Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Контарева Светлана Анатольевна

 Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ. Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskiy_analiz.docx146.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ПОДГОТОВКА К ОГЭ

                                    Синтаксический анализ

       

  1. Прочитайте текст.Выберите один или несколько правильных ответов

 (1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

 2) 

В одной из частей предложения 2 грамматическая основа  которая соответствует.

 3) 

Предложение 3 неполное.

 4) 

Предложение 4 односоставное.

 5) 

Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов.

 (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

 1) 

мы встречаем (предложение 1)

 2) 

умели вглядываться (предложение 2)

 3) 

пользоваться возможностями (предложение 3)

 4) 

словесное богатство в разнообразии (предложение 4)

 5) 

они существовали (и) были известны (предложение 5)

3. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. (3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет, то есть около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и
Марс, – хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

 2) 

Вторая часть предложения 2 осложнена обособленным приложением.

 3) 

В предложении 3 грамматическая основа – проблема не решена.

 4) 

Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

 (1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.

 2) 

Предложение 2 нераспространённое.

 3) 

Предложение 3 сложносочинённое.

 4) 

Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением.

 5) 

Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

 (1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены
М.В. Ломоносовым. (3)Подлежащее 
– значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 простое двусоставное.

 2) 

Предложение 2 сложноподчинённое.

 3) 

Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 4) 

Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.

 5) 

В последней части предложения 5 грамматическая основа – сказуемое выражено.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 сложное с придаточным определительным.

 2) 

Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

 3) 

Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 4) 

Предложение 4 вопросительное.

 5) 

Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.

 2) 

Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

 3) 

Предложение 3 осложнено вводным словом.

 4) 

Предложение 4 двусоставное.

 5) 

Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

 1) 

Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.

 2) 

Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

 3) 

Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

 4) 

В предложении 4 грамматическая основа – способна воспринимать цвет.

 5) 

Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 двусоставное.

 2) 

В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно было бы сказать.

 3) 

Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

 4) 

Предложение 4 содержит цитирование.

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

 2) 

Предложение 2 односоставное безличное.

 3) 

Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

 4) 

Предложение 4 осложнено вводной конструкцией.

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Вторая часть предложения 1 – неполное предложение.

 2) 

В предложении 2 грамматическая основа – названия носят.

 3) 

В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.

 4) 

Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.

 5) 

Вторая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

 2) 

Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.

 3) 

Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

 4) 

Предложение 4 сложносочинённое.

 5) 

Одна из грамматических основ предложения 5  кораблик потопил.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое.

 2) 

В предложении 2 грамматическая основа – роль играют.

 3) 

Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

 4) 

Предложение 4 сложноподчинённое.

 5) 

В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

 2) 

Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

 3) 

Предложение 3 осложнено однородными членами.

 4) 

Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

 5) 

Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

 2) 

Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

 3) 

Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 4) 

Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

 5) 

В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 осложнено обособленным определением.

 2) 

Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 3) 

В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

 4) 

Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

 5) 

Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
(5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) 

В предложении 1 грамматическая основа – язык  особенность.

 2) 

Предложение 2 односоставное.

 3) 

Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

 4) 

Во второй части предложении 4 грамматическая основа – человек мог.

 5) 

Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

 (1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

 2) 

Предложение 2 нераспространённое.

 3) 

Предложение 3 сложносочинённое.

 4) 

Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.

 5) 

В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в
1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память
о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили
в корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

 1) 

В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

 2) 

Предложение 2 простое двусоставное.

 3) 

В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

 4) 

Предложение 4 сложное.

 5) 

Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

  1. Прочитайте текст. Выберите один или несколько правильных ответов

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

 2) 

Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 3) 

Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

 4) 

Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

 5) 

Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2021. Задание 2: синтаксический анализ предложений. Практика"

Презентация рекомендована при подготовке к ОГЭ по русскому языка. В нее включены таблицы на повторение основных тем по синтаксису, а также варианты задания №2 с ответами из сборника Цыбулько И.П....

ПОДГОТОВКА К ГИА ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Данный материал разработан для подготвки обучающихся 9 класса к ГИА...

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ...

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ словосочетания.

Синтаксический анализ словосочетания....

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ. Русский язык...

Учебно-методические материалы по русскому языку для подготовки к ОГЭ "Синтаксический анализ" (задания 2,3)

Учебно-методические материалы по русскому языку  для подготовки к ОГЭ "Синтаксический анализ" (задания 2,3)...