Использование опорных конспектов на уроках русского языка
статья по русскому языку
Использование опорных конспектов имеет большую методическую значимость. Опорные конспекты являются надежным источником информации для дальнейшей работы учащихся по пройденным темам. Применение данной методики на уроках гарантированно повысит общую усвояемость учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» В 5 КЛАССЕ)
THE USE OF SUPPORTING NOTES ON THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE IN HIGH (THE STUDY SECTION "NOUN" IN THE 5TH GRADE)
НЕКАЕВА Т.А. – студент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Педагогический институт, Филологическое образование, Кафедра русского языка, Группа Я-114. E-mail: class="c2">NEKAYEVA – student, Vladimir State University named after. and Stoletov, Pedagogical Institute, Philological Education, Department Russian Language, Group I-114. E-mail: class="c2">АБРАМОВА Е.А. – старший преподаватель, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Педагогический институт, Филологическое образование, Кафедра русского языка. E-mail: class="c2">ABRAMOVA – Senior Lecturer, Vladimir State University. and Stoletov, Pedagogical Institute, Philological Education, Department of Russian Language. E-mail:
При создании скетчей традиционно используются следующие базовые элементы:
- Заголовок. Прежде всего, необходимо обозначить тему, на которую будет составляться заметка. Заголовок должен быть ярким и четко определяющим тему.
- Типографика – важная часть, включающая в себя экспериментирование со шрифтами, размерами букв, их наклоном и т.д.
- Разделители. Они используются для того, чтобы не смешивать между собой разную информацию. В качестве визуальных разделителей могут выступать подчеркивания, вертикальные и горизонтальные линии.
- Стрелочные указатели. Он дают возможность направлять внимание в нужные места в строгой последовательности: от первого рисунка к последнему.
- Нумерованные и маркированные абзацы. Это могут быть различные символы, такие как звездочки, галочки, тире и т.д. [10]
Тема урока | Этап урока | Тип опорного конспекта |
Части речи в русском языке. Знаменательные части речи. Имя существительное (значение, грамматические признаки, синтаксическая роль). | Объяснение нового материала. | Проблемно-тематический, образно-символический, «Компакт». |
Разряды имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Одушевленность / неодушевленность как грамматическая категория. Грамматические и семантические показатели категории. | Актуализация знаний, объяснение нового материала. | Поурочно-тематический, образно-символический, «Консультант». |
Разряды имени существительного: собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | Актуализация новых знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний, контроль. | Поурочно-тематический, условно-графический, «Контроль». |
Род имен существительных как грамматическая категория. Нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных. | Актуализация новых знаний, объяснение нового материала. | Проблемно-тематический, условно-графический, «Компакт». |
Число как грамматическая категория. Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | Актуализация новых знаний, объяснение нового материала. | Поурочно-тематический, образно-символический, «Консультант». |
Число как грамматическая категория. Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | Актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний. | Поурочно-тематический, словесно-графический, «Консультант». |
Склонение имени существительного, его типы. Начальная форма имени существительного. Самостоятельная работа. | Актуализация знаний, объяснение нового материала, контроль. | Обобщающий, словесно-логический, «Контролер». |
Падеж имен существительных как грамматическая словоизменительная категория. Падежный и смысловой вопрос. | Объяснение нового материала, актуализация новых знаний. | Поурочно-тематический, образно-символический, «Компакт» |
Падежи имен существительных. Трудности в определении падежа. Контрольное тестирование. | Актуализация знаний, закрепление знаний, контроль. | Поурочно-тематический, образно-символический, «Контролер». |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного. | Проблемно-тематический, образно-символический, «Компакт». |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Словарный диктант. | Актуализация знаний, закрепление изученного, контроль. | Обобщающий, словесно-логический, «Контролер». |
Категория числа. Изменение имен существительных по числам. | Актуализация знаний. Выделение трудных случаев анализа. | Обобщающий, словесно-логический, «Компакт». |
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Актуализация знаний, объяснение нового материала. | Обобщающий, словесно-логический, «Консультант». |
Морфологический разбор имени существительного. Грамматические категории имени существительного. Постоянные и непостоянные признаки. | Актуализация знаний, закрепление изученного. | Обобщающий, словесно-логический, «Консультант». |
Повторение и систематизация изученного по теме «Имя существительное». | Актуализация знаний, закрепление изученного. | Проблемно-тематический, образно-символический, «Компакт». |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Контроль. | Обобщающий, словесно-логический, «Контролер». |
Использование данного метода на уроках русского языка в средней школе гарантирует эффективное усвоение учебного материала и развитие творческих и аналитических способностей детей.
Список использованной литературы
- Большой психологический словарь [Электронный ресурс], – #1058;ЕОРИЯ_ДВОЙНОГО_КОДИРОВАНИЯ
- Майк Роуди «Визуальные заметки» [Электронный ресурс], –
- Майк Роуди. Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу – М.: МИФ, 2017. – 224 с.
- Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
- Педагогический словарь [Электронный ресурс], – #1054;порный_сигнал
- Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс], – #1054;ПОРНЫЙ_КОНСПЕКТ
- Роль опорного конспекта в процессе преподавания [Электронный ресурс], –
- Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012 – 176 с.
- Ткачёва В.П. Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс], –
- Что такое визуальные заметки и как их составлять? [Электронный ресурс], –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...
Применение опорных конспектов на уроке русского языка
Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка
В работе описан опыт работы с опорными конспектами, рассмотрена система уроков по опорному конспекту "Правописание глагола" с 5 по 9 класс. В презентации представлены отдельные элементы уроков в 5-6 к...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Опыт работы с опорными конспектами на уроках русского языка и литературы
Ведущая педагогическая идея моего опыта - это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспеч...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка.
В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....