирует, что это значение было первичным. первичной, значения ‘блестеть’, ‘блеск’ – результат расширения значения.

 2. Существующая в современном языке омонимия свет1 и свет2 не подтверждается генетически и также является последствием развития и затем расхождения значений. Эта особенность обусловила соседство в определенный период времени (XVIII– XIX вв.) на первый взгляд различных значений: ‘свет истины, разума’, ‘божественный свет’ и ‘суетность, все    земное, житейское’.

3.  Характерной чертой значения   производных основ  слова  *světъ остается связь со значениями соотносимыми с положительными характеристиками, эмоциями человека. В истории слов наблюдается почти весь спектр этих характеристик: от характеристики душевных качеств, например ‘благой, добрый’, до характеристики внешности и благосостояния, например ‘красивый, украшенный’, ‘богатый’. 4. Важное место в семантическом наполнении светообозначений является связь их с сакральной сферой бытия человека, с божественным началом, так как именно это слово было выбрано для перевода евангельского φω̃ς.

 3.  Словообразовательное гнездо  слова «свет» в  словаре А.Н. Тихонова.

В современном русском языке по данным «Школьного словообразовательного словаря А. Н. Тихонова», словообразовательное гнездо с вершиной свет представлено следующим образом:

C:\Users\ACER\Downloads\IMG_20230404_222840.jpg

C:\Users\ACER\Downloads\IMG_20230404_222812.jpg

  1. Какие слова образованы от слова свет?

Свет Светленный Светлогорец Светозарность

Свет божий  Светленький   Светлогорск   Светозарный

Света  Светлеть   Светлогорский   Светозарович

Светавший  Светлеться  Светлогорцы  Светозаровна

Светает  Светлеющий  Светлогрудый  Светозатенение

Светало  Светливший  Светозащитный

Светать Светлина Светлокрылый  Светозвукопанорама

Светающий  Светлинский  Светлолицый  Светозвукоспектакль

Светел  Светлить  Светлоокий  Светоизлучающий

Светелка  Светлица  Светлооко  Светоизмерительный

Светелочка  Светличный  Светлоокрашенный  Светоклапанный

Светелочный Светло Светлость Светокопир

Светец  Светло-бежевый  Светлота  Светокопировальный

Светивший  Светло-голубой  Светлотный  Светокопировальня

Светившийся  Светло-желтый  Светлоярский  Светокопирование

Светик  Светло-зеленый  Светлуха  Светокопировка

Светило  Светло-золотистый  Светлы  Светокопировщица

Светильник  Светло-карий  Светлый  Светокопия

Светильничек  Светло-каштановый  Светлым-светло  Светокультура

Светильничный  Светло-коричневый  Светлынь  Светолечебница

Светильны  Светло-красный  Светляк  Светолечебный

Светильный  Светло-оранжевый  Светлячок  Светолечение

Светильня  Светло-розовый  Светлящий  Светолов

Светимость  Светло-русый  Светоаэрационный  Светоловушка

Светит  Светло-серый  Светобоязнь  Светолюб

Светится  Светло-синий  Световод  Светолюбивость

Светить  Светло-сиреневый  Световодный  Светолюбивый

Светиться  Светлобородый  Световодолечение  Светолюбие

Светка  Светлобрюхий  Световоздушный  Светомаскировка

Светла  Светлованный  Световой  Светомаскировочный

Светлана  Светловатый  Светогорск  Светометрический

Светланов  Светловать  Светогорский  Светометрия

Светланова  Светловаться  Светограмма  Светомузыка

Светлая седмица   Светловина  Светодальномер  Светомузыкальный

Светлевший  Светловодский  Светодиод  Светонаправляющий

Светлее  Светловолосый  Светодиодный  Светонепроницаемость

Светлейший Светлоглазый Светозар Светонепроницаемый

Светленный Светлоголовый Светозарность Светоносность

  1. Слово «свет» и фразеология.

Фразеологические единицы языка представляют собой «зеркало народной культуры, народной психологии и философии».

Содержание концепта Свет, отраженное во фразеологизмах, соединяет в себе самые разные   области  человеческой жизни. Вот несколько фразеологизмов.

Новый Свет

Старый Свет

яркий свет

дневной свет

неоновый свет

туши свет — амба

белый свет

зелёный свет

на свете

ни свет ни заря

тот свет

этот свет

появиться на свет

увидеть свет

производить на свет/произвести на свет

по белу свету

свет клином сошёлся

ругать на чём свет стоит

конец света

часть света

вокруг света

высший свет

свет в конце туннеля

пролить свет (на что-либо)

выезжать в свет

в невыгодном свете

большой свет

свет не видел

Заключение

В ходе проделанной работы мы сумели собрать много информации о слове «СВЕТ» и сделали следующие выводы:

 1.  слово «свет» произошло на общеславянской основе  языка с  X1 века;

2.  слово является многозначным и понимается людьми по-разному;

3. слово «свет» на протяжении столетий приковывает к себе внимание людей; часто употребляется в фольклоре,  науке, искусстве;

4.слово «свет» многое рассказало о культуре  нашего народа;

Таким образом,   работая с этимологией  слова «свет», изучая литературу по теме, беседуя с учениками нашей школы, мы  доказали для себя справедливость слов академика И.И. Срезневского: «Каждое слово для  человека  есть свидетель, памятник, факт жизни народа».

Мы считаем, что цели и  задачи исследовательской работы достигнуты.        

Данная работа может быть использована на лингвистических конференциях, на уроках русского языка, внеклассного чтения, на классных часах.

   Гипотеза  - если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересного и значимого о прошлом своего народа, своей страны -  находит свое подтверждение.

 

Список литературы

1. С.В.Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. М.»Просвещение», 2011-176с.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002.- именное издание самой популярной современной российской энциклопедии.

3. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Иллюстр. энцикл.словарь.М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.-960с.

4. «В поисках света…Портрет одного слова»   Авторы: Иванова Я., Мензурова Д.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003.

5. А.Г.Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! Ростов–на-Дону, «Легион»,2013.-75с.

6.Тихонов, Александр Николаевич. Школьный словообразовательный 

словарь русского языка [Текст] : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - Москва : Цитадель-трейд : Вече, 2010. 

7.Шанский, Николай Максимович.  Этимологический словарь русского языка

 / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – Москва : Прозерпина : Школа, 1994.

8.Шмелёв А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 134—135, 143, 148—150.

9.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 452—453.

                                            Интернет – ресурсы

https://cyberleninka.ru/article/n/morfonologicheskaya-struktura-glagolnogo-bloka-slovoobrazovatelnogo-gnezda-s-vershinoy-svet

https://free-otvet.ru/18939554/составить-словообразовательное-гнездо-со-словом-свет

https://www.uchees.ru/answer-546147.html

https://lexicography.online/etymology/с/свет

https://gufo.me/dict/semenov/свет

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/11/09/yazykoznanieissledovatelskaya-rabota-v-poiskakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце в аистовом гнезде"(О жизни и творчестве А. Вампилова)

Литературно-музыкальная постановка,  посвященная жизни и творчеству А. Вампилова ( для учащихся 9-11 классов)...

Доклад на тему: "Всеволод Большое Гнездо - как правитель"

Эта тема интересна тем, что князь стоит у истоков монархической идеи. Он первый, кто воплотил в себе черты самодержавного правителя....

Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.

Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой  материал. Проблемные вопросы....

Викторина "Дворянские гнезда" в произведениях А. С. Пушкина.

Творчество А. С. Пушкина мы начинаем изучать еще в начальной школе и так вплоть до 9 класса. Великий мастер слова оставил нам огромное наследиеее, и каждый уважающий себя человек должен знать произвед...

Рассказ "Ласточкино гнездо" Тепловой Г.В.

Тема войны волнует меня. Отношение подростков, молодёжи к ветеранам, труженикам тыла не всегда адекватное. Мой рассказ - поклон живым и павшим....

Полет над гнездом кукушки

Сценарий.« Полет над гнездом кукушки»Полная версия...