Таблица в помощь написания сочинения по русскому языку ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Малолеткова Вера Александровна

В таблице даны примерные клише, четкое распределение абзацев и примерное сочинение по тексту Ф.М.Достоевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_k_sochineniyu.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Сочинение можно начать, задав два-три вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.

Пример сочинения

Формулировка проблемы (Проблема – вопрос, над которым размышляет автор)

                          1 б.

В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту:

    Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте Ф.И.О. (автора).

  Этой сложной проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).

    Как нужно относиться…?

    Почему важно + глагол….?

    Почему нужно + глагол?

    Что такое+ существительно…?

    В чём причина…?

    Какова роль…. в жизни человека?

    В чём различие между ___ и ___?

   Сочетанием слова проблема с именем существительным в Р.П.: проблема (чего?) отношения (взаимоотношения, влияния, воздействия, взаимодействия, роли, восприятия):

     В предложенном для анализа тексте затрагивает проблему (чего?).

     Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?).

    В тексте Ф.И.О. поднимается проблема (чего?).

     Должно ли складываться восприятие окружающих только на внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности?

 1 комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами). Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

- Примеры, которые приводит автор в своём тексте;

- размышления автора, связанные с проблемой;

- цитаты;

- описания;

- истории;

- точки зрения, которые приводит автор;

- средства выразительности;

- слова, выражения, важные для понимания проблемы

Публицистический текст

     Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

     Автор раскрывает проблему на примере ….

    Автор раскрывает проблему, описывая…

Художественный текст

(если повествование ведётся от первого лица (Я), слово автор заменяем на слово РАССКАЗЧИК).

     В центре внимания автора случай….

     Писатель изображает (кого – что)…

    Герой говорит: «Цитата».

    Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру. Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». 

Пояснение примера – объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Этот пример показывает, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

    Автор цитирует (кого?)

    Автор делает акцент на том, что …

     Автор обращает внимание на (что?)

Художественный текст

    Автор не случайно обращает наше внимание на…

     Поступок героя показывает, что…

   Слова (мысли) героя позволяют понять …

    Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что …

     Эти события автор описывает, чтобы…

    Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

2 комментарий

(комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать её)

Публицистический текст

     Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

     Автор разделяет мнение (кого)….

     Публицист спорит (с кем)….

    Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

    Особого внимания заслуживает мнение автора о …

Художественный текст

     Стоит обратить внимание на мысли (слово, поступки) героя.

    Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

    Симпатии автора на стороне героя, который…

    Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова – «материнская улыбка», чтобы подчеркнуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота.

Пояснение примера

См. выше

См. выше

     Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа  доброго человека. Отношение к людям у него стало иным. Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Смысловая связь между примерами+ анализ

                          5 б.

Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя?) Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности …, герой (автор) думает иначе.

Иллюстрация (пояснение, дополнение)

     Оба эпизода противопоставлены друг другу и  с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, - это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой (ответ на первый вопрос сочинения)

1 б.

Публицистический текст

     Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата».

     Ф.И.О. (автора) убеждён: «Цитата».

    Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…

    Ф.И.О. (автора текста) подводит читателя к выводу о том, что…

Художественный текст

     Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…

     Позиция Ф.И.О. (автора текста) относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.

     Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».

     Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Ф.И.О (автора текста)…

     Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть… в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

Отношение к позиции автора + обоснование

                        1 б.

Для выражения своего мнения:

    Я разделяю (не разделяю) точку зрения на проблему…

    Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

     Я согласен (не согласен) с автором в том, что …

     Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

     Мне близка позиция автора тем, что ….

Для аргументации собственной позиции: Как часто приходится сталкиваться с …

  Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как …?

     Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

    К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

В качестве обоснования могут выступать:

- факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);

- опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.п.);

- обращение к литературному произведению, традициям, авторитетным мнениям (мнения известных учёных, философов, писателей, общественных деятелей);

- цитаты из авторитетных источников;

- обращение к теоретическим знания (в науке, искусстве, культуре).

    Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

Вывод

     Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что …

     Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …

     Автор хочет, чтобы…. . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.

     Таким образом, Ф.М.Достоевский убеждает нас в том, что при оценивании человека нужно уметь видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка

Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)

Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...

Учебные таблицы, опорные схемы по курсу "Русский язык"

        Учебные таблицы, опорные схемы, раздаточный материал  по русскому языку....

Таблица результатов итогового мониторинга по русскому языку

В материале даны таблицы с результатами итогового мониторинга по русскому языку в 5 -10 классах, спецификация контрольной работы...

Схемы и таблицы для использования на уроках русского языка и литературы

Схемы и таблицы по различным разделам и темам по предметам русский язык и литература для использования на уроке...

Примерная таблица оценки предметных результатов по русскому языку

Примерная таблица оценки предметных результатов по русскому языку...

Таблица анализа репетиционного экзамена по русскому языку в 9 классе

Таблица анализа репетиционного экзамена по русскому языку в 9 классе...