Орфоэпия
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Нормы ударения, пожалуй, одна из самых главных проблем рус­ского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в рече­вой навык. Зачастую проще и быстрее запоминается неверное ударе­ние, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит за­дача грамотного человека: освоить нормы ударения и правильно при­менять их на практике.  Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfoepiya.docx57.55 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпия

Введение

  Демократизация общества, возрастание социальной роли средств массовой информации повышают роль звучащего слова в нашей жизни. Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться — важные составляющие нашей жизни. Способность четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, воздействовать на слушателей характеризует образованного человека, владеющего основами культуры речи.

    Обучение правильной устной речи — серьезная задача преподавателей не только русского языка, но и всех остальных предметов.

Анализ действующих программ и учебных пособий показал, что к развитию речи предъявляются высокие требования, но приемы воспитания произносительной культуры не разработаны в должной мере. Учителя русского языка уделяют недостаточно внимания изучению произносительных, в том числе акцентологических норм. Как правило, они заботятся в первую очередь о выработке у учащихся навыков грамотной письменной речи. Следует отметить, что сведения об акцентологических нормах в учебниках и методических пособиях представлены не систематически и в небольшом объеме. Между тем изучение акцентологии помогает воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний. Именно правильность речи обусловливает ее понятность адресату, ее единство. Наблюдения показывают, что наибольшую трудность у учащихся вызывает выбор места ударения в словах, характеризующихся подвижностью ударения. Меньше ошибок выявляется в словах с фиксированным ударением, однако допускаются ошибки при постановке ударения в глаголах баловать, звонить, облегчить, углубить. Частотны ошибки и в словах каталог и квартал, так как большинство учащихся считают, что в этих словах существует два равноправных ударения {квартал — квартал, каталог — каталог). Много ошибок допускается и при постановке ударения в словах вероисповедание, дремота, искра, красивее, намерение, обеспечение, простыня, сливовый, торты, туфля, ходатайство.

   Одним из важных результатов обучения является усвоение орфоэпических норм. В то же время овладение ими связано со многими трудностями, которые вызваны прежде всего снижением общей языковой культуры общества.

Ведь произносительная норма усваивается в первую очередь за счет речевой практики, в процессе неформального, в том числе семейного общения, через восприятие речи, звучащей с экранов телевизоров и по радио.

Одной из причин неудач в освоении правил орфоэпии является и недостаточное внимание к произносительной норме в школе, в том числе и на уроках русского языка. В целом ряде учебных программ и комплексов такого материала нет, несистематическое и просто редкое обращение к нему не решает задачи формирования орфоэпической грамотности школьников. Заметим, что одним из действенных механизмов и значимым компонентом повышения культуры учащихся могла бы стать образцовая речь школьных учителей, однако, к сожалению, достаточно часто речь преподавателей – нефилологов не может быть таким образцом.

Разумеется, ситуацию осложняет и наличие разных мнений лингвистов об орфоэпической (прежде всего акцентологической) норме, что нашло отражение в современных словарях. Да и сама методика овладения орфоэпической нормой разработана недостаточно. Это одна из причин того, что при выполнении соответствующих заданий учащиеся допускают много ошибок.

Актуальность данной работы связана  с необходимостью создания научно обоснованной методической системы работы над орфоэпическими нормами обучащихся при подготовке к ЕГЭ.

Объект: процесс обучения орфоэпическим нормам учащихся 5-6 классов.

Предмет: содержание и формы организации учебного процесса при усвоении учащимися орфоэпических норм

Цель: теоретическое обоснование и практическая  разработка системы обучения орфоэпии, позволяющей формировать у 5-6 классов правильные произносительные навыки.

Задачи:

  1. На основе анализа исторического опыта, с позиций современных научных данных охарактеризовать теоретические и методические основы орфоэпии.
  2. Проанализировать речь учащихся 5-6  классов с целью выявления уровня сформированности у них произносительных умений и навыков, изучить орфоэпические ошибки, определить степень их устойчивости распространенности.
  3. На основе данных современной лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы разработать систему упражнений и заданий, направленных на выработку произносительных навыков у школьников.

Практическая значимость заключается в возможности использования фактического языкового материала в процессе обучения школьников.

Научная новизна: создана научно обоснованная и методически проверенная система заданий и упражнений, направленная на решение проблемы совершенствования произносительных норм у школьников.

Основная часть

Нормы ударения, пожалуй, одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Зачастую проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека: освоить нормы ударения и правильно применять их на практике.  Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

Разноместностъ — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — иконопись, на второй — эксперт, на третий — жалюзи, на четвертый — апартаменты.

Во многих же языках мира ударение прикреплено к определенному слогу.

Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода — воду, хожу — ходишь.

Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в русском языке существуют слова с так называемым равноправным двойным ударением, или акцентологические варианты. Варианты могут быть  бАржа — баржА; кИрзовый — кирзОвый, однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные, т.е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) — твОрог (дополнительный вариант).

апартАменты апартамЕнты;     Искриться — искрИться; базИлика — базилИка; кИрза — кирзА;

бАржа — баржА; обрОненный — обронЕнный

бижутЕрия — бижутерИя; пЕтля — петлЯ;

бредовОй — бредОвый; ржавЕть — ржАветь;

заржАветь — заржавЕть; тЕфтели — тефтЕли.

Иначе — инАче;

Семантические варианты — это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мУка — мукА; вИна — винА; остротА (лезвия) — острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) — трусИть (бежать) и т. п.

Такие пары слов называются омографами, т. е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению.

Перечень слов, различающихся своим значением в зависимости от ударения:

забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь) — забронировАть (покрыть броней);

занятОй (человек) — зАнятый (дом); засОленный (об овощах) — засолЁнный (о почве); затОченный (карандаш) — заточЁнный (узник); нАголо (остричь) — наголО (держать шашки); обходнОй (лист, путь) — обхОдный (маневр); переноснОй (радиоприёмник) — перенОсное (значение); переходной (балл, мост) — переходный (возраст); погруженный (на платформу) — погружЁнный (в воду); приближенный (к чему-н.) — приближЁнный (близкий); призывной (возраст) — призЫвный (зовущий); прОклятый (подвергшийся проклятию) — проклЯтый (ненавистный);

развитОй (ребенок, промышленность) — рАзвитый (в умственном отношении; развитая нами деятельность) — развИтый (раскрученный: развитые волосы);

склОнен (к чему-нибудь) — склонЁн (перед кем-нибудь);

сложенный (из деталей) — сложенный (обладающий тем или иным телосложением);

совершЕнный (достигший совершенства) — совершЁнный (сделанный);

Угольный (от уголь) — угОльный (от угол); хАос (в древнегреческой мифологии) — хаОс; харАктерный (человек) — характЕрный (поступок); языковОй (относящийся к словесному выражению мысли) — языкОвый (относящийся к органу в полости рта).

Стилистические варианты — это пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных стилях речи:

прикУс (общеупотребительное слово) — прИкус (специальное);

шЕлковый (общеупотребительное) — шелкОвый (поэтическое).

Нормативно-хронологические варианты — это пары слов, в которых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи:

запаснОй (современное) — запАсный (устаревшее);

украИнский (современное) — укрАинский (устаревшее);

рАкурс (современное) — ракУрс (устаревшее).

По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5 тыс.

общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания

ударения. Много ошибок возникает в произнесении имен существительных при их склонении, т. е. изменении по падежам и числам. Необходимо знать, перемещается или не перемещается ударение в данном слове, а если перемещается, то на какой слог. В связи с этим рассмотрим различные группы существительных в зависимости от устойчивости места ударения в них.

Существительные с неподвижным ударением на основе. В перечисленных ниже существительных ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.

Ед.ч. грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, о грУнте

Мн.ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах

грУнт, досУг, кАпля, кармАн, клАд, клУб, кУб, мИнус, мЕстность, пейзАж, пЕсня, плАн, пОчесть, прИбыль, прОфиль, созЫв, срЕдство, стЕржень, флОт, фОнд, шофЕр, шрИфт, штОрм, штрАф.

В некоторых словах возможны отклонения от общего правила в предложном падеже единственного числа, если эта форма употреблена с предлогом «в» или предлогом «во» и имеет окончание -у. В этом случае ударение передвигается на это окончание: на видУ, в плен У, во хмелЮ.

Существительные с неподвижным ударением на окончании . Если существительное в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеет окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено передвинуться на основу. То же происходит в отдельных словах в форме родительного падежа множественного числа.

Ед.ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ Мн.ч. багаж И, багаж Ей, багажАм, багаж И, багажАми, о багажАх

Примеры подобных слов:

багАж, гарАж, графА, жарА, жгУт, жЕзл, каймА, крЮк, лишАй, ломОть, лыжнЯ, миндАль, мОрж, наждАк, плУт, пОлк, ремЕнь, репЕй, рубЕж, рУбль, сЕрп, скамьЯ, стопА, ступнЯ, тирАж, утЮг, фЕрзь, фит Иль, хОлм, хруст Аль, чЁлн, шИп, шУт, щИт, юл А, язЫк, янтАрь, ячмЕнь.

Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания — на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.

Тип 1. Ударение с основы существительного единственного числа перемещается на окончание существительного множественного числа.

Ед.ч.

Орден — ордена,

ордену,орден,орденом, об ордене

Мн.ч

орденА, орденОв

орденАм — орденА — орденАми —

об орденАх

бАл, бОрт, бУфер, вАл, вЕер, вЕнзель, гОд, гОл, дирЕктор, дОктор, крУг, лАгерь, Округ, Орден, Ордер, пАрус, плУг, сОболь, стрОй, сУп, тОн, тОполь, тОрг, тЫл, хОд, хОр, чАй, шкАф, штАб, штАбель, штЕмпель.

Если какое-либо из существительных этого типа используется в предложном падеже с окончанием -у, то ударение перемещается на это окончание: на балУ, в борУ, на вал У, в кругУ, в годУ, в хорУ, в шкафУ.

Тип 2. Ударение с основы существительного единственного числа и в именительном падеже (а также в винительном, если существительное неодушевленное) множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа.

Ед.ч.   гОлубь — гОлубя — гОлубю

гОлубя

— гОлубем -

о гОлубе

Мн.ч. гОлуби, голубЕй — голубЯм

-

голубЯми -

о голубЯх

Второй тип почти полностью повторяет первый, за исключением ударения в именительном падеже множественного числа. Примеры подобных слов:

вЕдомость, вОлк, гОлубь, должность, звЕрь, кАмень, кОрень, крЕпость, лАпоть, лЕбедь, мЕлочь, нОвость, Обруч, Окунь, пАрень, плОскость, пОвесть, пОдать, прОповедь, сОболь, скАтерть, скОрость, стЕрлядь, тЕнь, трОсть, Уголь, цЕрковь, чЕтверть, щЕль.

Тип 3. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного множественного числа.

Ед.ч.

козА

козЫ -

козЕ

-козУ

коз Ой

- о козЕ

Мн.ч.

кОзы

  кОз

кОзам

- кОз —

кОзами

— о кОзах

Третий тип подвижного ударения противоположен второму типу. вдовА, грозА, деснА, дрофА, змеЯ, иглА, избА, козА, кольцО, косА, лун А, овцА, окнО, ордА, осА, свиньЯ, семьЯ, сестрА, сирот А, скалА, скулА, слугА, смолА, совА, соснА, сохА, стеклО, стрекозА, строфА, тюрьмА, уздА.

Тип 4. Ударение с окончания существительного в единственном числе перемещается на основу существительного в трех падежах множественного числа — именительном, родительном и винительном.

В остальных падежах существительного множественного числ (дательный, творительный и предложный) сохраняется ударение н окончании.

Ед. ч. волнА — волнЫ — волнЕ — волнУ — волнОй — о волнЕ Мн.ч. вОлны — вОлн — волнАм — вОлн — волнАми — о волнАх

Этот тип имен существительных характеризуется колебаниям в ударении под влиянием предшествующего типа.

блохА, бороздА, волнА, губА, железА, межА, попосА, серьгА, сковородА, слободА, строкА, тропА.

В словарях и грамматиках нередко признаются правильными оба варианта: бОрозду — бороздУ; жЕлезу — железУ; пОлосу — полосУ; скОвороду — сковородУ; слОбоду — слободУ; стрОку — строкУ. Кроме того, допустимыми считаются варианты: вОлнами — волнАми, бОроздами — бороздАми, жЕлезами — железАми.

Тип 5. Ударение в существительном единственного числа с окончания перемещается на основу существительного в винительном падеже. Во множественном числе схема перемещения ударения неустойчива: в одних словах ударение перемещается, как в четвертом типе, в других — остается на основе.

Ед. ч.

доскА

— доскИ —

доскЕ -

- диску -

- доскОй — о доскЕ

Мн. ч.

дОски

— досОк —

доскАм

— дОски

— доскАми — о доскАх

Примеры подобных слов: бородА, боронА, головА, горА, доскА, душА, землЯ, зимА, порА, рекА, спин А, средА, стенА, сторонА, ценА, щекА.

И в этой группе существительных колебания ударений нередки: вОдам — водАм, вОдах — водАх, дУшам — душАм, дУшами — душАми, рЕкам — рекАм, рЕками — рекАми, стЕнам — стенАм, стЕнами — стенАми.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги:

НА   — на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на сто;

ЗА    — за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за сто;

ПОД — под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

ПО   — по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

ИЗ   — из лесу, из дому, из носу, из виду;

БЕЗ — без вести, без толку, без году;

ОТ   — час от часу, год от году;

ДО   — до полу.

Ударение в именах  прилагательных. В краткой форме прилагательных с суффиксами -ив-, -лив-, -чив-, -им-, -н-, -альп-, -ельн-, -ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:

красИвый — красИв, красИва, красИво, красИвы;

говорлИвый — говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы;

устОйчивьш — устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы;

немЫслимый — немЫслим, немЫслима, немЫслимо, немЫслимы;

грАмотный — грАмотен, грАмотна, грАмотно, грАмотны;

максимАльный — максимАлен, максимАльна, максимАлыю,

максимАльны;

питАтельный — питАтелен, питАтельна, питАтельно, питАтельны;

золотИстый — золотИст, золотИста, золотИсто, золотИсты.

Перечень прилагательных, которые, принимая краткую форму, характеризуются перемещением ударения, не очень велик — как правило, это слова с односложными основами без суффиксов (или с простейшими, древними суффиксами -к-, -;/-, частично «поглощенными» основой).

Существует некоторая закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в остальных кратких формах — на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:

бЫстрый — бЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры;

гОдный — гОден, годнА, гОдно, гОдны;

густ Ой — гУст, густ А, гУсто, гУсты.

Приведем некоторые из указанных прилагательных:

белый,

высокий,

грозный,

бледный,

вязкий,

грубый,

близкий,

гибкий,

грузный,

бодрый,

гладкий,

грязный,

бойкий,

гневный,

гулкий,

бурый,

гнилой,

густой,

быстрый,

гнусный,

далекий,

важный,

годный,

дерзкий.

ветхий,

тонкий,

вольный,

грешный,

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, относящихся к среднему роду или употребляющихся во множественном числе:

мАлы — малЫ; пОлны — полнЫ; стАры — старЫ; ширОки — широк И; вИдны — виднЫ; врЕдны — вреднЫ.

 Перечень прилагательных в краткой форме множественного числа, имеющих правильное ударение (на основе):

прАвы — правЫ; далЁко — далекО; высОко — высокО; глубОко — глубокО; бЕлы — белЫ; велИки — великИ;

гОдны — годнЫ; крУпны — крупнУ; мИлы — милЫ; нОвы — новЫ; нУжны — нужнЫ.

блЕдны,

длИнны,

пУсты,

блИзки,

знОйны,

рЕзки,

бУрны,

крАсны,

сУхи,

вЕрны,

крУглы,

Узки,

врЕдны,

лОжны,

чИсты,

глУпы,

нИзки,

Ярки,

гОрьки,

прАвы,

Ясны.

грЯзны,

прОсты,

Ударение прилагательных в сравнительной степени. В русском литературном языке действует следующее правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени оно оказывается на суффиксе -ее: длиннА — длиннЕе, виднА — виднЕе, нужнА — нужнЕе и т.д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно остается на основе: красИва — красИвее, ленИва — ленИвее, ужАсна — ужАснее и т. д.

Особо необходимо сказать об ударении в глаголах.

В глаголах звонить, включить, растить, нормы литературного произношения которых сплошь и рядом нарушаются. В этих глаголах ударение всегда падает на суффикс -и- во всех личных формах:

звонИть — звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

включИть — включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, вкпючАт;

растИть — ращУ, растИшь, растИт, растИм, растИте, растЯт.

Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с приставками (позвонить, зазвонить, созвониться и т. п.).

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени, страдательных причастиях и личных формах глаголов настоящего и будущего времени.

Формы прошедшего времени

Ударение в глаголах прошедшего времени обычно совпадает с ударением в инфинитиве:

говорИть — говорИл, говорИла, говорИло, говорИли; дЕлать — дЕлал, дЕлала, дЕлало, дЕлали.

Если инфинитив кончается на -сти, -чь, то ударение во всех формах глагола прошедшего времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, которая не имеет окончания):

вестИ — вёл, велА, вел О, вел И;

печь — пёк, пеклА, пеклО, пеклИ.

Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прошедшего времени ударение всегда перемещается на нее:

вЫвести — вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели;

вЫпечь — вЫпек, вЫпекла, вЫпекло, вЫпекли.

В русском языке существуют около 280 глаголов — непроизводных (без приставок и суффиксов), древних, односложных, оканчивающихся на -ишь или -ать, а также производных, образованных на базе существующих теперь самостоятельных основ -ня- и -на-, в которых особенно часто наблюдаются колебания ударения. Ударение в этих глаголах перемещается по следующей схеме:

бЫть — бЫл, былА, бЫло, бЫли.

В эту группу входят перечисленные ниже глаголы и производные от них:

Формы причастий

Наименее устойчивым является ударение в страдательных причастиях, особенно в их кратких формах. Существует следующее правило: если в причастии полной формы ударение падает на суффикс -ённ-, то в причастии краткой формы ударение падает на этот суффикс в мужском роде, а в остальных формах перемещается на окончание:

влюблЁнный — влюблЁн, влюбленА, влюбленО, влюбленЫ.

Страдательные причастия с суффиксами -анн-, -янн-, -ованн- имеют ударение на слог, предшествующий этим суффиксам:

завязАть — завЯзанный;

отломАть — отлОманный.

Такие причастия образованы от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом -а-/-я- (завязать, отчитать, изуродовать, развеять, отломать и др.).

Страдательные причастия, образованные от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом , подчиняются следующим правилам:

1) если ударение в личных формах простого будущего времени падает на окончание, то ударение в полных формах страдательного причастия падает на суффикс -онн-/-ённ-:

завершИть, завершАт — завершённый; покорИть, покорЯт — покорённый.

2) если же ударение в личных формах простого будущего времени падает на основу, то ударение в причастии предшествует суффиксу -енн-:

увИдишь, увИдят — увИденный; заслУжишь, заслУжат — заслуженный.

В кратких причастиях, образованных от полных причастий, которые оканчиваются на -бранный, -дранный, -званный, форма женского рода имеет ударение на основе:

зАбрана, нАбрана, перЕбрана, Избрана, прИбрана, вОбрана, дОбрана, подОбрана, разОбрана, сОбрана, отОбрана, Убрана и т. д.; зАдрана, нАдрана, обОдрана, разОдрана, изОдрана, прОдрана, сОдрана, отОдрана и т.д.; зАзвана, обОзвана, подОзвана, отОзвана и т.д.

Если ударение в личных формах будущего простого времени колеблется, то ударение в страдательных причастиях также будет колебаться:

нагрУзишь и нагрузИшь — нагрУженнЫй и нагружЁнный.

Страдательные причастия с суффиксом -т- образованы от инфинитивов с суффиксами -ну-, -о-, -и. Если суффиксы -ну- и -о- в инфинитиве находятся под ударением, то в причастиях ударение перемещается на один слог вперед:

прополОть — пропОлотый;

согнУть — сОгнутый.

В глаголах лить, пить ударение подвижное и неустойчивое. Оно перемещается по следующей схеме в зависимости от ударения в полной форме:

налить — нАлитый, нАлит, нАлита, нАлито, нАлиты, — налитОй, налИт, налитА, налИто, налИты.

Заключение

Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций функционирования литературы, искусства приводит к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

По данным исследований последних десятилетий одним из наиболее слабых звеньев в речи носителей русского языка является ударение, поэтому выбор темы продиктован реалиями жизни. Результаты ЕГЭ свидетельствуют, что в задании 4 допускаются ошибки

Исходя из  проблемы, мы провели анкетирование на знание орфоэпических  норм (ударение) среди учащихся нашей школы. Было предложено расставить ударения в 20 словах. Всего  опрошено 48 человек. Анализ данных показал, что ни один респондент не ответил без ошибок.

Сливовый - 100%,  торты  - 96%  , щавель  - 92% , звонит  - 92%,  красивее  - 83%,  жалюзи  - 83%,  каталог  - 83%,  договор - 75%,  цемент  - 73%, столяр - 73%, свекла  - 68%, средства  - 62%, избаловать -  62%,  начался -  60%, морковь - 31%, километр - 31%,  августовский  - 10%.

Причины: низкая речевая культура, употребление диалектизмов; недостаточное внимание к орфоэпическим нормам в школьной программе.

   В наше время принято пренебрегать нормами произношения, считая их второстепенными, но мы присоединяемся к мнению Рубена Ивановича Аванесова, который считал: «Правильное произношение – это не роскошь, не прихотливое излишество, надуманное специалистами, а такая же практическая необходимость, такой же важный социальный институт, как и орфография».

Приложение

1.Осваивать орфоэпические нормы мы предлагаем следующим образом

Для этого целесообразно использовать методику коллективных учебных занятий — взаимотренаж.

К-1

К-2

К-3

баловать

квартал

красивее

каталог

звонит

обеспечение

пуловер

ходатайство

щавель

щавель

досуг

мышление

столяр

феномен

оптовый

нефтепровод

облегчить

свекла

К-4

К-5

К-6

нефтепровод

пуловер

звонит

облегчить

торты

столяр

свекла

мышление

баловать

феномен

досуг

ходатайство

бармен

обеспечение

оптовый

красивее

квартал

каталог

Работа ведется в парах.

  Партнеры берут разные карточки. С одной стороны карточки написаны слова для проговаривания, на обратной стороне — те же слова, но с проставленным ударением. Один ученик имеет при себе одну карточку (скажем, К-1), а другой ученик — другую (К-2). Первый ученик держит карточку так, чтобы его напарник видел сторону со словами без ударений, а сам он видел сторону с проставленными ударениями. Второй проговаривает первое слово. Если ответ правильный, первый ученик говорит: «Правильно». Если же ответ неправильный, то первый ученик говорит: «Неверно», — и предлагает еще раз произнести слово. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему слову. Когда второй ученик проговорит все слова карточки, напарники меняются ролями.

        Теперь второй ученик показывает свою карточку первому ученику, а первый произносит слова. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника.

        Имея задания с готовыми ответами и поочередно работая с другими ребятами, ученик выступает в качестве тренера и сам лучше запоминает слова.

  Преподавателю часто приходится сталкиваться с тем, что лексикон учащихся недостаточно богат. Они испытывают трудности как в понимании некоторых слов, так и в постановке ударения. Для преодоления подобных трудностей целесообразно использовать следующий вид заданий

        2.Составить предложения с данными словами. Поставить знак ударения в этих словах.

        Акрополь, амфора, аргумент, афера, бюрократия, валовой, вероисповедание, втридорога, газопровод, гербовый, гражданство, грошовый, договор, документ, издревле, иконопись, каталог, маркетинг, намерение, нефтепровод, обеспечение, обетованный, оптовый, премировать, принудить, процент, созыв, таинство, узаконение, экскурс, эксперт.

3.Предлагаю обучающимся сначала прочесть этот текст про себя, а потом прошу это сделать вслух одного из учеников.

Текст 1

Поезд прибыл вовремя. Верочка допила сливовый сок и, поправив банты, оглядела себя в зеркало сверху донизу, решив, что так она выглядит гораздо красивее. Приняв от проводника багаж, она направилась на остановку. Потом в окно автобуса девочка видела вывески магазинов «Торт(ы/а)», «Алкоголь», а также рекламные щиты с надписью «Интересный досуг», «Русская баня надолго излечивает недуг», «Не правы те, кто не стал завсегдатаем нашего кафе». Выйдя из транспорта, Верочка сорвала со стены объявление об услугах по ремонту компьютеров и согнутый пополам листок положила в карман.

Текст 2

После отпуска начались рабочие будни.

Августовский договор на поставку цемента в Санкт-Петербург, один из красивейших городов России, через речные порты эксперт Иванова тщательно проверила на предмет обеспечения готовой продукцией и собрала по итогам проверки совещание. Она обязала подчиненных найти способы принудить противоположную сторону выполнить договор в срок, т.е. в течение первого квартала 2012 года.

Одновременно ее муж, профессор, доктор филологических наук, читал студентам университета лекцию, посвященную языковым процессам в современной разговорной речи.

Прочитайте предложения, соблюдая орфоэпические нормы.  

Из наших осведомлённых источников стало известно, что в парламенте Италии принят документ о свободе вероисповедания лиц, только что получивших гражданство. Крупнейший банк страны, обеспечение которого поддерживает государство, предлагает высокий процент по вкладам. Риэлтор помог нам оформить узаконение перепланировки квартиры. Израильские ученые обнаружили старинное собрание древних икон и издали новый каталог с кратким экскурсом в историю христианства.

        В дальнейшем подобные предложения могут быть использованы в качестве дидактического материала для проведения орфоэпических разминок или других видов работы.

4..Игра — конкурс на лучшего ведущего теленовостей. Дети готовят выступления по одной из тем: «Новости политики», «Экономический обзор», «Заметки об искусстве» и др.

1. «Сегодня произвели арест группы злоумышленников. Они занимались незаконной добычей нефти. Афера состояла в том, что подозреваемые произвели несанкционированную врезку в нефтепровод с последующей перепродажей нефти втридорога от сложившихся оптовых цен в регионе. Процент нанесённого ущерба, по оценкам специалистов, составляет половину валового дохода области в данном сегменте продаж...»

2. «Я имею гражданство России. Скоро я получу свой главный документ — паспорт. В нашей стране люди придерживаются разных вероисповеданий. У меня есть намерение когда-нибудь попасть в Думу и участвовать в созыве депутатов...»

3. «При раскопках акрополя были обнаружены необычные находки. Среди них ценная амфора и гербовая печать. Эксперты установили, что найденным предметам более двух тысяч лет. Все находки занесены в каталог всемирных ценностей. Желающие прикоснуться к таинству могут совершить экскурс по страницам каталога...»

        Непременное условие выполнения заданий — соблюдение «ведущими» орфоэпических и акцентологических норм в процессе выступления, что и становится главной задачей работы над материалом.

Анализ словообразовательной модели можно использовать, например, при осмыслении специфики произношения прилагательных, образованных при помощи суффикса -ов-(-ее-) от существительных со значением «дерево»:

ива — ивовый

ясень — ясеневый

 яблоня — яблоневый

айва — айвовый

черешня — черешневый

слива — сливовый

груша — грушевый

 Предложим учащимся осмыслить закономерность постановки ударения. Как следует из анализа модели, в прилагательном ударение падает на тот же слог, что и в существительном, от которого оно образовано. Отступление от данной аналогии происходит только при образовании прилагательных от односложных существительных (дуб — дубовый; ель — еловый и др.), за исключением пары вяз — вязовый, но здесь имеют место изменения исторического характера.

Обязательно расскажем учащимся о паре прилагательных вишнёвый — вишневый и о «роли» русской литературы в утверждении современного произношения данного слова, приведя отрывок из воспоминаний К. С. Станиславского:

«Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!» — объявил Чехов, смотря на меня в упор.

«Какое?» — заволновался я.

«Вишневый сад», — и он закатился радостным смехом...

После этого свидания прошло несколько дней или неделя... Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу: Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладешь на лицо краску.

«Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад», — объявил он и закатился смехом.

В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: вишневый сад — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но вишнёвый сад дохода не приносит, он храпит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни» [Станиславский 1990: 125].

При отработке орфоэпической нормы можно использовать буриме (игру, состоящую в написании стихотворений на заданные рифмы), причем рифмы должны быть заданы самими учащимися. Подбор рифм может стать домашним заданием, выполнение которого продолжится в классе конкурсом на лучшую рифмованную пару.

Приведем некоторые рифмы, в состав которых входят орфоэпически трудные слова:

разговоры, взоры, ссоры     — договоры

плюш                                     — коклюш

апрель                                    — щавель

эксперимент                          — цемент

с комфортом                          — тортом

разлучить                               — кровоточить

сэр                                          — диспансер

не скользи                             -  жалюзи

экскурсовод                           — водопровод

на кровать                             - баловать

лишний                                 - давнишний

Используем эти пары для написания небольших стихотворений (достаточно и двустиший). Данную работу можно проводить в форме соревнования команд: кто использует больше предложенных пар, кто сможет создать сочинения на определенную (заданную учителем и соперниками) тему и пр.

Получающиеся стихи, как правило, вызывают улыбку, а это и методически, и психологически оправданно: если и не запоминаются сами стихи, то рифмующиеся пары, как правило, остаются в памяти, а именно эту цель мы и преследуем. Причем закрепление происходит и за счет многократного проговаривания данных пар, но проговаривание становится не формальным, принудительным, а естественным, происходящим в процессе поиска варианта.

Где живешь ты, Лиза?

Далеко иль близко?

Около спортзала,

На углу квартала

Я подругу поздравляю

И от всей души желаю:

Будь еще счастливее,

Стань ещё красивее

Всей родне задание:

Невесте дать приданое:

Посуду и картину,

Мебель и машину.

За столом сижу с комфортом,

Достаю коробку с тортом.

Приглашаю всех к столу,

Я вас тортом угощу!

                            (Кошина В.)

Еду я с комфортом,

Везу коробку с тортом.

Я сижу с комфортом,

Держу коробку с тортом.

                             (Кошина К.)

В машине я с комфортом

Везу коробку с тортом.

Приходите вечерком,

Торт съедим, запьём чайком!

                              (Наумова Ж.)

«Сувенир хочу – магнит!» –

В Таиланд мне друг звонит.

Не купил я магнит.

Друг мне больше не звонит…

                         (Попков Н.)

Ремонт мы начинаем,

Рабочих нанимаем.

Красит потолки маляр,

Рамы мастерит столяр.

                (Ляшкович К.)

Мы ведём переговоры,

Заключаем договоры.

Вот закончен разговор

И подписан договор.

                               (Лапшин А.)

Молодой английский сэр

Посещает диспансер.

Он здоровьем дорожит,

Свой планирует визит.

                   (Белозёрова З.)

Мы ждем, когда придет апрель,

Чтоб сеять на полях щавель.

Включайся в наш эксперимент,

Готовь скорей к нему цемент.

Идя на встречу с комендантом,

Наденьте платье с ярким бантом.

Но этот благородный сэр

Не посещает диспансер.

Мы отдыхали здесь с комфортом:

Чай пили с шоколадным тортом.

Мы не зовем экскурсовода

Чинить засор водопровода.

5. В следующих словоформах расставьте ударения, прочтите примеры вслух. За справками обращайтесь к орфоэпическим словарям.

Поднял, подняла, ходатайствовать, балуется, предвосхитить, позвонишь, переданный, знамение, иконопись, мастерски, обеспечение, свекла, бряцать, балована, понял, поняла, углубить, красивее, кладовая, начата, одолжить, несказанно, взялся, оптовый, откупорить, начал, начала, передал, передала, звонит, договоренность, подождала, принудить, созыв, порвалась, договор, нанял, упрочение, приобретение, мельком, эксперт, каталог, генезис, факсимиле, догмат, таможня, квартал (часть города), вальдшнеп, оксюморон, мессия, симметрия, партер, заем, дремота, задолго, мусоропровод, завидно, квартал (четверть года'), легкоатлет, сливовый, столяр, алфавит, диспансер, джинсовая, (земля) обетованная, апостроф, баловать, вероисповедание, внесено, внесены, возбуждено (дело), возбуждены, газопровод, дефис, диалог, диспансер, договорные цены, еретик, дозвонишься, уведомить, туфля, туфлям, умерший, так или иначе, кухонный, намерение, начавший, начался, некролог, нефтепровод, фетиш ('предмет поклонения'), щавель, облегчить, оптовый, петель (род. мн. ч.), премированный, приведенный, проведенный, разобрались, танцовщица, красивейшая.

Осваивать орфоэпические нормы на уроках можно по-разному, например, можно использовать этимологические сведения, например: феномен восходит к греческому слову рпагпотепоп «являющееся», поэтому связи с английским словом теп «человек» здесь нет. Пуловер  в речи многих людей превращается в «полувёр» и даже в «полувер». А ведь это слово по происхождению английское (pullower «надевать через голову»), и произносить его надо с ударением на втором слоге.

Словарный минимум. Ударение и произношение

базИроваться

принуждённый

газопровОд

принЯть

агронОмия

прИнял

баловАть

принялА 

баловАться

прИняли

валовОй

принялИсь

валОм валить

принялсЯ 

не балУйся

присовокупИть

балУет

придАное

балУется

прогУл

балУю

прОдали

балУюсь

прожИвший

без бАнта

прожИл

с бАнтом

прОжил

агЕнт

прожилА 

агЕнтство

прОжили

взрЫвчатое вещество

прОжит

взЯто

прожитА 

взЯть

прожИть

взялА 

премирОванный

взятА 

премировАть

гравирОванный

предвосхИтить

гравировАть

предложИть

арАхис

предпринЯв

граждАнство

предпринЯвший

аристокрАтия

предпринЯть

бронировАть

предпрИнял

бронИровать места

предпринялА 

бронЯ (обшивка)

предпрИняло

брОня (на билеты)

предпринятА 

гротЕсковый

предпрИняты

грунтовАя дорога

прецедЕнт

вручАт

мизЕрный

вручИм

мИзерный

вручИт

никчёмный

врученА 

мимикрИя

вручённый

плодонОсит

бряцАть (оружием)

плодоносИть

включИт

плодонОсят

включИшь

оксЮморон

блокИровать

млекопитАющее

алфавИт

плЕсневеть

бидОн

плЕсневеет

апартАменты

пиццерИя

апартамЕнты

повремЕнный

анАлог

новорождённый

вОгнутый

повторИм

ворожЕя

повторИт

гололЕдица

повторИть

апокАлипсис

орфография повторенА 

апострОф

повторЮ 

воспринЯть

повторЯт

воспрИнял

морИт

воспринялА 

морИть

боЯзнь

полиграфИя

втрИдорога

пОлис (не полюс)

втрИдешева

опломбировАть

бУнгало

опорожнИть

гУсеница

помИнки

бутИк

омоложЕние

афЕра

опОшлил

на вЫборах

опОшлить

вЫборы

опОшлишь

вЫзов

опошлЕние

вЫзовов

понЯть

вЫзовы

пОнял

вЫздоровеем

понялА 

вЫздоровеет

пОняли

вЫздоровею

пОнят

бытиЕ 

понятА 

вЫчерпать воду

пОнято

аэропОрт

поскользнУлся

до аэропОрта

мотивИрованный

безврЕменье

оптОвый

безнадёжный

с похорОн

безУмолчный

на похоронАх

безУдержный

пОхороны

герб

опЕка

нет гербА 

подбодрИт

гербОв

подбодрИть

гЕрбовый

освЕдомить

гербЫ 

освЕдомиться

вероисповЕдание

осведомлённый

генЕзис

осуждённый

гЕнезис

осЕдлость

беспрецедЕнтный

отгУл

вЕчеря

отгУлы

бюрокрАтия

Отзыв (рецензия)

завИдно

отзЫв (депутата)

зАговор

Отрочество

зАгнутый

пулОвер

завсегдАтай

откУпорить

заверЕние

мУскулистый

заимообрАзно (не: взаимообразно)

мусоропровОд

закУпорка

мытАрство

закУпоривать

мышлЕние

запИл (таблетку)

меблирОванные комнаты

зАпил (начал пить)

незаконнорождённый

запилА 

незлобИвый

запломбирОванный

перспектИва

запломбировАть

перенесённый

запИть

перчИть

заплЕсневелый

перчУ 

заплЕсневеть

некролОг

звонИм

мЕльком

звонИт

непочАтый

звонЯт

национальные меньшИнства

зАпер

меньшинствО 

заперлА 

несказАнно

дверь запертА 

неуставнЫе отношения

заперЕть

нефтепровОд

занЯв

недвИжимость

занЯть

недоумЕнный

зАнял

недУг

занялА 

одноврЕменный

зАняли

одноимённый

занятОй (человек)

сгибАться

зАнятый (дом)

свёкла

задАбривать

по средАм (день недели)

зАдал

по срЕдам (питательная среда)

задалА 

срЕдства

зАдали

нет сирОт

задАть

сиротА 

задОбрить

сирОты (мн.ч.)

знАмение

слИвовый

рожкИ 

склад

рожкОв о макаронных изделия

на склАдах

квартАл (во всех значениях)

соболЕзнование

камбалА 

сОгнутый

кАмбала

сОвестливый

кАтарсис

работать столярОм

каталОг

буду столярОм

каучУк

стенА 

кАшлянуть

стенАм

избаловАть

стенАми

изложИть

вин. стЕну

Издавна

мн. стЕны

издрЕвле

табурЕт

красИвый

углубИт

красИвей

углубИть

красИвее

углубИться

кремЕнь

углублённое изучение

клАла

углублённый

либИдо

углублЮ 

класть

увлЕчься

кладовАя

увлечётся

кладёт

тамОжня

клОнит

хаОс

клонИть

хАос

клОнишь

хвОя

Иконопись

увЕдомить

клонЮ 

увЕдомлен

лифт

увЕдомлена

в лИфте

увЕдомленный

корЫсть

увЕдомлены

кОлледж

трубопровОд

коклЮш

украИнский

лОкоть

украИнец

лОктем

хозЯева

конкурентоспосОбный

говорить с хозЯевами

компрометИровать

упрОчение

ломОта

с тОртами

компетЕнтный

о тОртах

компетЕнция

тОрты

констатИровать

уполномОчивать

костюмирОванный

умЕрший

инцидЕнт

ходАтайствовать

исконИ 

усугубИл

исповЕдание

усугубИла

Исподволь

усугубИт

испекУ 

усугубИть

испечёт

левая тУфля жмет

Исстари

тУфля

истЕкший год

доволен своими тУфлями

истёкший кровью

о тУфлях

исчЕрпать доводы

без тУфель

кулинАрия

щекОлда

кУхонный

экспЕрт

паблИсити

экспЕртная комиссия

назвалА 

еретИк

назвАный брат

единоврЕменный

назвАть

давнИшний

мАркетинг

дАйджест

партЕр

жалюзИ 

налОженный платёж (не наложный)

двубОртный

мальчикОвый

двузнАчный

облегчИм

двуспАльный

облегчИт

двуствОрчатый

облегчИть

двусторОнний

облегчЕние

жгут

облегчённый

двуязЫчный

мАнит

дремОта

манИть

дипломИрованный

намЕрение

диспансЕр

наперчИть

договОр

ободрИт

договорённость

ободрИть

дОгмат

манёвр

доведённый

манЯщий

дороговИзна

мАнят

допризЫвник

пАмятовать

донЕльзя

пАмятуя

доскА 

пАсквиль

на дОску

насмехАться

из досОк

обеспЕчение

досУг

обетовАнный

дуршлАг (не: друшлаг)

начАв

духовнИк

начАвший

дерматИн

начАвший

к деньгАм

нАчал

деньгАми

началА 

с деньгАми

нАчало

о деньгАх

началсЯ 

дЕньги

начатА 

дЕтям

нАчато

жечь

нАчатый

ждалА 

начАть

ждать

озлОбленный

джИнсовая (ткань)

прАвы (вы прАвы)

жжешь

приговОр

жжёт

прибЫвший

цыгАн

прИбыл

цЕнтнер

прибЫть

юрискОнсульт

призЫв (в т.ч. на воинскую)

Ясли

призывнИк

из Яслей

приобретЕние

в Яслях

принУдить

чЕрпать воду

принуждённый

черпАть знания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"

Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....

Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.

Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

Тест по фонетике и орфоэпии

Проверочный тест для 5 класса по родному языку и литературе для 5 класса на тему "Фонетика"и "Орфоэпия"...