Использование опорных конспектов на уроках русского языка
статья по русскому языку

Использование опорных конспектов имеет большую методическую значимость. Опорные конспекты являются надежным источником информации для дальнейшей работы учащихся по пройденным темам. Применение данной методики на уроках гарантированно повысит общую усвояемость учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekaeva_statya_2019_itogovyy_variant.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» В 5 КЛАССЕ)

THE USE OF SUPPORTING NOTES ON THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE IN HIGH (THE STUDY SECTION "NOUN" IN THE 5TH GRADE)

НЕКАЕВА Т.А. – студент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Педагогический институт, Филологическое образование, Кафедра русского языка, Группа Я-114. E-mail: class="c2">NEKAYEVA – student, Vladimir State University named after. and Stoletov, Pedagogical Institute, Philological Education, Department Russian Language, Group I-114. E-mail: class="c2">АБРАМОВА Е.А. – старший преподаватель, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Педагогический институт, Филологическое образование, Кафедра русского языка. E-mail: class="c2">ABRAMOVA – Senior Lecturer, Vladimir State University. and Stoletov, Pedagogical Institute, Philological Education, Department of Russian Language. E-mail:

Аннотация: представленная статья рассматривает применение такого метода в практике преподавания русского языка в школе, как опорный конспект. Классификации и методические рекомендации, предложенные в статье, могут быть использованы при разработке уроков лингвистического цикла, в частности в 5 классе.

Abstract: the article considers the application of this method in the practice of teaching Russian at school as a reference abstract. Classifications and methodological recommendations proposed in the article can be used in the development of lessons of the linguistic cycle, in particular in the 5th grade.

Ключевые слова: русский язык, русский язык в школе, методика преподавания, опорный конспект, опорный сигнал, визуальные заметки, скетчноутинг.

Key words: Russian language, Russian language school, methods of teaching, reference notes, reference, visual notes, sketchnoting.

Методика – это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, философии и специальной дисциплины; для методики преподавания русского языка – это лингвистика [4, с. 7]. Для того чтобы обучение было результативным, важно правильно выбрать эффективные способы организации учебного материала как на самих уроках русского языка, так и во внеурочное время.

Одним их таких продуктивных способов активизации учебного процесса является разработка методики применения опорных конспектов в практике преподавания русского языка. Опорный конспект – метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся [6]. Основной единицей опорных конспектов является опорный сигнал – средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания) [5].

С опорными конспектами непосредственно связана методика Ю.С. Меженко, согласно которой большой объем информации представляется в виде крупных блоков [9], в основе выделения которых лежит достаточно объёмный теоретический материал.

Есть несколько видов классификаций опорных конспектов, основными из которых являются следующие: по объему и характеру (поурочно-тематические, проблемно-тематические и обобщающие), по способам передачи (образно-символические, условно-графические, словесно-логические), по видам обучающего воздействия («Компакт», «Репродукт», «Консуль-тант», «Репетитор», «Контролер») [7].

В настоящее время методика составления опорных конспектов интересует не только людей, которые занимаются преподаванием. В современном обществе наблюдается тенденция к саморазвитию индивида, вследствие чего у людей возникает вопрос: как индивидуальные занятия, занятия в группах сделать увлекательными, по-настоящему развивающими?

Майк Роуди, написав свою книгу «Визуальные заметки» [3], дал ответ на этот вопрос. Для того чтобы материал, услышанный на лекции, конференции или уроке был усвоен, нужно рисовать скетчи. Скетчи результат скетчоутинга. Скетчноутинг, или визуальные заметки, – «это способ фиксирования информации, который позволяет не записывать 100% услышанного текста (а у неподготовленных людей это вообще вряд ли получится), а, наоборот, выделять из всего выступления лектора только самую суть и моментально фиксировать услышанное на бумаге. Такой подход позволяет не только максимально концентрироваться на выступлении (чтобы уловить самые важные детали), но и оттачивает мастерство переносить услышанную информацию на бумагу, используя иллюстрации» [2].

Такая методика запоминания и усвоения информации была создана на основе теории двойного кодирования, предложенная Алланом Пайвио в 1970 году [1]. Согласно этой теории, для обработки информации мозг может использовать сразу два канала: вербальный и визуальный. Таким образом, сознание человека полностью задействуется в процессе слухового восприятия, синтеза, усвоения идей и выражения их на бумаге. Когда сознание совмещает кодирование визуальных и вербальных сигналов, оно одновременно строит визуальную карту всего того, что человек слышит, видит и думает.

При создании скетчей традиционно используются следующие базовые элементы:

При использовании методики визуальных заметок в школе учитель может предложить ученикам составлять скетчи поэтапно (обычно используются 2 этапа):

1. На уроке – схематично, карандашом. Самое главное на этом этапе для учащихся – это «уловить» суть идеи и запечатлеть ее на бумаге.

2. Дома – в качестве домашнего задания. На этом этапе учащийся дополняет какие-либо элементы («прорисовывает» их), расставляет логические акценты, тем самым повторяя учебный материал и усваивая его на более глубоком уровне.

В практике преподавания русского языка в 5–11 классах могут использоваться различные типы опорных конспектов учащимися. При изучении темы «Имя существительное» [8, с. 44–80] опорный конспект становится одним из основных методов работы с учебным материалом, поскольку данная часть речи отличается грамматической разнородностью, «размытостью» системообразующих признаков. Мы предлагаем следующую разработку использования опорных конспектов при изучении темы «Имя существительное».

Тема урока

Этап урока

Тип опорного конспекта

Части речи в русском языке. Знаменательные части речи. Имя существительное (значение, грамматические признаки, синтаксическая роль).

Объяснение нового материала.

Проблемно-тематический, образно-символический, «Компакт».

Разряды имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Одушевленность / неодушевленность как грамматическая категория. Грамматические и семантические показатели категории.

Актуализация знаний, объяснение нового материала.

Поурочно-тематический, образно-символический, «Консультант».

Разряды имени существительного: собственные и нарицательные.

Контрольный словарный диктант.

Актуализация новых знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний, контроль.

Поурочно-тематический, условно-графический, «Контроль».

Род имен существительных как грамматическая категория. Нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.

Актуализация новых знаний, объяснение нового материала.

Проблемно-тематический, условно-графический, «Компакт».

Число как грамматическая категория. Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Актуализация новых знаний, объяснение нового материала.

Поурочно-тематический, образно-символический, «Консультант».

Число как грамматическая категория. Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний.

Поурочно-тематический, словесно-графический, «Консультант».

Склонение имени существительного, его типы. Начальная форма имени существительного. Самостоятельная работа.

Актуализация знаний, объяснение нового материала, контроль.

Обобщающий, словесно-логический, «Контролер».

Падеж имен существительных как грамматическая словоизменительная категория. Падежный и смысловой вопрос.

Объяснение нового материала, актуализация новых знаний.

Поурочно-тематический, образно-символический, «Компакт»

Падежи имен существительных. Трудности в определении падежа. Контрольное тестирование.

Актуализация знаний, закрепление знаний, контроль.

Поурочно-тематический, образно-символический, «Контролер».

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного.

Проблемно-тематический, образно-символический, «Компакт».

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Словарный диктант.

Актуализация знаний, закрепление изученного, контроль.

Обобщающий, словесно-логический, «Контролер».

Категория числа. Изменение имен существительных по числам.

Актуализация знаний. Выделение трудных случаев анализа.

Обобщающий, словесно-логический, «Компакт».

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Актуализация знаний, объяснение нового материала.

Обобщающий, словесно-логический, «Консультант».

Морфологический разбор имени существительного. Грамматические категории имени существительного. Постоянные и непостоянные признаки.

Актуализация знаний, закрепление изученного.

Обобщающий, словесно-логический, «Консультант».

Повторение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Актуализация знаний, закрепление изученного.

Проблемно-тематический, образно-символический, «Компакт».

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Контроль.

Обобщающий, словесно-логический, «Контролер».

Использование данного метода на уроках русского языка в средней школе гарантирует эффективное усвоение учебного материала и развитие творческих и аналитических способностей детей.

Список использованной литературы

  1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс], – #1058;ЕОРИЯ_ДВОЙНОГО_КОДИРОВАНИЯ
  2. Майк Роуди «Визуальные заметки» [Электронный ресурс], –
  3. Майк Роуди. Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу – М.: МИФ, 2017. – 224 с.
  4. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
  5. Педагогический словарь [Электронный ресурс], – #1054;порный_сигнал
  6. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс], – #1054;ПОРНЫЙ_КОНСПЕКТ
  7. Роль опорного конспекта в процессе преподавания [Электронный ресурс], –
  8. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012 – 176 с.
  9. Ткачёва В.П. Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс], –
  10. Что такое визуальные заметки и как их составлять? [Электронный ресурс], –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...

Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка

В работе описан опыт работы с опорными конспектами, рассмотрена система уроков по опорному конспекту "Правописание глагола" с 5 по 9 класс. В презентации представлены отдельные элементы уроков в 5-6 к...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Опыт работы с опорными конспектами на уроках русского языка и литературы

Ведущая  педагогическая идея моего опыта - это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспеч...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка.

В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....