ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
статья по русскому языку (5 класс)

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Важно понимать, что читательская грамотность формируется не только на уроках русского языка или литературы: абсолютно все предметы школьного курса помогают её развивать и совершенствовать.

Если мы обратимся к новым ФГОС, то в планируемых результатах увидим, что среди личностных результатов предполагается «осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, интерес к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране».

Со стороны учителя крайне важно подбирать актуальный материал для развития читательской грамотности. Считаем, что тексты, рассказывающие о красоте нашего края, о его истории, помогают сформировать личностные результаты в части патриотического воспитания. Самарская область – регион с богатой историей. В наших силах воспитать в обучающихся любовь и уважение к своей малой родине.

Перейдём к непосредственной теме нашего доклада – к описанию приемов и методов формирования читательской грамотности.

ПРИЁМ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА ПО НАЗВАНИЮ»

На уроке русского языка мы предложили обучающимся текст с названием «Почему Тольятти называют трижды рождённым?» и спросили: «Ребята, как вы думаете, о чём будет текст?» Конечно, большинство учеников ответило, что речь будет идти о нашем родном городе, о том, что он трижды создавался. Но привести конкретные факты пятиклассники не смогли.

На основе этого же текста мы использовали приём смыслового чтения «Тонкий и толстый вопрос». Суть этого приёма, уже ставшего привычным для обучающихся, содержится в том, что дети, прочитав текст, составляют по его содержанию «толстые» и «тонкие» вопросы. «Толстые вопросы» — это те вопросы, которые требуют развёрнутый ответ с примерами и доказательствами, «тонкие» же вопросы требуют односложный ответ.

Приём «Реставрация текста» заключается в том, что обучающимся предлагается текст с пропущенными словами. После внимательного прочтения текста, осмысления его темы, а также после определения ключевых слов дети пытаются восстановить пропуски. Не всегда ответы получаются однозначными, возникает дискуссия, ко всему прочему воспитывающая коммуникативные умения.

Приём «Реконструкция текста» похож на предыдущий: обучающимся предлагается поменять порядок предложений (в более старших классах — абзацев) для создания полноценного текста. Здесь стоит сказать про синтез двух названных приёмов: ученикам с повышенной степенью обученности предлагается набор предложений, которые не только стоят не по порядку, но и содержат пропущенные слова.

Нужно подчеркнуть, что, работая над развитием функциональной грамотности, мы исследуем не только слова, логично выстроенные в предложения, но и изображения, диаграммы, схемы и таблицы. На уроках предметной области «русский язык» мы используем схемы или таблицы по теме урока: обучающийся, рассмотрев их, должен составить связный текст. Например, сейчас вы видите карту районов города Тольятти. При изучении темы «Синонимы» мы предложили детям составить предложения по этому изображению, используя синонимы.

Или же после изучения какой-либо обширной темы предлагаем детям создать собственную опорную схему, интеллект-карту, облако слов. Так, например, в контексте изучения темы «лексика» мы затрагиваем определение «этимология». Детям предложили прочитать текст, дать ему название, затем составить облако слов. Можно поступить иначе: предложить перед прочтением текста посмотреть на облако слов и предположить, о чём будет идти речь в тексте.

Таким образом, при анализе краеведческих текстов формируются все уровни понимания текста: понимание слов, предложений, текста и подтекста.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_doklada.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Захарова Татьяна Владимировна

Тольятти, МБОУ СОШ №18,

учитель русского языка и литературы

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Важно понимать, что читательская грамотность формируется не только на уроках русского языка или литературы: абсолютно все предметы школьного курса помогают её развивать и совершенствовать.

Если мы обратимся к новым ФГОС, то в планируемых результатах увидим, что среди личностных результатов предполагается «осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, интерес к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране»[1].

Со стороны учителя крайне важно подбирать актуальный материал для развития читательской грамотности. Считаем, что тексты, рассказывающие о красоте нашего края, о его истории, помогают сформировать личностные результаты в части патриотического воспитания. Самарская область – регион с богатой историей. В наших силах воспитать в обучающихся любовь и уважение к своей малой родине.

Перейдём к непосредственной теме нашего доклада – к описанию приемов и методов формирования читательской грамотности.

ПРИЁМ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА ПО НАЗВАНИЮ»

На уроке русского языка мы предложили обучающимся текст с названием «Почему Тольятти называют трижды рождённым?» и спросили: «Ребята, как вы думаете, о чём будет текст?» Конечно, большинство учеников ответило, что речь будет идти о нашем родном городе, о том, что он трижды создавался. Но привести конкретные факты пятиклассники не смогли.

На основе этого же текста мы использовали приём смыслового чтения «Тонкий и толстый вопрос». Суть этого приёма, уже ставшего привычным для обучающихся, содержится в том, что дети, прочитав текст, составляют по его содержанию «толстые» и «тонкие» вопросы. «Толстые вопросы» — это те вопросы, которые требуют развёрнутый ответ с примерами и доказательствами, «тонкие» же вопросы требуют односложный ответ.

Приём «Реставрация текста» заключается в том, что обучающимся предлагается текст с пропущенными словами. После внимательного прочтения текста, осмысления его темы, а также после определения ключевых слов дети пытаются восстановить пропуски. Не всегда ответы получаются однозначными, возникает дискуссия, ко всему прочему воспитывающая коммуникативные умения.

Приём «Реконструкция текста» похож на предыдущий: обучающимся предлагается поменять порядок предложений (в более старших классах — абзацев) для создания полноценного текста. Здесь стоит сказать про синтез двух названных приёмов: ученикам с повышенной степенью обученности предлагается набор предложений, которые не только стоят не по порядку, но и содержат пропущенные слова.

Нужно подчеркнуть, что, работая над развитием функциональной грамотности, мы исследуем не только слова, логично выстроенные в предложения, но и изображения, диаграммы, схемы и таблицы. На уроках предметной области «русский язык» мы используем схемы или таблицы по теме урока: обучающийся, рассмотрев их, должен составить связный текст. Например, сейчас вы видите карту районов города Тольятти. При изучении темы «Синонимы» мы предложили детям составить предложения по этому изображению, используя синонимы.

Или же после изучения какой-либо обширной темы предлагаем детям создать собственную опорную схему, интеллект-карту, облако слов. Так, например, в контексте изучения темы «лексика» мы затрагиваем определение «этимология». Детям предложили прочитать текст, дать ему название, затем составить облако слов. Можно поступить иначе: предложить перед прочтением текста посмотреть на облако слов и предположить, о чём будет идти речь в тексте.

Таким образом, при анализе краеведческих текстов формируются все уровни понимания текста: понимание слов, предложений, текста и подтекста.


[1] Примерная рабочая программа основного общего образования русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций). Москва, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...