Контрольно-измерительный материал для 6 класса в формате ЕГЭ
тест по русскому языку (6 класс)

Контрольно-измерительный материал в формате ЕГЭ адаптирован для обучающихся 6 классов в соответствии с программными требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712) с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_dlya_6_klassa_turgenev.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал для 6 класса в формате ЕГЭ

Пояснительная записка.

     Контрольно-измерительный материал в формате ЕГЭ адаптирован для обучающихся 6 классов в соответствии с программными требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712) с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)).

     В КИМ включены следующие разделы курса русского языка:

  1. Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка
  2. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка

 Обобщенный план КИМ:

Номер

задания

Проверяемый элемент содержания

Уровень сложности задания

Максимальный

 балл за

Выполнение

задания

1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Базовый

2

2

Функционально-смысловые типы речи

Базовый

2

3

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Группы слов по употреблению

Базовый

1

4

Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста

Базовый

1

5

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка

Повышенный

4

Всего заданий – 5, из них по уровню сложности: базовый – 4, повышенный – 1.

Максимальный балл за работу – 10.

Общее время выполнения работы – 20 минут.

КИМ для 6 класса в формате ЕГЭ

1 вариант.

Ответами к заданиям 1–5 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

— (1)А правда ли, — спросил Костя, — что Акулина-дурочка с тех пор и рехнулась, как в воде побывала?

— (2)С тех пор... (3) Какова теперь! (4)Но а говорят, прежде красавица была. (5)Водяной ее испортил. (6)Знать, не ожидал что ее скоро вытащут. (7)Вот он ее, там у себя на дне, и испортил.

(8)Я сам не раз встречал эту Акулину. (9)Покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она по целым часам на одном месте, где-нибудь на дороге, крепко прижав костлявые руки к груди и медленно переваливаясь с ноги на ногу, словно дикий зверь в клетке. (10)Она ничего не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорожно хохочет.

— (11)А говорят, — продолжал Костя, — Акулина оттого в реку и кинулась, что ее полюбовник обманул.

— (12)От того самого.

— (13)А помнишь Васю? — печально прибавил Костя.

— (14)Какого Васю? — спросил Федя.

— (15)А вот того, что утонул, — отвечал Костя, — в этой вот в самой реке. (16)Уж какой же мальчик был! (и-их, какой мальчик был! (17)Мать-то его, Феклиста, уж как же она его любила, Васю-то! (18)И словно чуяла она, Феклиста-то, что ему от воды погибель произойдет. (19)Бывало, пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, — она так вся и встрепещется. (20)Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются, а Феклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: «Вернись, мол, вернись, мой светик! ох, вернись, соколик!» (21)И как утонул, господь знает. (22)Играл на бережку, и мать тут же была, сено сгребала; вдруг слышит, словно кто пузыри по воде пускает, — глядь, а только уж одна Васина шапонька по воде плывет. (23)Ведь вот с тех пор и Феклиста не в своем уме: придет да и ляжет на том месте, где он утоп; ляжет, братцы мои, да и затянет песенку, — помните, Вася-то всё такую песенку певал, — вот ее-то она и затянет, а сама плачет, плачет, горько богу жалится...

— (24) Вот Павлуша идет, — молвил Федя.

(25)Павел подошел к огню с полным котельчиком в руке.

— (26)Что, ребята, — начал он, помолчав, — неладно дело.

— (27)А что? — торопливо спросил Костя.

— (28)Я Васин голос слышал.

(29)Все так и вздрогнули.

— (30)Что ты, что ты? — пролепетал Костя.

— (31)Ей-богу. (32)Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, а Павлуша!» (33)Я слушаю; а тот опять зовет: «Павлуша, подь сюда». (34)Я отошел. (35)Однако воды зачерпнул.

— (36)Ах ты, господи! ах ты, господи! — проговорили мальчики, крестясь.

— (37)Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя... — (38)А мы только что о нем, о Васе-то, говорили.

— (39)Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша.

— (40)Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь.

(41)Мальчики приутихли. (42)Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление. (43)Они стали укладываться перед огнем, как бы собираясь спать.  

(Отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Бежин Луг»)

1. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?

1. Мальчики считали, что Васю забрал водяной.

2. Маму утонувшего Васи звали Акулина.

3. Голос утонувшего Васи услышал Костя.

4. Слова Павла: “...своей судьбы не минуешь”, - произвели на мальчиков большое впечатление.

5. Феклисту утащил на дно реки водяной.

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1.        В предложениях 33-39 представлено рассуждение.

2.        В предложениях 8-10 содержится описание

3.        В предложениях 1-4 содержится повествование.

4.        Предложения 27 поясняю информацию, представленную в предложении 26.

5.        Предложение 42 противопоставлено по содержанию предложению 41.

3. Из предложений 10 выпишите слово, имеющее значение “непроизвольно, резко”

4. Среди предложений 16-19  найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

5. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

И. С. Тургеневу в своем рассказе “Бежин луг” удалось запечатлеть прелесть и уникальность языка главных героев – крестьянских мальчишек. Самобытность речи героев передают лексические средства А (в предложениях 1, 11) и Б (в предложении  39), а искренность и непосредственность мальчиков мы можем увидеть в В (предложения 19,22). Также речь мальчиков имеет напевный, причитывающий характер, - эту песенную цикличность речи передает Г (предложения 16,35)

1) метафора                                                            6) сравнение                                                

2) эпитет                                                                  7) разговорная лексика                                                                                      

3) восклицательное предложение                          8) эмоционально окрашенная лексика                            

4) диалектизм                                                            9) ряд однородных членов предложения                                                                                                                

5) лексический повтор

КИМ для 6 класса в формате ЕГЭ

2 вариант.

Ответами к заданиям 1–5 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему; как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти. (7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище…, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился: видно, и он признал эту силу. (12) Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. (13) Да, не смейтесь. (14) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. (15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей»)

1.Какие высказывания противоречат содержанию текста?

  1. Старый воробей кинулся защищать своего птенца несмотря не страх смерти.
  2. Собака лаяла на птенца до тех пор, пока хозяин не увел ее подальше от дерева.  
  3. Герой поразила смелость старого воробья.  
  4. Собака остановилась и попятилась, потому что испугалась разъяренного воробья.  
  5. Герой считает, что сильнее страха смерти может быть любовь.                                                                                                                                                                                                                                        

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1–5 представлено рассуждение.
  2. В предложении 4 содержатся элементы описания.
  3. В предложениях 15–16 содержится повествование.
  4. В предложении 11 выражено отношение автора к случившемуся эпизоду.
  5. Предложение 9 противопоставлено по содержанию предложению 8.

3.  Из предложения 14 выпишите слово со значением «относиться с глубочайшим почтением и восхищением к кому-либо или чему-либо».

4. Среди предложений 2-4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

5. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В стихотворении в прозе «Воробей» И. С. Тургенев использует много языковых средств выразительности.  Чтобы показать силу и решительность старого воробья при защите своего птенца, автор использует такой троп, как А (предложение 6) и синтаксические средства Б  (предложение 6) и В (предложения 7,8) для большей эмоциональной выразительности. Для того, чтобы выделить ключевое слово в произведении, автор использует лексическое средство Г (предложения 15,16).

1) метафора                                                               6) сравнение

2) эпитет                                                                    7) олицетворение

3) восклицательное предложение                             8) ирония

4) гипербола                                                                9) ряд однородных членов предложения

5) лексический повтор

Ответы к КИМ

Номер

задания

1 вариант

2 вариант

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для 7 классов

Размещаемый материал содержит задания для контроля усвоения учащимися 7 классов отдельных лексико-грамматических тем....

Контрольно-измерительные материалы для 5 класса

Разноуровневые задания для 5 класса (гимназический профиль)...

Контрольно-измерительные материалы для 4 класса за курс начальной школы по английскому языку

Данные контрольно-измерительные материалы по английскому языку разработаны в качестве итоговой аттестации за курс начальной школы и подготовки к мини-ЕГЭ...

Контрольно-измерительные материалы 6-7 класс

Упражнения для закрепления знаний учащихся средних классов...

Контрольно-измерительные материалы для 7 класса по немецкому языку. УМК Бим И.Л. "Deutsch. 7 Klasse"

Тематические контрольные работы по немецкому языку для 7 класса по УМК Бим И.Л. разработаны на основе изученного лексического и грамматического материалов в рамках тем блока....

Контрольно-измерительные материалы для 9 класса

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку для 9 класса, аналогичные материалам ЕГЭЦель  тестов – помочь подготовить учеников 9 класса к экзаменационной работе. Тест. Строение Сл...

Контрольно-измерительные материалы для 5 класса. Диктанты для 5 класса.

Диктанты с грамматическими заданиями для 5 класса....