Языкознание для всех
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Шахназарян Людмила Александровна

Программа элективного курса для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykoznanie_dlya_vseh.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Языкознание для всех»  

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)

Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

1

Особенности ОГЭ-9  по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.

Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

 Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

2

Организация и технология проведения  ОГЭ-9 по русскому языку.

Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания.  Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

 Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

Уметь: заполнять бланки экзаменационной работы.

Текст. Сжатое изложение (5 часов).

3

Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста

Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция.

Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию.

4

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: «Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ».

Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Что такое сжатие (компрессия) текста.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: «Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ».

Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: «Отработка приема УПРОЩЕНИЕ».

Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста.

Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

7

Самостоятельная работа 1. Написание сжатого изложения.

Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста.

Уметь редактировать собственный текст.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов).

8

Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос.

Понимание текста: тема, идея.

Уметь: анализировать текст.

9

Лексическое значение слова.

Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики.

Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения.

10

Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи.

Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса.

Знать: изобразительно-выразительные средства языка.

Уметь: определять в тексте тропы.

11

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова.

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова.

Уметь: выполнять фонетический анализ слов.

12

Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся).

Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся.

Знать: орфографические правила написания корней слов.

Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися).

13

Правописание приставок.

Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С.

Знать: правила написания  неизменяемых приставок, букв з и с на конце  приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ.

Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками  на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой

14

Правописание суффиксов.

Правописание суффиксов в различных частях речи.

Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи.

Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи.

15

Синонимы. Виды синонимов. Антонимы.

Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики.

Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения.

16

Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания.

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний

Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания.

 Уметь:  моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания

17

Грамматическая основа предложения.

Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ

Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ.

Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении

18

Предложения с однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членов предложения.

Знать: знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.

Уметь: применять пунктуационные правила при однородных членах предложения.

19

Предложения с обособленными  и уточняющими членами.

Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения.

Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения.

20

Предложения с вводными словами и обращениями.

Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения.

 Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения.

21

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.

Знать:  отличие простого предложения от сложного.

Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений.

22

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.

Знать:  отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.

Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений.

23

Сложные предложения с различными видами связи.

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний

Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания.

Уметь:  моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания

24

Контрольная работа 3. Тест.

Тест в формате ОГЭ-9.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате  ОГЭ-9.

Повторение. Итоговый контроль (3 часа).

25

Диагностическая работа в форме  ОГЭ-9.

Тест в формате  ОГЭ-9.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате  ОГЭ-9.

26

Диагностическая работа в форме  ОГЭ-9.

Тест в формате  ОГЭ-9.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате  ОГЭ-9.

27

Анализ ошибок.

Коррекция ошибок, допущенных в диагностической работе.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенных в диагностической работе.

Текст. Сочинение на лингвистическую тему (7 часов).

28

Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

29

Учимся формулировать тезис.

Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

30

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

31

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

32

Практическая работа 4. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

33

Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Структура написания сочинения по предложенной модели.

Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (15.1, 15.2, 15.3)

34

Редактирование и рецензирование сочинений.

Сочинение-рассуждение по предложенной модели

Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".

В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация....

Приказ 15.02.2019 №104 О проведении лингвистической игры "Русский межвежонок-языкознание для всех"

Приказ 15.02.2019 №104 О проведении лингвистической игры "Русский межвежонок-языкознание для всех". Являюсь составителем заданий к игре....

Сертификат участия в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок-языкознание для всех"

Сертификат участия в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок-языкознание для всех"...