Тематические карты (по разделам) для подготовки к итоговому сочинению
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Миненко Светлана Евгеньевна

Тематические карты содержат основную информацию по разделу итогового сочинения, высказывания известных людей по темам раздела, примеры-аргументы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА

для подготовки к итоговому сочинению по разделу 1

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Подразделы

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Официальный комментарий

Темы этого раздела:

→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • «Нравственность – это разум сердца». (Генрих Гейне)
  • «Равнодушие – сущность бесчеловечности». (Бернард  Шоу)
  • «Предатели предают прежде всего себя самих» (Плутарх)
  • «Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам». (Лев Толстой)
  •  «За преступлением следует наказание». (Гораций)
  • «Первое условие исправления – сознание своей вины». (Сенека)

Литературные произведения

М. Горький.

«Старуха Изергиль»

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

А.С. Пушкин.

«Евгений Онегин»

А.С. Пушкин.

«Капитанская дочка»

М. Горький.

«Старуха Изергиль»

Материал для аргументации

 М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал вдохновляющий пример победы силы духа над всеми сложными обстоятельствами. Данко взял на себя ответственность за свое племя и повел людей вперед, когда они все заблудились в лесу и не могли найти нового места для жизни. Конечно, в пути они устали и стали винить лидера в бедах и злоключениях, но и тогда Данко не разуверился в мечте. Он вырвал горящее сердце из груди и осветил им выход из леса. Герой погиб с гордостью и осознанием того, что цель достигнута.

Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова совершить побег из монастыря и вернуться на родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы «могилы родных». А познав себя, природу своей внутренней свободы, герой разумом понимает, что никогда не сможет стать частью мира монастырского, мира «заточения» и тюрьмы, потому и совершает выбор в сторону смерти как вечной свободы.

Главный герой романа в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин, совершив несколько роковых ошибок (дуэль с Ленским, отповедь Татьяне), отправляется в длительное путешествие за границу. Именно там, вдали от родины, он переосмыслил свои поступки и свое отношение к жизни. Вернувшись в Россию и снова встретив Татьяну, он понимает, что любит её. Но вернуть ничего нельзя: Татьяна замужем и на предательство неспособна…

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, он никого не обманывал и вел себя достойно в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел: спас любимую, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но зашел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.

Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек – существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Старейшины племени избрали самое страшное наказание - прогнали его из общины. Теперь с ним никто не общался. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном и призывать смерть.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА

для подготовки к итоговому сочинению по разделу 2

«СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Поддразделы

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Официальный комментарий

Темы этого раздела:

→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ц енностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • «Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека». (Наполеон I)
  • «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». (Джордж Байрон)
  • «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». (В. Г. Белинский)
  • «Народ – средоточие мира, сердце человеческого рода». (Ж. Лакордер) 
  • «Могущество и престиж страны зависят в первую очередь от таланта и способности ее народа». (Маргарет Тэтчер)
  • «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». (Ж.-Ж. Руссо)

Литературные произведения

И.С. Тургенев.

«Отцы и дети»

Л.Н. Толстой.

«Война и мир»

А.С. Грибоедов.

«Горе от ума»

А.С. Пушкин.

«Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой.

«Война и мир»

Материал для аргументации

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений. Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть. Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. Аристократ Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах. Однако взгляды нигилиста не выдерживают проверку реальностью, и в финале мы видим, что вечные ценности всё-таки побеждают рациональность и скептицизм.

Одна из центральных семей романа «Война и мир» - семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент и отдать жизнь за родину, как это сделал юный Петя Ростов в войне с Наполеоном. Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние «века нынешнего» с «веком минувшим». Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам.

Чацкий считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.

Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступает по совести и чести, является Петр Гринев - главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно, отказавшись целовать руку Пугачеву, не встав на его сторону. Любовь к Родине, честь и достоинство - без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.

В романе-эпопее читатель знакомится с истинными патриотами - представителями семей Болконских и Ростовых, Пьером Безуховым. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди — достойные граждане своей страны, настоящие патриоты.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА

для подготовки к итоговому сочинению по разделу 3

«ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Подразделы

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

3.3. Искусство и человек.

3.4. Язык и языковая личность

Официальный комментарий

Темы этого раздела:

→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;

→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;

→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;

→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • «У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества». (Генрих Гейне)
  • «Прогресс – закон природы». (Вольтер)
  • «Прогресс – это способ человеческого бытия». (Виктор Гюго)
  • «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу». (К. Паустовский)
  •  «Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках». (Тургенев И.)
  •  «Кино – это подобие жизни, а жизнь – подобие кино».  (Брюс Ли)

Литературные произведения

А.И. Куприн.

«Гранатовый браслет»

В.В. Вересаев.

«Состязание»

А.С. Пушкин.

«Евгений Онегин»

В.П. Астафьев.

«Царь-рыба»

Л.Н. Толстой.

«Война и мир»

Материал для аргументации

Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой Желтков. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена сыгранная, Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.

В сказке В. Вересаева "Состязание" сопоставлены взгляды разных людей на красоту, показана удивительная связь внутреннего мира человека с искусством.

     Дважды-Венчанный видел высшую красоту только во внешности. Фиалковенчанная на его картине была прекрасна, но она ослепляла окружающих.

     Единорог же победил в состязании, потому что воплотил всю прелесть своей возлюбленной Зорьки через её прекрасную простоту и свет любви в глазах.

    Произведение искусства должно вдохновлять и возвышать человека, а не подавлять его.

Из всех видов искусства, как и главной героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», мне ближе всего литература. Татьяна жила в деревне уединенно. Чтение помогло девушке открыть мир во всем многообразии и расширить свой кругозор. Онегин с первого взгляда распознал в ней интересного и глубокого человека, способного на сильные чувства и необычные мысли. Увлечение литературой сделало героиню умнее, культурнее, богаче духовно.

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало проблемой современности.                                                                                                                                      

Браконьерство Игнатьича – обыкновенное дело. Герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, изменить своё отношение к ней,иначе ему грозит смерть.

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну, тормозящую прогресс цивилизации. Мы можем сравнить мирные и военные картины действительности. Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей, вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, только пострадавшие. Война и прогресс несовместимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...