Игровые технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку

Примеры игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
          Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

         Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Бытует мнение, что играть нужно только с младшими школьниками, а вот в старшей школе с учениками необходимо разговаривать более серьезно. Но ведь даже взрослые с удовольствием играют в интерактивные игры и посещают квесты. Поэтому с уверенностью можно сказать, что игровая педагогическая технология актуальна в любом возрасте и в любом классе.

Известный советский педагог и психолог Алексей Леонтьев утверждал, что задача в игре не выиграть, а играть. То есть важен сам процесс и эмоции, полученные в ходе игры. На уроках русского языка или литературы эмоция помогает закрепить знания, облегчает запоминание теоретической части предмета. Поэтому цель игры — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Кроме того, игра формирует фонематическое восприятие слова, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, стимулирует развитие речи, потому что именно в игре возникает коммуникация. Учителям же важна дидактическая игра, ведь она является средством активизации деятельности. Для того чтобы пробудить интерес к русскому языку, нужно играть. И это проще, чем кажется — любое задание и упражнение на отработку текущего материала можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, если смотивировать учащихся на соревнование. Игра тренирует память, развивает коммуникативные навыки, воспитывает и дисциплинирует.

Значение игровой деятельности:

  • Раскрепощение в поведении школьника, творческая самоактуализация личности ;
  • Создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие УУД учащихся;
  • Развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной и двигательной сферы детей.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю. Задача учителей в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне, как учителю русского языка и литературы, приходится решать такую задачу почти каждый день.           Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.    

Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Как? — Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д. Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми. Игрой можно завершить четверть и посвятить ей целое занятие, закрепляя пройденный материал в игровой форме.

         Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу:« Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:


1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

 Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:

  • игровой замысел,
  • игровые действия,
  • познавательное содержание или дидактические задачи,
  • оборудование,
  • результаты игры.

Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся    соревнуются, разделившись на команды.

Примеры игр по русскому языку:

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

    Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно».

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

2. Лексико-фразеологические игры

1.«Собери фразеологизм»  

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

Игра «Мягкая посадка»

        При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили: огород ,        парк,        море,         школа,         столовая , зоопарк         

гря-ки         доро-ки         пло-цы         кни-ки         хле-цы         кле-ка         

кали-ка         бере-ки         фла-ки         обло-ки         пиро-ки         марты-ка         

реди-ка         ду-ки                      ло-ки           тетра-ка         сли-ки         тра-ка         

морко-ка         ло-ки                  остро-ки         промока-ка         голу-цы         реше-ка         

Найди ошибку

Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, существительных, и допускает одну "ошибку". Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду слов, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал.

1.Дом, кукла, море, вышла, ученик.

2. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

3. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка

Цель:

  • актуализация знаний или постановка проблемы нового урока;
  • своеобразное подведение итогов работы на уроке;
  • своеобразная минутка отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения;
  • хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке;
  • форма контроля на каком-либо этапе обучения.

Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. ребята очень быстро увлекаются этим занятием; появляется элемент соревновательности; ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.

По содержанию дидактические игры делятся на:

1. деловые;

2. ролевые;

3. основанные на соревновании.

Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например,  заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". На уроке ребята были разделены на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась своим делом, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы, например, наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.

Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально "влезть" в образ. Такое по силам только "продвинутым" ребятам.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы

Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры

  • воображение путешествия;
  • дискуссии на основе распределения ролей;
  • пресс- конференции;
  • уроки – суды и т.д.

Игра-соревнование (викторины) Их  часто используют в работе, и они не требуют больших временных затрат, тем более что в интернете полно презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся. Поэтому надо построить работу так, чтобы каждый отвечал за какой-то этап игры, организовать командную игру.

Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно-музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Такие вечера помогают ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым  готовятся не один месяц. Ребята рисуют декорации, подбирают костюмы, работают над выразительным чтением, подбирают музыкальное сопровождение, часто самостоятельно исполняя музыкальные произведения. Всё это приближает литературу к жизни, помогает понять, что за лицами из учебника скрываются живые люди, эпоха.

Используя игровые технологии на уроках русского языка (и не только), мы убеждаемся, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и  олимпиадах. Применять игровые технологии можно   на любой ступени обучения.  

Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык?
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения повой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (учителя не придерживаются какой-то определенной классификации и называют свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.



Список использованной литературы.
1. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2009.
2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому зыку: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. М.: Просвещение, 1989.
3. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5 – 7 классы. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. М.: Просвещение, 1991.

8. http://festival.1september.ru/articles/572501/ - Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х кл. Ерошкина М. В.

9. http://pokrov8.siteedit.ru/page68 - Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Савенко Н.В., учитель русского языка и литературы

10. http://urengoj1.siteedit.ru/page112 - Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Сергеева Е. А.

Автор статьи Ракитина Елена Александровна 

ссылка на статью  "Игровые технологии на уроках русского языка" (infourok.ru)

ПРИМЕРЫ ИГР
«Орфографическое лото».
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек.
к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица
Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...