Общая характеристика научного стиля речи (11 класс)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Краснова Ирина Николаевна

урока:

 

Образовательная: обобщить и углубить знания по теме «научный стиль речи», выявить отличительные особенности научного стиля речи.

 

Развивающая: уметь доказать принадлежность текста к научному стилю, развивать умение выступать перед аудиторией, формировать умения выделять существенные признаки и свойства определять главное, делать выводы.

 

Воспитательная: воспитать культуру умственного труда, коммуникабельного общения.

 

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Метод обучения: частично- поисковый, исследовательский.

Функционально- системный подход

Технология: компетентстно- ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование: раздаточный материал, тетрадь- помощник, учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Общая характеристика научного стиля речи.»(11 класс)

 

Цели урока:

Образовательная: обобщить и углубить знания по теме «научный стиль речи», выявить отличительные особенности научного стиля речи.

Развивающая: уметь доказать принадлежность текста к научному стилю, развивать умение выступать перед аудиторией, формировать умения выделять существенные признаки и свойства определять главное, делать выводы.

Воспитательная: воспитать культуру умственного труда, коммуникабельного общения.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Метод обучения: частично- поисковый, исследовательский.

Функционально- системный подход

Технология: компетентстно- ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование: раздаточный материал, тетрадь- помощник, учебник.

Компетенции:

Языковая(лингвистическая): овладение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и умением пользоваться или в речи, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений, понимание роли языковых единиц в построении текстов.

 Коммуникативная: развитие умений в области четырех видов речевой деятельности (говорение , слушание и понимание, чтение, письмо) развитие внимания воспринимать тексты , развитие умения и навыков использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения, развитие эмоциональной сферы психики (эмоции не только активизируют мыслительные процессы, но и помогают определить направление движение мысли)

Культуроведческая : владение нормами русского речевого этикета , культурой общения, понимание особенности мировоззрения русского человека через языковые средства разного языка, роли языковых единиц в выражении авторской позиции.

                                             

                                                  Ход урока.

                                                                 

  1. Оргмомент: объяснение целей и последовательности этапов урока.
  2. Повторение пройденного.

- Что такое функциональный стиль речи?

- Какие стили речи вы знаете?

Обращение к плану характеристики любого функционального стиля речи.

  1. Цель использования функционального стиля речи.
  2. Сфера использования стиля речи.
  3. Разновидности функционального стиля(если есть).
  4. Характерные особенности.
  5. Языковые средства выражения особенностей функционального стиля.
  6. Жанры.

  1. Мотивация.

Чтение названия научного издания по специальной проблеме. «Микрофоссилии докембрия России»

- Кто может «перевести» это названия?

«Микрофоссилии»- остатки

«Докембрий»-древний период развития Земли.

  В повести В.Берестова «Приключений не будет» содержится наблюдение, которое совершенно справедливо в отношении стилей речи, или «разных манер пользоваться языком»: «Нельзя предсказать, что именно откроется при раскопках. Но, конечно же, и на этот раз будут, выражаясь языком науки, широко представлены остеологические материалы и фрагментированная керамика, или, попросту говоря обглоданные кости и битая посуда.»

3. Совместная деятельность

- Сравнение двух текстов.(Текст о березе)

 Обращение к учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбленковой «Русский язык». Стр.221 Выразительно прочитать, сделать выводы.

  1. Выявление характерных особенностей научного стиля. Работа с текстом.

Раздается текст «Живые клетки»

                         

                                     

                                              ЖИВЫЕ КЛЕТКИ

 Как ни разнообразны животные существа, населяющие нашу планету, все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека постепенно из клеток, словно дом из кирпичей. Поэтому клетки часто называют «кирпичиками» организма. Но это очень и очень приблизительное сравнение.

  Во-первых, клетки сложное устроены, не то что вылепленные из глины кирпичи. Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку, цитоплазму- полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки, и ядро- не большое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

  Во-вторых, наши «кирпичики» - живые. Они дышат, питаются, растут…и делятся. Из одной клетки получаются две. Затем из каждой новой, когда она вырастает, еще две. Благодаря этому и весь организм растет.

  И наконец, в-третьих, в организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. Они отличаются друг от друга по форме и размерам. Например, совсем по-разному выглядят клетки, образующие в теле человека мышцы, кости, нервную систему.

                                                                            (А.А. Плешаков)

 Характерными чертами научного стиля являются:

  1. Логичность изложения.
  2. Точность изложения.
  3. Обобщенность изложения.
  4. Объективность изложения.

4.Физминутка. Дыхательные упражнения

5.Практическая работа.

Раздается текст:

 Научный стиль- один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. Языковые особенности научного стиля объясняются  предназначенностью научных текстов для передачи объективной, как бы обезличенной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль должен обеспечить ясность, точность, объективность, недвусмысленность, логичность и доказательность изложения, воспроизводимость излагаемых экспериментальных  научных результатов учеными, полноту информации и т.п. Наиболее ярко проявляется в письменной форме речи, но с развитием просвещения и практики проведения научных конференций активно проникает (сохраняя свою специфику) и в устную речь. Для научного стиля речи характерны: в лексике, словообразовании и морфологии – применение терминов и слов с имен существительных…среди падежей значительное преобладание родительного и именительного, предпочтение форм настоящего времени и 3-го лица глагола, широкое использование причастий и деепричастие, а также  страдательного залога; в синтаксисе – использование всех возможных типов словосочетаний, применение разнообразных сложных предложений… Научный стиль  характеризуется также тенденцией к интернационализации терминологии… Научному стилю противопоказана эмоциональность… Характерными чертами научного стиля являются развитие в его словесной ткани обширных систем математических , физических, химических, биологических, географических и иных знаков и значков, органическое вхождение в содержание научного текста карт, фотографий, схем, диограм, графиков, таблиц и т.д.(П.Н.Денисов.)  

Задание: исходя из содержаний данных текстов, назовите характерные особенности научного стиля речи, выводы  занесите таблицу (на доске).

1.

Цель использования

Сообщение, передача научной информации, обучение основам знаний, развитие интереса к науке.

2.

Сфера использования

Научная сфера жизни: наука, техника, образование.

3.

Разновидности Научного

стиля

Собственно научный, научно-учебный,

Научно-популярный.

4.

Особенности научного

стиля

Языковые средства выражения характерных

особенностей.

Логичность

повтор слова как средства связи;

использование слов(наречий), указывающих на

последовательность развития мысли;

обилие вводных слов и предложений

Точность

употребление однозначных слов, терминов;

отсутствие образных средств

Обобщенность

Употребление слов в обобщенном значении;

Преобладание существительных в абстрактном

Значении; использование слов суффиксов,

Придающих отвлеченное значение

Объективность

Неупотребительность местоимений я, ты т глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

Преобладание неопределенно-личных и без личных предложений

5.

Жанры научного стиля

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа…

  1. Закрепление пройденного.

Работа по учебнику. Упражнение № 348

Задание: прочитать определить разновидность данных текстов.

Ответ:

  1. Научно- популярный стиль.
  2. Научно- популярный стиль
  3. Научный стиль
  4. Научно- учебный стиль
  1. Грамматические формы и синтаксические конструкции, подтверждающие принадлежность этих текстов к научному стилю речи: помогут открыть, прогнозирование отвергнут гипотезы врожденное свойство способность общаться, признаком является это означает позволяет формулировать, речь идет, произведение есть момент и т.д.
  2. Эмоционально выразительное средство языка: далекий космос скрывает секреты, душа речи и т.д.
  3. Термины: язык, звук, ударный, слог, ударение, вращательный момент, момент силы.

8. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест.10 класс. Лексические особенности научного стиля речи

                            Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы...

Презентация к уроку по русскому языку в 10-11 кл. "Общая характеристика художественного стиля. Тропы и фигуры"

Презентация - сопровождение урока организует повторение сведений о стилях языка, об особенностях художественного стиля, тропах и фигурах...

Контрольная работа "Научный стиль речи" (тест), 12 класс вечерней школы

Данная контрольная работа составлена на основе учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Она позволяет быстро проверить уровень усвоения знаний обучающимися по теме "Научный стиль речи". Возможно испо...

Контрольная работа "Научный стиль речи" (тест), 12 класс вечерней школы

Данная контрольная работа составлена на основе учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Она позволяет быстро проверить уровень усвоения знаний обучающимися по теме "Научный стиль речи". Возможно испо...

Контрольная работа по русскому языку по программе Разумовской "Научный и деловой стили речи" 6 класс

Контрольная работа состоит из ряда творческих заданий, проверяющих уровень усвоения обучающимися темы "Научный и деловой стили речи"....

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Характеристика научного стиля».

Тема: «Характеристика научного стиля».Тип: закрепление и совершенствование знаний.Класс: 6Цели: 1) закрепить умение определять стиль речи2) дать понятие о научном определении и научить стр...

Методическая разработка бинарного урока по русскому языку в 9 классе "Научный стиль речи. Растем с "Точкой роста".

В разработе представлены материалы, позволяющие подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку в старших классах. Материал представлен в увлекательной форме, урок ведут 2 учителя, что позволяет ученикам ...