Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 5 классе

Тема занятия : «Работа с текстом»

Цели:

1. Развитие  умения   определять  тему  и  основную  мысль   текста.

2.Формирование  умений  и  навыков   узнавания  связного  текста.

3. Развитие  умения  пересказа   текста.

Задачи :В сфере личностных УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

Развивать речевые навыки при устных высказываниях;

Продолжить знакомство с понятием «текст», «заголовок»

В сфере коммуникативных УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

1. Актуализация опорных знаний.

На доске картинки слов тетрадь, ежи, карандаш, собака, трактор

- Что можете сказать про эти картинки ? ( Картинки обозначают словарные слова)

Задание:

 -По первым звукам составьте слово. Это будет тема нашего занятия (текст)

Сергей Рубинштейн : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять».  На наших занятиях мы учились понимать текст

Сейчас выполним специальные упражнения на понимание прочитанного .

Я думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

Задание 1 Перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, (№1).

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Задание 2.Выполним упражнение по озаглавливанию текста

- Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?

- Но для этого вспомним требования к заголовку текста:

Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.

Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,

  • быть ясным высказыванием;
  • заключать в себе основную идею текста;
  • не противоречить содержанию материала;
  • быть понятно сформулированным;
  • возбуждать интерес читателя.

(выполняют задание)

(М.В.Ломоносов) Почему? (Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста;

Беседа.  (Проверка выполнения)

-Какова основная мысль текста?

• Все науки в грамматике нужду имеют.

• Трудная судьба великого ученого.

• Ученый мирового значения.

• Правила построения родной речи.

Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики

Задание 3.

Итак, упражнения на построение смысловых опор, планов

 В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.

Простой план.

 1. Трудный путь юноши к науке.

 2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.

 3. Без грамматики невозможно познать родной язык.

(проверка)

Беседа  по вопросу Для чего необходим план?

  • Помогает лучше понять тему текста.
  • Воспроизвести хронологию событий.
  • Сохранить последовательность изложения.

Задание №4.

Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

В чем отличие текстов?

Что нового вы узнали об этом человеке?

А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:

Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -

1 Ломоносов -сын поморского помещика -

2. Отправился с рыбным обозом в Москву +

3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -

4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+

5, Был основателем Петербургского университета.-

6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом –(взаимопроверка)

Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.

Физкультминутка

Следующий этап работы:

Ребята, мы с вами знаем, что  ваши работы должны характеризоваться :

  • смысловой цельностью.
  • речевой связностью .
  • последовательностью изложения.

Задание №5

Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.

Образец.

1 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

2  Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

3  Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

4 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого

5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

6 В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Перепутанные предложения:

1 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.

3 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

4 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

Задание №6

Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.

Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.

1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.

2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.

3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.

4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.

5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.

6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.

7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.

Подведение итогов:

В результате занятия мы научились:

  • определять основную тему текста,
  • подбирать заголовок,
  • делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
  • составлять план, учились последовательно излагать свои мысли.

 Я думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

Если останется время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове. М.В.

Рефлексия. Ребята, оцените свою работу на уроке 1 мин. (Поднимите руки)

«высокий уровень» - все понял, активно работал, делал выводы

«средний уровень» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать

«низкий уровень»- есть вопросы, нужно повторить

Рабочий лист ученика ___________________________________________

Задание №1.

Внимательно прочитайте текст.

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Задание №2. Озаглавить текст.

-----------------------------------------------------------

Задание 3.

Составьте план текста.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №4.

Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

Задание №5

Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.

Перепутанные предложения:

1 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

2  Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.

3 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

4 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5  Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

7. В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

Задание №6

Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.

1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.

2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.

3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.

4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.

5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.

6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.

7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы

В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...

Формирование УУД на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через работу с текстами рекламы

В условиях современного мира реклама становится одним из самых подвижных, динамичных, открытых, распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама - один из самоценных ...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

Конспект занятия внеурочной деятельности по сенсорному развитию в 1 классе «А мы многое умеем!»

Цель:Обобщение и систематизация представлений детей геометрических фигурахЗадачи:Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур;Формирование умения конструировать предметы из геометрических фигур;Ф...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Чтение. Работа с текстом»...