«Что такое материнская любовь?» (Задание 9.3 ОГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания  9.3).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-рассуждению

 «Что такое материнская любовь?» (Задание 9.3 ОГЭ)

Цели урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания  9.3).

образовательные:

1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

2)  развивать   умение   собирать   и   систематизировать материал для сочинения;

3) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные:  

1) прививать любовь к слову, языку;

развивающие:       

1) развивать речевую культуру учеников;

2) развивать память учащихся и умение пересказывать;

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование,  выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой, рефлексия.

Тип урока: урок развития речи.

                                                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, гости. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.

Учитель: Сегодня  на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ  по заданию  9.3.  Какую тему будем обсуждать на этом уроке,  вы определите после просмотра видео.  

2.  Мотивация  к учебной деятельности.

(Использование приёма «яркое пятно»:  посмотри -  подумай - задайся вопросом)

(видеоролик  о маме, вопросы на слайде )

-Что вы видели на экране? (видео о маме, маминой любви)

-Что вы думаете об увиденном?

- О чем  заставляет задуматься увиденное?

(Фронтальный опрос)

- Так какую тему будем обсуждать на уроке?  Материнская любовь.

Слово учителя:  Эпиграфом к уроку будут слова известного литературного критика В.Г.Белинского            

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери»    

Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Ответ ученика:

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в  соответствии с его структурой.

Учитель: Итак,перед вами текст. Давайте познакомимся с ним.  (чтение)

 3. Постановка учебных задач.

- А что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать сочинение?

- Вспомните структуру сочинения-рассуждения: из скольких частей состоит?

 

  (Тезис - аргумент-аргумент-вывод)

 

4. Актуализация знаний (оформление рабочего листа).

РАБОТА В ГРУППАХ

- Перед вами чистые листы. Ваша задача соотнести термин и его лексическое значение.(План сочинения-рассуждения)

 (подсказки – значения терминов в конверте)

Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

-А что такое аргументы? Сколько их должно быть в экзаменационном сочинении?

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

-А вывод, по вашему мнению, для чего нужен?

Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения.( на слайде 7)

- Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для выполнения нашего задания.

-Давайте вспомним формулировку задания 9.3, прочитаем задание.

(Чтение учащимися задания)

 - Какие требования выдвигаются? (не менее 70 слов, 2 аргумента: один из текста, второй из жизни, писать аккуратным разборчивым почерком, соблюдая абзацы, микротемы, не пересказ)

 

- Мы познакомились с заданием 9.3. Можем приступать к работе над сочинением.

Помните, что на любом этапе работы вы можете пользоваться орфографическими словарями, чтобы предупредить появление ошибок.

 

5. Работа над композицией сочинения-рассуждения. (Работа с Памяткой № 1-композиция сочинения)

 

 С чего начинается сочинение-рассуждение?

- В чем особенность тезиса? Что он должен из себя представлять?

-Что значит дать определение слову? (Объяснить его значение.)

Работа со словарями (толковый и синонимов):

 

Материнский -принадлежащий  матери

 

ЛЮБО́ВЬ, любви

  • 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.  
  • 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

                      (Толковый словарь Ожегова)

Учитель:  С чем ассоциируется материнская любовь? Материнская песня, материнское сердце, материнские руки.  Для меня  любовь матери – это оберег, это руки мамы.  А для вас?

(ответы учеников)

- Как можно объяснить значение словосочетания?  Обратимся к Памятке  № 2

- Есть несколько способов.(Описательный- описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами. Тождественный (или близким по значению) -  словом-синонимом. Способ отрицательного определения- путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

 Так мы работаем в группах, давайте  сформулируем определение: каждая группа  по-своему. И запишем это определение в Рабочий лист(раздаточный материал.)

РАБОТА В ГРУППАХ

- Давайте проверим, что получилось. (зачитывают получившиеся определения.)

Работа с понятием:

Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.

Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Она может, как наказать, так и миловать.

Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия.  В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от всех несчастий и бед.

Составление тезисов:

1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

2.Материнская любовь способна творить чудеса, рисковать и жертвовать собой ради ребенка. Любовь матери сопровождает человека всю жизнь, она вечна.

3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.

4.Материнская любовь — самое сильное чувство на земле, в котором отражается забота о своем ребёнке.

 

- Хорошо. Но в первом абзаце должно быть не только определение. Что еще мы должны написать? (Комментарий к тезису.)

- Что это такое? Попробуем написать комментарий  

 Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы прокомментировать тезис?

Как материнская любовь выражается? Как мама относится к своему ребёнку?

- Ответы на эти вопросы и  будут комментарием к нашему тезису.

(Ребята пишут, зачитывают свои комментарии)

 Комментарий к тезису.

 Размышления учащихся о проявления материнской любви в повседневной жизни

*Мать заботится о своих детях, обеспечивая им тепло и уют, играет с ними, кормит и одевает их, ухаживает во время болезни, гордится их успехами и поддерживает в трудную минуту.

*Материнская любовь – это сила, которой нет равных. Ибо ни кто без неё не может не может победить всё: боль, предательство и непонимание. Материнская сила способна творить чудо и побеждать смерть.

* Матери любят своих детей, принимают их такими, какие они есть, ценят их и дорожат ими, проявляют по отношению к ним чуткость, нежность и преданность.

* Матери  любят ребенка не за его внешность, талант к чему-то или за определённую черту характера, а принимают его таким, какой он родился.

* Материнская любовь — это способность ценить в ребёнке все его лучшие стороны, и помнить, что порой за кажущимися недостатками скрываются настоящие достоинства

*Любящая мама всегда прощает все ошибки своего чада и искренне радуется его победам. Счастлив тот человек, которому есть, кого назвать этим прекрасным именем — мама.

 

Учитель: Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

Используя памятку № 3 «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка).  

 - Вот мы составили материалы к первой части сочинения.

2.   АРГУМЕНТЫ

 Приступим ко второй части нашего сочинения

- Мы написали тезис. Что мы должны теперь с ним делать?(Доказывать, приводя аргументы.)

- Откуда мы должны брать аргументы?(1 – из анализируемого текста, 1 – из своего жизненного опыта.)

- Перед вами текст. Давайте сначала попробуем найти аргументы в тексте, которые доказывают тезис. Попробуйте своими словами передать содержание этих предложений, используя речевые клише из вашей таблицы.

- Итак, какой предстаёт материнская любовь в данном тексте? А чтобы было понятно, что доказательства вы взяли именно из этого текста, рядом с записанным аргументом в скобках укажите номера предложений, в которых вы нашли доказательства.

 (Учащиеся формулируют аргументы, зачитывают их.)

 Учитель: Итак, с первым аргументом закончили, перейдём ко второму.

 Его мы должны взять из своего жизненного опыта. Как вы думаете, что это значит?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

-  жизненная история, произошедшая с тобой;

 -  жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к СМИ телевидение, радио, журналы, газеты)

3.Примеры из читательского опыта.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Народная мудрость и высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

 

- Сейчас каждая группа будет работать над своим аргументом, у вас будут разные источники. Но имейте в виду, что ваш аргумент должен быть развёрнутым, т.е. состоять из нескольких предложений. Ответьте на вопрос: Как в вашем источнике раскрывается понятие «МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ»?

(Учащиеся записывают свои аргументы, затем зачитывают их.)

 3.  ВЫВОД

Учитель:  Любое дело имеет завершение. И сочинение-рассуждение – не исключение. Чем оно должно завершиться?(Выводом.)

- Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

- Попробуйте написать в заключении вывод, который вы сделали, анализируя аргументы. Пользуйтесь клише из таблицы.

В заключении вы можете написать НАСКОЛЬКО ВАЖНА ЛЮБОВЬ МАТЕРИ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ.

 (Учащиеся пишут вывод, зачитывают его.)

6. Итог урока.

Знайте, ваша Мама – всегда с вами: она- тепло солнечных лучей, когда вам холодно, она в звонкой весенней капели, когда вам грустно; она – прохладная рука на лбу, когда вам больно.

Максим Горький говорил: "О матерях можно рассказывать бесконечно. Так неизбежна та любовь, которой одаривает мать своё дитя. А главное - бескорыстная."

7. Задание на дом.

- Дома вы должны написать сочинение-рассуждение, используя составленные в классе материалы.

- Не забудьте про объем сочинения. Каким он должен быть? Помните, что слова служебных частей речи тоже подсчитываются.  Помните еще об одном требовании к сочинению – аккуратном и разборчивом почерке. Не забудьте проверить свою работу. Я думаю, у вас все получится.

 Оценки за сочинение будут вашими оценками за сегодняшний урок. Я надеюсь, что эти оценки будут хорошими и отличными, так как все вы сегодня их заслужили своей работой.

8.  Рефлексия.

- А мы достигли целей, которые ставили в начале урока?

- Я предлагаю вам продолжить 3 фразы.

 Как результат этого урока я:

 Знаю…

Понимаю…

 Могу использовать информацию ….

 

Я познакомился...  

Было непросто…

У меня получилось…

Хотелось бы...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?» в 11 классе

Тема  урока актуальна для каждого из нас. На ЕГЭ по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо дл...

Эссе "Что такое творческое задание?"

Представьте себе, что учебные задания могут встречаться и беседовать друг с другом.  Встретились, как-то раз, на уроке Репродукция и Творчество и заспорили, кто из них важнее. Кто больше по...

Памятка для родителей "Что такое внимание. Свойства внимания". "Как готовить домашнее задание".

Что такое внимание. Свойства внимания. Как развивать внимание.Как готовить домашнее задание....

15.3 Сочинение-рассуждение по тексту Е.Пермяка "Что такое материнская любовь"

Данная презентация поможет при подготовке к ОГЭ по русскому языку...

Советы родителям "Такое трудное домашнее задание"

Советы родителям на тему "как помочь ребёнку с ДЗ"...

технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"

Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения -  рассуждения на морально-этическую тему  сформировать  умение учащихся понимать основную мысль ...

Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов

На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку....