Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Чемезова Диана Георгиевна

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 5 класс по ФГОС55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока русского языка в 5 «А» классе

в соответствии с требованиями ФГОС

учителя русского языка и литературы

Чемезовой Дианы Георгиевны

Тема урока: Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства.

Класс: 5 «А» класс

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

1.Личностные (Л):

- осознание эстетической ценности русского языка;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

- любовь к родной земле, уважение к труженикам сельского хозяйства, агробизнеса.

2. Метапредметные:

А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного текста, выразительное чтение), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);

Б) регулятивные (Р): включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

3. Предметные: познакомить учащихся с понятием лексика и лексическое значение слова, грамматическое значение слова, развивать умение работать с толковым словарём, выработать умение находить в толковом словаре лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, оформленная доска, учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения рефлексии в конце урока, толковые словари (С. И. Ожегова, В. И. Даля, словарь учебника).

Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.

Структура урока:

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

2.Актуализация знаний

3.Формирование новых знаний

3.1. Фронтальная беседа

3.2.Словарно-орфографическая работа с терминами

3.3. Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение)

    4. Изучение нового материала

4.1.Метод – самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность)

4.2. Беседа по осмыслению прочитанного (рефлексия осуществлённой деятельности)

4.3 Работа в парах (обучение в сотрудничестве)

4.4 Рефлексия парной работы        

    5. Закрепление изученного

5.1. Работа с высказываниями М. Горького (речеведческая работа с текстом)

5.2.Закрепление изученного, самостоятельная работа.

6. Задавание на дом

     7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Оценивание работы детей.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент (мотивация к учебной  

деятельности

Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку Оформление рабочей тетради

 Беседа с учащимися

- Ребята, начинаем наш урок и давайте с вами

определим тему нашего урока.

 

Приветствие

Готовятся к работе

Слушают

Самоопределение

смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного

сотрудничества (К)

2. Актуализация

знаний

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Что могут обозначать слова?

- Замечательный писатель К.Паустовский,

подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Например, говоря о дожде, сам Паустовский

употреблял такие слова: моросящий, грибной,

обложной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др. (Слайд)  

- Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых писатель говорит в своём

высказывании.

-  Не могу не привести ещё одно высказывание

писателя. К.Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ» (Запись в тетрадях и на доске, оформляем как предложение с прямой речью).

- Посмотрим, правильно оформили предложение? (Слайд)

- Послушайте отрывок из стихотворения  (учитель читает стихотворение Вадима Шефнера)

Много слов на земле…  Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

- Кто уже догадался, о чём мы будем говорить

сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?

- Правильно, о словах. Запишем в тетрадях тему урока «Слово и его лексическое значение».      (Слайд)

- А цель нашего урока? (Слайд)

-Каковы задачи урока? (Слайд)

Из предложений

Из связанных между собою слов

Предметы, явления

действительности, понятия, действия, признаки.

Чистый воздух, потоки воздуха,

прозрачные воды, шум леса,

цветение трав, плывущие облака,

красивые цветы и др.

О словах

Знакомство с определениями

понятий «слово», «лексика»,

«лексическое значение слова»,  «грамматическое значение слова».

Научиться определять лексическое значение слова,  грамматическое значение слова, пополнять свой словарный запас. 

Целеполагание (П)

Выражение своих мыслей

аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Постановка проблем, выяснения границ своего знания-незнания (П)

Систематизация изученного. Начало формирования представления о

языке как СИСТЕМЕ (П)

 3.  Формирование новых знаний

1.Фронтальная

беседа

2.Словарно –

орфографическая работа с терминами

3.Поиск нужной информации в учебнике

(поисковое чтение)

- Ребята, откройте учебник на стр. 167.

Как называется раздел, к изучению которого мы

приступаем?

- Правильно, ЛЕКСИКОЛОГИЯ.

- Просмотрите параграф 61 и найдите  

однокоренные термины к этому слову. Что это за слова?

- Запишите определения  в словарь, запомните, как пишутся эти слова.  

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

Лексика  (от греч. lexikos – относящийся к слову) – словарный состав языка. (Слайд)

- Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка, то есть лексика, или остаётся неизменным,

постоянным? Почему? С чем это связано?

- Как вы считаете, какое слово старше – самолёт или космонавт? Почему?

- Приведите примеры слов или словосочетаний,

которые возникли совсем недавно, которых пять,

десять  лет назад ещё не было?

 - Кто знает, что означает слово  «агробизнес»? слайд

-  Агробизнес — 1. Земледелие в качестве крупномасштабного капиталистического делового предприятия. 2. экономическая деятельность, близко связанная или непосредственно зависящая от земледелия, включая выпуск товаров производственного назначения для сельского хозяйства (например, фермерские машины, удобрения), а также продажу сельскохозяйственной продукции — продовольствия и сырья.

-Какие слова мы можем привести на тему «агробизнес»? (колос, корова, урожай, село, агроном, фермер).

- Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Что же такое слово? Найдите определение в параграфе. 

- Это основная единица языка. По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его оболочка (на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней - не может быть понято. (Слайд)

- Что очень важно для любого человека?  

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

 

Лексика, лексическое значение

Работают в словарях

Предположения учащихся

Учащиеся приводят примеры слов, словосочетаний

 

Очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой

словарный запас, уметь открыть для себя слово.    

4.   Изучение нового материала

4.1.Метод –

самостоятельная

работа со словарём (индивидуальная

деятельность)

4.2. Беседа по

осмыслению

прочитанного

(рефлексия

осуществлённой

деятельности)

4.3. Работа в парах (обучение в

сотрудничестве)

4.4. Рефлексия

парной работы

4.5. Поиск нужной информации в

словаре

(поисковое чтение)

  1. Послушайте отрывок:

        

         Труд работников сельского хозяйства всегда был нелегким и именно поэтому пользовался большим уважением.

          Обрабатывать землю наши предки начали давно, немногим позже они начали ее обрабатывать в промышленных масштабах. Это сегодня многие фермеры отлично разбираются, какие бывают запчасти к боронам, а много лет назад то, что подарила земля, добывалось своими руками. Современные технологии привели к упрощению сельскохозяйственного труда. Использование комбайнов и различных устройств намного облегчило жизнь работников сельскохозяйственной отрасли. На сегодня она занимает передовое место в производстве продуктов питания. Работники сельскохозяйственной отрасли тратят много сил и энергии, чтобы обеспечить потребности городских и сельских жителей доступными и полезными товарами первой необходимости. К таковым можно отнести хлеб, молоко, гречку, молочные и мясные продукты.

          Неустанный труд агрономов, механизаторов, зоотехников, агроинженеров нам незаметен и поэтому не всегда достойно оценен. Тем не менее, забывать, какую важную роль их работа играет в нашей жизни не нужно.

- Все ли слова, о которых говорится в тексте, вам понятны?

- А где можно узнать значение непонятных слов?

- Какие толковые словари вы знаете?

2.  Знакомство с толковыми словарями (выставка)  

  - Давайте посмотрим, какие толковые словари у нас есть.  (Слайд)

  - Существует много толковых словарей

(выставка словарей)

1. "Толковый словарь живого великорусского

языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома

2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)

3. "Словарь русского языка" (академический), 4 тома, 1981-1984 г.

4. "Словарь русского языка" С.И.Ожегов ( более 50000 слов)

5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах (академический), более   120000 слов

6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская

- В чём состоит главная задача толкового словаря?

- Что ещё можно определить по толковому словарю?  - Можно проверить и его написание, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки

слова. Кроме того, в статьях словаря особым

шрифтом – курсивом – даются примеры

употребления данного слова. Слова в словаре

размещаются строго в алфавитном порядке.

3. Работа с толковым словарём (поиск нужной

информации (поисковое чтение)

   - Давайте теперь обратимся к нашему отрывку и

посмотрим, какие слова нам непонятны и посмотрим их толкование в словаре. Работаем по вариантам. (Слайд)

1вариант – масштаб, фермер,

2 вариант –  сельскохозяйственный труд

3 вариант – комбайн, отрасль

4 вариант – производство, агроном

5 вариант – механизатор, борона

6 вариант – зоотехник, агроинженер

- Обратим внимание на то, из чего состоит

словарная статья.

1. Заголовочное слово

2. Грамматические пометы

3. Толкование лексического значения

4. Пример употребления в речи

Физминутка

Есть непонятные слова.

В толковых словарях.

Главная задача толкового словаря – разъяснить, растолковать значение слова.

Ответы учащихся

Работают  с толковым словарём

Дают толкование слов

Умение «извлекать» информацию из учебного текста (П)

 

Умение осуществлять

познавательную и регуляторную рефлексию своей учебной

деятельности (Р)

Работа в паре: общение и

взаимодействие с партнёром (К)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование

индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации

затруднения (Р)

Умение планировать

предполагаемую деятельность с учётом отведённого времени (Р)

 

Выражение своих мыслей;

аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

5.  Закрепление изученного

5.1. Работа с

высказываниями

М. Горького

Речеведческая

работа с текстом

- С новыми словами познакомились, со словарём

поработали, свой словарный запас обогатили, а

теперь давайте обратимся к учебнику.

1. Работа с учебником (с высказываниями М.Горького)

- Давайте обратимся к учебнику, упр.355.

- Скажите, какое ваше самое первое действие при

 выполнении упражнения?

- Кто может сказать, что нужно сделать?

- Какое первое задание упражнения?

- Прочитать текст. Прочитайте самостоятельно,

познакомьтесь с текстом, а затем выразительно

прочитаем вслух.

- Подумайте, почему именно этот текст поместили в данный параграф?

- Это один связный текст или это разные тексты?

- В упражнении три разных высказывания о языке. Чем они объединены?

- Какова главная мысль, объединяющая эти

высказывания?

- Посмотрите, перед нами не просто высказывания, а советы. Кто даёт нам эти советы?

- Знаете ли вы, кто это?

- Как нужно, по мнению писателя,

совершенствоваться во владении языком? Какие глаголы употребляет Горький? Назовите эти глаголы.

- Давайте вчитаемся в предложения, ведь писатель не просто советует, он говорит о путях

совершенствования в языке. 1 ряд работает с первым предложением и определяет этот путь, 2 ряд – со

вторым, 3 ряд – с третьим предложением. Работаете в парах, обсуждаете ответ

Ответили мы на вопрос упражнения: «Какие советы по обогащению речи даёт М.Горький?»

- Следующее задание в упражнении? (Что  значит слово «лексикон»?)    

- Найдём толкование этого слова в толковом словаре учебника. Перепишите эту словарную статью в

тетрадь, сохраняя все пометки, данные в статье.

Составьте с этим словом предложение и определите его род, склонение, падеж, число.  (Лексикон – м. род, 2 скл., И.п., ед. ч.). (Слайд)

- Что это за признаки?

Грамматическое значение слова изучает какой раздел языка?

- Итак, сделаем вывод: слово имеет лексическое значение  (изучает раздел русского языка лексика) и грамматическое значение  (изучает раздел

русского языка морфология).

- Какое следующее задание в упражнении? (Записать два высказывания в форме прямой речи.  

- Сделаем вывод. Справились мы с упражнением? Получили новые знания, освоили новые навыки работы с текстом?

3.Задание на определение слова, учитывая его лексическое значение

- Теперь давайте учиться определять слово, учитывая его лексическое значение.

- Назовите слова, которые имеют следующие

лексические значения (Запишите слова в тетрадь в столбик);

- Пищевой продукт, выпекаемый из муки́ (проверим в словаре) хлеб

-  1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. (проверим в словаре) Родина

 - Лиственное дерево с белой корой. (проверим в словаре) береза 

-  Безлесная равнина (проверим в словаре) поле 

-  Укажите  грамматические значения слов (хлеб, Родина, поле, береза) – род, число, падеж, склонение.

- Итак, научились определять лексическое и

грамматическое значение   слов?

4.Выяснение по толковому словарю значений слов громада, великан, колосс, ветеран

- Можно ли составить словосочетания гигантская громада, огромный колосс, большой великан, старый ветеран? Почему?

- Можно ли образовать от слов громада, великан,

 колосс, ветеран уменьшительно-ласкательные

 формы? Почему?

Какой вывод нужно сделать, выполнив данное

задание? Зачем мы его делали? (Вывод: употребляя какое-то слово, нужно обязательно учитывать его лексическое значение).

- Обратимся к учебнику  (стр.170), упр.351 (устно). Прочитаем теоретический материал. Какими

способами можно разъяснить лексическое значение слова? Подтверждает это стихотворение то, о чём мы говорили сейчас?

- Упр.352

- Найдите в «Школьном толковом словаре…»

значение слова «бережливый»  (экономичный,

расчётливый, бережно относящийся к имуществу).

 - Составьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значение.

- Посмотрите, как словарь трактует слово

 «бережный» (осторожный, заботливый, внимательный).

 

- Составьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значение.

- Выберите нужное слово, запишите полученное предложение, объясните постановку тире в

предложении.

(Бережное, бережливое) отношение к русскому языку – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания.

- У всех так получилось? (Слайд)

- Ответьте на вопросы:

- Какой участок – землистый или земельный?

- Ученик понятный или понятливый?

- Местность песочная или песчаная?

Сделаем вывод: важно понимать значение слова и правильно его употреблять.

Нужно внимательно

прочитать и понять задание к упражнению, понять, что от нас требуется

Этот текст связан с темой урока

Это разные тексты

Высказывания о языке, о словах, о том, как учиться языку, как

совершенствоваться в языке

Необходимо изучать язык,

совершенствовать свои знания по языку

 

Обогащайте, читайте, надо

учиться, надо расширять, учиться

облекать

1 – читать классиков; 2 – искать простые формы для запоминания, но в то же время яркие; 3 –

подбирать для объяснений простые, доступные слова, учиться грамотно их употреблять.

Что  значит слово «лексикон»?  

Грамматические

Морфология

Формулируют вывод.

Записывают два высказывания в форме прямой речи  (на доске и в тетрадях)

Делают вывод

Определяют слова

Указывают  грамматические

значения слов  

Работают с толковым словарём, объясняют значение слов

Делают вывод

Находят толкование слова

Составляют и записывают

предложение

Находят толкование слова

 

Составляют и записывают

предложение

 

Выполняют задание

Работа в парах

Отвечают на вопросы

Делают вывод

 

Осуществление смыслового

чтения художественных текстов;

синтез как составление целого из

частей (П)

6. Домашнее

задание

параграф 61, теорию выучить, упр. 349 -  всем, 350 -  по желанию.

7. Рефлексия учебной деятельности на

уроке

Оценивание работы обучающихся

- Ребята, скажите, задачи, поставленные перед нами в начале урока, мы выполнили? (научиться определять ЛЗ, ГЗ слова, пополнять свой словарный запас).

- Цели урока мы достигли? (знакомство с

определениями понятий «слово», «лексика»,

 «лексическое значение слова»,  «грамматическое значение слова»). 

- Ответили мы на вопрос, для чего нам необходимо изучать слово и понимать его  лексическое и

грамматическое значение?

 

- Наш урок подходит к завершению, я хочу закончить его стихотворением Рыленкова о добрых словах:

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным – нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

 - Ребята, какова основная мысль текста?  Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло тепло, свет, радость!).

Наш язык – это великое сокровище, созданное

народом на протяжении многих веков. Берегите

русский язык, не засоряйте его грубыми, а также

иноязычными словами, ведь для всего, что

существует вокруг нас, в нашем русском языке есть великое множество хороших русских слов и

названий.

 - На столе у вас лежат листочки. Вы видите в них

несколько незаконченных предложений. Таким

образом я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Выберите три любых вопроса из шести,

которые покажутся вам наиболее интересными, и

ответьте на них письменно.

Оттого, как вы произносите

любое слово, зависит отношение к

вам окружающих.

Работают на листочках

Фамилия, имя______________________

1.На уроке мне было ___________________, так как _________________________.

тяжело/ легко

интересно/ неинтересно

2.Своей работой на уроке я______________, потому что ___________________________.

доволен/ недоволен

3.Урок для меня показался ______________.

коротким/  длинным

4.Материал урока мне был______________

______________________________________

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен / скучен

5.Домашнее задание кажется мне_________

_____________________________________

интересно/ неинтересно

6.Чем обогатил меня сегодняшний урок?___

______________________________________

______________________________________

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"

План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест....

Урок по русскому языку в 1 классе УМК "Школа России" по теме " Слова близкие и противоположные по значению."

Тема: Слова близкие и противоположные по значению.Тип урока: «открытия» нового знанияЦель: создать условия для знакомства учащихся с  близкими и противоположными по значению словами, ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова...

Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова омонимы" 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о словах одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению.Задачи урокаДидакти...

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ НА СЛУЖБЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Тема урока: «Имя числительное как часть речи. Имя числительное  на службе сельского хозяйства»....