Элементы подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в основной школе
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Дубровская Евгения Аркадьевна

В данной статье рассматриваются основные моменты подготовки к ГИА в основной  школе. Дается подробное описание принципов подготовки, период обучения поделен на этапы, в каждом из которых проводится своя работа по подготовке к ГИА, важным считается комплексный подход к подготовке школьников к итоговой аттестации и рассмотрению результатов их образовательной деятельности. Рассматриваются педагогические технологии, оптимальные при реализации обновленных ФГОС.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в основной школе

План

1. Обоснование выбора темы.
2. Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов.
А. Общие принципы при подготовке к итоговой аттестации.
Б. Этапы работы при подготовке к государственным экзаменам.
В. Эффективные образовательные  технологии при подготовке к экзаменам.

Г. Патриотическое воспитание на уроках русского языка

3. Список литературы.
                                1. Обоснование выбора темы

     Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения отличаются своей направленностью на развитие личностных качеств учащихся. В условиях реализации современных образовательных стандартов встает задача не только оценивания метапредметных и предметных результатов, но и выявления динамики личностного развития учащихся при обучении русского языка и литературы. Следовательно, необходим комплексный подход к подготовке школьников к итоговой аттестации и рассмотрению результатов их образовательной деятельности. Для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации нужно прежде всего организовать процесс обучения в соответствии с ФГОС.

     Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену.

     Я готовила ребят к итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы при подготовке к ГИА. Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей. Русский язык – обязательный предмет для получения документов об образовании, поэтому уровень подготовки должен быть удовлетворительным. Конечно, для поступления дети стараются набрать баллы, в этом случае работаем над повышением уровня.

2. Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов

         А. Общие принципы при подготовке к итоговой аттестации

     Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе (5-9 классы). Обычно навык распознавания орфограмм развит слабо у пятиклассников, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части слова, где могут быть ошибки речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с элементов орфографического и пунктуационного анализа: школьники пишут предложение, объясняя орфограммы и пунктограммы, указывая части речи. Усложняя, эту работу проводим и во всех классах.

принцип мотивирования на понимание изученного материала. Начиная с 5 класса, регулярно составляем схемы, таблицы, кластеры, разрабатываем алгоритмы разборов. Этими материалами  пользуемся в течение всей дальнейшей работы в 5 – 9 классах. Многие ученики обладают зрительной памятью, и такая подача материала помогает при подготовке к урокам и сдаче экзаменов.

принцип системного повторения пройденного на каждом уроке. Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, основывающаяся  на комплексном изучении русского языка, которое предполагает системное  повторение. Опыт работы  подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала. Например, при изучении корней с чередованием, я обычно начинаю урок со словарного диктанта по правописанию корней, предлагая ребятам группировать их по принципу написания. Причём работу выполняем не только в тетради, но и на доске. Ребята проверяют записи, находят ошибки, объясняют выбор буквы. Это хорошая подготовительная работа для восприятия нового материала.

     В уроки регулярно ввожу комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка. Я планирую различные виды работ, использую тестирование, карточки с индивидуальными заданиями, упражнения разной степени сложности, как из учебника, так и на основе платформы Учи.Ру. Часто на выбор предлагаю сочинение – рассуждение. Умение анализировать орфографическую ситуацию помогает при выполнении творческих работ по русскому языку.

      Системный подход необходим для подготовки к сочинению. С 5-6 класса мы учимся определять проблему каждого произведения, авторскую позицию, приводить свои аргументы, писать сочинение-рассуждение.

     Для отработки навыков выполнения заданий КИМов необходимо как можно раньше начинать работу с тестами. Не все учащиеся 5 класса умеют работать с тестами, поэтому на уроках учимся работать с тестами. Промежуточное, итоговое тестирование обеспечивают такие качества результатов проверки, как объективность и надёжность.
принцип дифференцированного проектирования уроков с учётом индивидуализации обучения. В каждом классе есть дети с разным уровнем знаний, с разной мотивацией к обучению. Ребята, мотивированные на учёбу, часто работают самостоятельно, могут выполнять дополнительные задания или задания  повышенной сложности.

принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает  ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний, например, в карточках и тестах даю дифференцированные задания по выбору учащегося: карточка на «отлично», на «хорошо», и т.д., когда ребенок сам выбирает, какую работу он будет сегодня выполнять.

Б. Этапы работы при подготовке к государственным экзаменам

     Каждый выпускник сдаёт экзамен по русскому языку. Чтобы подготовить учащихся в сдаче ГИА, надо целенаправленно, начиная с 5 класса, проводить обобщающее повторение. Многие теоретические знания нуждаются в дополнении и углублении материала. Ученики должны быть подготовлены психологически к сдаче экзаменов. Уметь заполнять бланки, работать с тестами, писать изложение, сочинение-рассуждение. Учитывая знания, получаемые в школе, я выделяю три этапа работы при подготовке к государственным экзаменам.

1 этап. 5-7 классы.

Период работы в 5 - 7 классах является важным. В это время изучаются такие разделы, как «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Орфография», «Морфология», «Культура речи». Планируя каждый урок, я обращаю особое внимание на тот материал, который выходит на государственную аттестацию. Провожу обязательную диагностику знаний, умений, навыков, корректировку.

На этом этапе я ставлю и решаю следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности;
  • формирование орфографической зоркости;
  • распознавание частей речи;
  • сохранение и развитие предметных знаний, умений, навыков.

Промежуточный и итоговый контроль провожу в форме тестов, диктантов.

2 этап. 8-9 классы.

      В этих классах изучаются «Синтаксис», «Пунктуация». Материал сложный, строится на базе знаний, полученных ранее. Поэтому задача - сохранить имеющиеся знания, сформировать умения и навыки работы по новой теме. Особое внимание уделяю индивидуальной  и групповой видам работы. Промежуточный и итоговый контроль провожу в форме зачётов, тестирования в формате ОГЭ. Использую материалы для подготовки к ОГЭ.

      Систематизацию и углубление материала провожу блоками, после каждой темы идёт тематический контроль, диагностика и коррекция знаний, умений, навыков. Использую различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, зачёт, тестирование, диктанты, контрольные диктанты, карточки. Использую материалы для подготовки к ОГЭ.

      При  подготовке к итоговой аттестации каждый выпускник работает по сборнику экзаменационных материалов под редакцией И.П.Цыбулько. Корректировка знаний, умений, навыков проходит через индивидуальную работу и консультации.

В. Эффективные образовательные  технологии при подготовке к экзаменам

      Из большого количества образовательных технологий при подготовке к итоговой аттестации я бы выделила следующие:

технология критического мышления помогает при работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Использую на уроках такие приёмы и методы, как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».

тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам использую тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Многие тесты составляю сама, активно использую образовательные платформы уУчи.Ру., Сдам ГИА: Решу ОГЭ, сайт Елены Алексеевны Захарьиной. Составление тестов задаю в качестве домашнего задания детям.

игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. При обобщающем повторении хорошо проходит игра «Верю - не верю». Ребятам предлагаются различные положения, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…?» Ребята составляют и решают кроссворды, ребусы, чайнворды, повторяя терминологию. Нравится игра «Аукцион». Суть игры заключается в том, чтобы записать как можно больше  слов на определенное правило. Например, выставляется лот «Корни с чередованием». Победит тот, кто больше «предложит» таких корней за ограниченное время. Нравятся ребятам ролевые игры. В классе выбираются роли: эксперты и знатоки. Удобнее, когда их равное количество. Кто быстрее и правильнее вставит пропущенные буквы в словах или определит части речи, тот выиграл.

информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации, тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к  итоговой аттестации по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом  особенностей класса или отдельного ученика.  Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.

здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.

Г. Патриотическое воспитание на уроках русского языка

     Помимо общеучебных навыков и предметных знаний большое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Через подбор предложений и текстов русских писателей и поэтов показываю детям красоту, богатство русского языка, природы России, формируя не только любовь к Родине, но и умение выразить свои чувства, желание приносить пользу родной стране.

3. Список литературы

  1. Гостева Ю. Н., Васильевых И.П. «ОГЭ-2023. Русский язык. Типовые тестовые задания. 14 вариантов».
  2. Драбкина С. В., Субботин Д. И.: Русский язык. 6, 7 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА. Учебное пособие.
  3. Цыбулько И.П. « ЕГЭ-2023. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку

В  представленной статье  рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся  к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в среднем звене

Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...

Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...

Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

    Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы  орфографических  действий,  эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...

Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...

Задания для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Материал содержит задания для подготовки к итоговой аттестации по темам : - орфоэпические нормы; - правописание безударных гласных в корне слова;- знаки препинания в предложениях с обособлен...