Конспект к мероприятию предметной недели «Лингвистический КВН»
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Конспект к мероприятию предметной недели «Лингвистический КВН»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку для 10 классов
Лингвистический поединок
Задачи внеклассного мероприятия:
- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
«Лингвистический КВН: пусть победит сильнейший!» (слайд 1)
Без языка и колокол нем. (пословица)
Живое слово дороже мёртвой буквы. (пословица)
На великое дело – великое слово. (пословица)
Язык мал, а великим делом ворочает. (пословица)
Ведущий. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в клубе веселых и находчивых... Наш КВН будет проходить под девизом:
“В клуб пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей – гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!”
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для ВАС!
На сцену приглашаются команды: (приветствие соперников).
1. Конкурс "Разминка" (слайд 2 – просто название конкурса с картинкой)
Конкурс на смекалку (каждая команда по очереди должна дать ответ на 2 задания).
Вам открыть секрет придётся,
Кто умён, тот разберётся.
Найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос.
1. Какой цветок вручили чемпиону? (пион).
2. Как называется блюдо, которое приготовила Стряпуха? (уха)
3. Куда забросили хомут? (омут)
4. Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)
5. На кого напали москиты? (кита)
6. Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости? (уха)
2. Блиц-конкурс (отвечают сразу, вопросы задаются командам по очереди) (слайд 3 – название конкурса)
1)Назовите грамматическую основу в следующих предложениях:
А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.
3. Грамотей (слайд 4 – надпись «Грамотеи», картинка)
1 задание: найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор. | Коммерсант, количество, коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор. |
Слайд 5 – верный вариант
2 задание: восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) | Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) |
Слайд 6 – верный вариант
4. Конкурс "Орфоэпический" (слайд 7 – орфоэпия)
1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.
Команда 1
Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты. | ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фрОнты, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты. |
Команда 2
Загодя, закупорив, верна, вероисповедание, краны, красивее, ненадолго, нефтепровод, отзыв посла, отдав, убрала, убыстрить, сантиметр, свекла, углубить, укрепит, щавель, щемит, щелкать, эксперт | ЗАгодя, закУпорив, вернА, вероисповЕдание, крАны, красИвее, ненадОлго, нефтепровОд, отзЫв посла, отдАв, убралА, убыстрИть, сантимЕтр, свЕкла, углубИть, укрепИт, щавЕль, щемИт, щЕлкать, экспЕрт |
Команда 3
Бороду, брала, воссоздала, вручит, договоренность, диспансер, еретик, жалюзи, звоним, заперлась, кренится, кровоточащий, мозаичный, молящий, недуг, некролог, опошлят, определен, оптовый, столяр | БОроду, бралА, воссоздалА, вручИт, договорЕнность, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, звонИм, заперлАсь, кренИтся, кровоточАщий, мозаИчный, молЯщий, недУг, некролОг, опОшлят, определЕн, оптОвый, столЯр |
5. Конкурс "Черный ящик" (слайд 8 – картинка с чёрным ящиком)
а) В этом ящике находится фрукт, который в русской пословице говорит о своем родстве. (яблоко)
(слайд 9 – картинка с яблоком)
б) Какая пословица сравнивает определенную единицу языка с мелкой зерноядной птицей? (слово не воробей, вылетит - не поймаешь)
(слайд 10 – текст пословицы)
в) Какая поговорка стала эпиграфом к очерку «Леди Макбет Мценского уезда»?
(Первую песенку зардевшись спеть)
(слайд 11 – текст с эпиграфом, картинка с обложкой книги)
Конкурс для болельщиков (произнести скороговорки) (слайд 12 – надпись «Скороговорки»)
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
6. Конкурс "Художественный" (слайд 13 – изображение художника за работой)
Задание: Каждая команда изображает на листе фразеологизмы (3 штуки). Соперники должны угадать, какой фразеологизм зашифрован.
7. Конкурс капитанов (слайд 14 – надпись «Конкурс капитанов», фото Толстого)
В этом году исполняется 195 лет со дня рождения нашего земляка – Льва Николаевича Толстого. Его произведения являются одними из самых экранизируемых во всем мире. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с творчеством великого писателя.
На экране по очереди показываются фрагменты из экранизаций произведений Толстого. Капитаны на листе записывают названия произведений.
- «После бала».
- «Детство».
- «Кавказский пленник»
- «Анна Каренина»
- «Война и мир»
8. Конкурс "В мире слов" (слайд 15 – надпись «В мире слов», картинка)
Выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание:
объясните значения устаревших слов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.2)
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо | горе |
2 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.3)
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
8. Конкурс "Корректор" (слайд 16 – надпись «Корректор», предложения с ошибками)
Ведущий: умеете ли вы находить ошибки, допущенные вашими сверстниками. Скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, и мы предлагаем потренироваться (на столах лежит раздаточный материал, каждая команда выбирает себе любой пример (5) и комментирует). (ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1)
- Прочитав данный фрагмент, у меня всё больше и больше нарастает любовь к родине.
- И в наши дни мы с этим встречаемся и в школе, и на улице, и в общественных местах.
- Великий французский писатель Антуан Экзюпери в своём бессмертном произведении «Маленький принц» высказал удивительно мудрую мысль: «Мы в ответе за тех, кого придумали»…
- Ветеранов можно сосчитать пальцами.
- Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
- По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.
Слайд 17 – исправленные предложения.
- Прочитав данный фрагмент, я почувствовал, как моя любовь к родине нарастает.
- И в наши дни мы с этим встречаемся и в школе, и на улице, и в других общественных местах.
- Великий французский писатель Антуан Экзюпери в своём бессмертном произведении «Маленький принц» высказал удивительно мудрую мысль: «Мы в ответе за тех, кого приручили»…
- Ветеранов можно сосчитать по пальцам.
- Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
- По приезде в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.
9. Поведение итогов. Слово жюри. Награждение команд (слайд 18 – картинка с кубком)
Приложение 3.1
Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор. | Коммерсант, количество, коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор. |
Приложение 3.2
Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) | Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому) |
Приложение 4.1
Команда 1
Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты. | ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фрОнты, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты. |
Команда 2
Загодя, закупорив, верна, вероисповедание, краны, красивее, ненадолго, нефтепровод, отзыв посла, отдав, убрала, убыстрить, сантиметр, свекла, углубить, укрепит, щавель, щемит, щелкать, эксперт | ЗАгодя, закУпорив, вернА, вероисповЕдание, крАны, красИвее, ненадОлго, нефтепровОд, отзЫв посла, отдАв, убралА, убыстрИть, сантимЕтр, свЕкла, углубИть, укрепИт, щавЕль, щемИт, щЕлкать, экспЕрт |
Команда 3
Бороду, брала, воссоздала, вручит, договоренность, диспансер, еретик, жалюзи, звоним, заперлась, кренится, кровоточащий, мозаичный, молящий, недуг, некролог, опошлят, определен, оптовый, столяр | БОроду, бралА, воссоздалА, вручИт, договорЕнность, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, звонИм, заперлАсь, кренИтся, кровоточАщий, мозаИчный, молЯщий, недУг, некролОг, опОшлят, определЕн, оптОвый, столЯр |
Приложение 7.2
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо | горе |
Приложение 7.3
Волнователь | Агитатор |
Глазоём | Горизонт |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | маршрут |
Приложение 7.4
Тинейджер | Английск. «человек в возрасте от 10 до 19 лет» |
Тайфун | Китайск. «большой ветер» |
Фол | Английск. «нечестный, подлый» |
Карате | Японск. «голыми руками» |
Шабаш | Еврейск. «суббота» |
Приложение 7.5
Деньги выпускаются в трубу | Вылетают в трубу |
Душа кровью обливается | Сердце кровью обливается |
Похоронить на корню | Загубить на корню |
Скрепя зубы | Стиснув зубы, скрепя сердце |
Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь | Не ударить лицом в грязь |
Приложение 8.1
Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож, как две капли воды.
Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча.
Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.
Отец Чацкого умер в детстве.
Трилогия Толстого «Война и мир»…
Сейчас везде можно увидеть курящихся подростков…
Прочитав данный фрагмент, у меня всё больше и больше нарастает любовь к родине.
Проблема, поставленная автором в этом тексте, Великая Отечественная война и те зрелищные годы Сталинградской битвы.
Мой жизненный пример: ЕГЭ - это не только содрать деньги со школьников, но и увеличивать в стране дворников.
Марья Болконская отказала Аркадию…
Мальчишки и девчонки не пытаются даже профильтровать информацию…
И в наши дни мы с этим встречаемся и в школе, и на улице, и в общественных местах.
Гитлер был угрозой для всего человечества и целого ряда стран.
Герой текста один из самых страшных – пожар на складе…
Война… Что это такое? Почему оно есть? Как победить его?
Великий французский писатель Антуан Экзюпери в своём бессмертном произведении «Маленький принц» высказал удивительно мудрую мысль: «Мы в ответе за тех, кого придумали»…
В повести В. Распутина «Прощание с Матрёной»…
Девочка заразила добротой всех остальных.
Ветеранов можно сосчитать пальцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-344973-1384487250.jpg)
"Неделя спорта и искусств" - план мероприятий предметной недели
План предметной недели ШМО учителей физической культуры, технологии, музыки и изобразительного искусства....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-426442-1396077741.jpg)
Разработка мероприятия «Предметная неделя информатики в школе»
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-425667-1421915843.jpg)
План мероприятий предметной недели биологии, географии, экологии.
(с 25-30 ноября 2013г)Дата проведенияМесто проведенияМероприятие.Ответственные.25.11.Кабинет 47. Оформление стенда« Занимательная география » и «Будьте здоровы». Фото конкурс «Окно в природу» наш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574488-1422363769.jpg)
Окружное мероприятие. Предметная неделя 2010-2011гг.
План предметной недели.Анализ предметной недели.Представление "Части света"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574488-1422363769.jpg)
Окружное мероприятие. Предметная неделя 2013-2014гг.
План предметной недели.Конспект интегрированного занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/11/picture-645633-1599835440.jpg)
Отчет о проведении мероприятия "Предметная неделя биологии"
Предметная неделя биологии, химии, физики и географии. Викторина по биологии «Хочу все знать»8 «А» класс. Учитель-Чайченко Т.АУчащиеся отвечали на вопросы в 2 тура. Победители 1 тура состяза...