Принципы и функции русской пунктуации (11класс)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Краснова Ирина Николаевна

Цели урока:

  1. Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять  принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам.
  2. Уметь определять функцию каждого знака препинания.
  3. Совершенствовать умения работы с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Принципы и функции русской пунктуации (11класс)

Цели урока:

  1. Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять  принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам.
  2. Уметь определять функцию каждого знака препинания.
  3. Совершенствовать умения работы с текстом.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Технологии: компетентностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемного обучения и ИКТ.

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I.Организационный момент. 

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.

II.Фронтальный опрос

-Что изучает синтаксис?

-Что изучает пунктуация?

-Почему синтаксис и пунктуация изучаются вместе?

-Какие понятия синтаксиса вы помните? Дайте их определение.

Синтаксис (от греч. syntaxis — «порядок, строение»). Пунктуация (от лат.punctum - «точка»).

III.Работа со статьей учебника

Чтение упр 331. Беседа по вопросам.

-Что мы называем знаками препинания?

-Сколько знаков препинания в современном русском языке?

-Назовите основные функции знаков пунктуации.

-Какие принципы легли в основу правил русской пунктуации?

В современном русском языке 10 знаков препинания:

  • Точка (.)
  • Вопросительный знак (?)
  • Восклицательный знак (!)
  • Многоточие (…)
  • Запятая (,)
  • Точка с запятой (;)
  • Двоеточие (:)
  • Тире (-)
  • Кавычки («»)
  • Скобки ( ).

 Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

IV.Теоретический материал.

Русская пунктуация основывается на нескольких принципах.

Основной принцип — грамматический — диктует ставить знаки препинания в соответствии с грамматическим строением предложения: запятые между частями сложного предложения, между однородными членами, до и после обращений и т. д.

Смысловой принцип предписывает ставить знаки препинания, исходя из смысла предложения, когда чисто синтаксически возможны варианты.

Машина сонно шуршала по кремнистой дороге, сонно шумел ветер в радиаторе, дремали пассажиры... (К. Г. Паустовский)

Если не знать, что такое радиатор, можно поставить запятую и после слова ветер.

На нарушении этого принципа построены стихотворения- небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины,

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка,

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона,

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна,

Кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают...

      В. Чантурия

Достаточно переставить знаки препинания с концов строк в середину, и текст приобретёт смысл.

Кстати, очень удобно и эффективно тренировать пунктуационную зоркость именно на стихотворных фрагментах.

Третий принцип пунктуации — интонационный: знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией. Так, по основному правилу тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в именительном падеже.

Это правило соблюдается в стихотворении А. С. Пушкина «Моя родословная».

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

Однако интонация может подсказать другие варианты в подобных конструкциях.

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоён...

Я — изысканность русской медлительной речи...

      К. Д. Бальмонт

Примеры свидетельствуют о том, что русская пунктуация довольно гибкая. Пунктуация может выражать не только синтаксические связи, но и оттенки смысла, интонационные особенности речи.

В соответствии с принципами русской пунктуации знаки препинания выполняют различные функции: смысловую, интонационную, синтаксические (выделительную, разделительную).

Функции знаков разделения (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) — обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания.

Функции знаков выделения (две запятые и два тире (когда они единые парные знаки), скобки, кавычки) — обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение обращений, вводных слов.

Особым знаком препинания является красная строка (абзац).

V. История русской пунктуации.

Теперь, ребята, уговор:

Свой расширим кругозор.

Мы в историю науки

обратим свой умный взор.

- На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности. Нам предстоит выяснить, как складывалась пунктуационная система русского языка?

- О том, как возникла точка с запятой, узнайте сами.

Задание: Каждой группе предлагается краткий справочный материал. Задание: ознакомиться, выбрать главное и рассказать.

группа.

Первыми писателями, как известно, были средневековые монахи. Они изготавливали рукописные книги в единичных экземплярах, не придерживаясь не только знаков препинания, но даже, не разделяя текст на отдельные слова. В большей части рукописей этого периода слова писались почти беспромежуточно. Иногда между словами писцы ставили точку или крестик, но никакими правилами они не руководствовались. Разделение текста появилось лишь в четырнадцатом веке. Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

2 группа

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619) , а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

3 группа

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

4 группа

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается уже в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

     VI.Физминутка.  Кинезиологические упражнения.

VII.Систематизация изученного материала

- Вспомним, что такое пунктуационное правило и какие правила входят в состав указанных на схеме разделов пунктуации? (по группам)

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания.

1. В конце предложения: Постановка точки, восклицательного знака, вопросительного знака и многоточия.

  1. Внутри простого предложения:

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное тире (Я - лидер). Соединительное тире (Полёт Москва – Каир прошёл удачно). Тире в неполном предложении.

Запятая при однородных членах, двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обособление согласованных и несогласованных определений, приложений, обстоятельств.

Обособление уточняющих членов (места, времени, образа действия и т.д.), оборотов со значением пояснения или присоединения (присоединяются словами а именно, то есть, главным образом, в частности. Т.д.)

Обособление дополнений.

Выделение обращений, вводных и вставных конструкций.

Выделение сравнительных оборотов.

Выделение междометий запятой и восклицательным знаком.

Слова – предложения да и нет.

3.Сложносочинённое предложение: две и более основыравноправие частей предложения, средство связи - сочинительные союзы. Отношения: соединительные, противительные, разделительные. Отсутствие запятой при наличии общего члена. Запятая.

4.Сложноподчинённое предложение: зависимость одного предложения от другого, средство связи – подчинительный союз, союзное слово. Запятая.

5.Бессоюзное сложное предложение: Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

6.Сложное предложение с различными видами связи: Запятая между двумя союзами.

7.Предложение с прямой речью: 

Правила постановки кавычек, двоеточия, тире, восклицательного , вопросительного знака, точки, многоточия и написания прописной и строчной букв. Оформление диалога и цитат.

- Если вы какие-то правила забыли, стоит их повторить дома.

Припомним функции, чтоб знать могли мы роли знака.

Ведь надо детям понимать, для чего служит каждый знак.

Функции знаков препинания.

  • Отделительные: точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие.
  • Разделительные: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.
  • Выделительные: запятые , тире, скобки, двоеточие и тире, кавычки, восклицательный знак.

Практическая работа.

строфа стихотворения Н. Гумилева «Слово».

- Предлагаю учащимся представить такую ситуацию:

 стихотворение Н. Гумилева было утеряно, а когда отыскали черновой вариант, в первой строфе не оказалось ни одного знака препинания. Наша задача – попытаться восстановить утраченную пунктуацию.(записать в тетрадь, восстанавливая знаки препинания)

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

Словарная работа  (Слово «оный» (тот, тот самый)

- С чего вы начнете свою работу? (вспомнить принципы, прежде, чем расставить знаки препинания, нужно вдуматься в смысл стихотворения)

И о каком принципе вы вспомнили?

- О смысловом, потому что нельзя расставить знаки препинания, не понимая  смысла. Далее надо искать границы предложения. В конце строфы поставил точку – знак завершения. Точку, потому что текст читается с интонацией  повествования, а не восклицания или вопроса. Далее надо найти сложное предложение, внутри главной части которого есть придаточная, и вспомнть,  что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон, если находится  внутри главной части. И получилось следующее:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

-объясните постановку запятой между 3 и 4 строками.(разделение однородных членов)

- Какой же принцип помог вам осмыслить постановку знаков препинания?

- Грамматический.

- Прочитайте глазами четверостишье и подумайте, о чем надо помнить, чтобы прочитать его выразительно.

- Чтобы прочитать стихотворение осмысленно и выразительно, надо помнить и о роли интонационного принципа. Когда я читал строфу уже со знаками препинания, я чувствовал паузы, соблюдал их, и вырисовалась осмысленность и выразительность. ( Ученик выразительно читает 1-ую строфу.)

VIII. Рефлексия.

- О каких трех принципах русской пунктуации мы говорили  сегодня на уроке?

- Можно из трех этих принципов выделить основополагающий (-ие)?

( Грамматический и смысловой, а интонационный оформляет смысловую сторону текста)

Современный лингвист Нина Сергеевна Валгина считает: «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

- Согласны ли вы с таким высказыванием? - Можно ли выучить пунктуацию?

- О чем же мы должны помнить, когда решаем пунктуационную задачу, решая тесты?

- Надо помнить, прежде всего, о том, что лежит в основе русской пунктуации, о ее назначении и функциях. Когда мы это осознаем, осмыслим, то и устная, и письменная речь обретут стройность, логичность и выразительность

Закончим  урок  словами Владимира Луговского:

 «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

презентация к уроку русского языка в 11 классе...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Принципы русской пунктуации"

Конспект урока русского языка по теме "Принципы русской пунктуации" (8 класс) с использованием текстов художественной литературы....

Урок русского языка по теме «Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания».

Цели урока:Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять  принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматиче...