Сложное предложение с разными видами связи
тренажёр по русскому языку (9 класс)

Сударева Юлия Сергеевна
  1. Так шли минуты и когда он поднял голову насыпь стояла перед ним высокая и строгая а ближе серела одинокая крыша немая и таинственная.

 

 

  1. Около террасы дорожки были уже вычищены и посыпаны жёлтым песком но дальше было сыро и запущено как это бывает после зимы.

 

 

  1. Они подбежали ко мне отозвали своих собак которых особенно поразило появление моей овчарки и я подошёл к ним.

 

 

 

  1. Сила сломила в нас многое но не она нас сокрушила и ей мы не сдались несмотря на все удары.

 

 

  1. Словами не мог определить солдат того чувства которое охватило его когда он вернулся в свою чистую и светлую комнату.

 

 

  1. Голодный и прозябший я возвращаюсь в усадьбу и на душе становится так тепло и отрадно когда увидишь огни в родных окнах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6 СП с разными видами связи88 КБ

Предварительный просмотр:

СП с разными видами связи

Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости и это было не удивительно потому что дома у нас был образован заговор чтобы нам ничего не говорить о том кто был этот человек которому мы были обязаны спасением (Лесков). 2. Чтобы сделать себя понятным я начну издалека я передам одно моё впечатление из Берлина (Пришвин). 3. Пари заключается вот в чём я думаю будто я знаю вашего герцога лучше чем знаете его вы (Лесков). 4. В том что есть вещи которые «не снились мудрецам» я не сомневаюсь но что о них думают люди это чрезвычайно меня занимало (Лесков). 5. Проехав пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что здесь по словам Манилова должна быть его деревня но шестнадцатая верста пролетела мимо а деревни всё не было и если бы не два мужика попавшиеся навстречу то вряд ли бы довелось им потрафить на лад (Гоголь). 6. В ту минуту когда они вошли в гостиную там начиналось музыкальное отделение вечера и хозяйка могла только улыбкой показать Наталье Михайловне что приветствия и разговоры откладываются уже слышались звуки рояля (Алданов). 7. Журналист только вздохнул он хорошо знал что всё будет так как решит Фёдор Павлович что бы ни говорил главный редактор (Алданов). 8. С Державиным у Николая Михайловича был род дипломатической дружбы старик посылал ему для напечатания свои стихи а Карамзин скрепя сердце печатал и посмеивался (Тынянов). 9. Всё оказалось гораздо приятнее чем он полагал старый арап привёз приглашение отца (Тынянов). 10. Они вели жизнь эфемеров считали втайне дворню учителей и детей крестом который надо нести и если бы кто-нибудь спросил внезапно Сергея Львовича богат ли он знатен ли он и как себя понимает на всё было бы два ответа (Тынянов). 11. Он ушёл а я пообедал и прикорнул в кресле, чтобы быть бодрее но Иван Петрович не дал мне заснуть он меня скоро и немного странно потревожил (Лесков). 12. Чем собака питалась это никому не было известно но потом догадались что ей вовсе не нужно было питаться потому что у неё были только кожа да кости а «в середине» у неё ничего не было и пища ей вовсе не требовалась (Лесков). 13. Я не могу вам его описать так чтобы не впадать в некоторый шарж и не делать сравнения которые вы сочтёте за преувеличения но я вам ручаюсь что как бы я ни старался расписать Ивана Петровича живопись моя не может передать и половины красот оригинала (Лесков). 14. Я вам передавал что говорил о нём губернатор а когда я полюбопытствовал не слыхали ли чего-нибудь о нём мои чиновники так они враз заговорили что встречали его и что он в самом деле очень мил (Лесков). 15. Это было единственное место в которое по рассказам деревенских жителей можно было ранить колдуна насмерть но он спасся тем что немедленно обратился в верстовой столб в котором острый инструмент башмачника застрял так крепко что тот никак не мог его вытащить и должен был расстаться с ним хотя шило башмачнику было решительно необходимо (Лесков). 16. Она сказала обо мне своей госпоже а это повело к тому что едва Ада обтёрла прохладной губкой мои раны и покрыла мои плечи туникой в переходе где я лежал на полу показалась в роскошном убранстве Азелла (Лесков). 17. Дома у Локкарта теперь был большой порядок но жена его исполняя все обязанности жены дипломата не была счастлива она винила себя в смерти ребёнка, в том что не настояла на отъезде в Англию и кляла неудобную квартиру русский климат и даже собачка которую обессмертил художник Коровин написав её портрет не могла утешить её (Берберова). 18. Я написала всё что могла написать а если бы я написала больше это было бы беззаконие (Берберова). 19. Здесь он встретил Бенкендорфа и его семью а когда Бенкендорф был переведен русским послом в Лондон Беринг стал проситься в Министерство иностранных дел чтобы тоже быть в Лондоне потому что уже в это время не мог себе представить разлуки с графом графиней и их сыновьями (Берберова). 20. Проехать теперь в Ревель было невозможно потому что поезда прекратили ходить ещё в октябре и неизвестно в точности было где проходит фронт кто воюет кто братается и кто сохранил верность Временному правительству (Берберова).

Упражнение 53. Выделите грамматические основы в предложениях, взятых из произведений А.С. Пушкина. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Определите тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное, сложное с разными видами связи). Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Она была самолюбива живо чувствовала своё положение и глядела кругом с нетерпением ожидая избавителя но молодые люди расчётливые в ветреном своём тщеславии не удостоивали её внимания хотя она была сто раз милее невест около которых они увивались. 2. Сколько раз оставя тихонько тихую скучную и пышную гостиную она уходила плакать в бедной своей комнате где стояли ширмы оклеенные обоями комод зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале! 3. Молодой человек казалось был за то ей благодарен она видела острым взором молодости как быстрый румянец покрывал его бледные щеки всякий раз когда взоры их встречались и через неделю она ему улыбнулась. 4. Когда Томский спросил позволения представить графине своего приятеля сердце бедной девушки забилось но узнав что Нарумов не инженер а конногвардеец, она сожалела что нескромным вопросом высказала свою тайну ветреному Томскому. 5. Так например будучи в душе игрок никогда не брал он карты в руки ибо рассчитал что его состояние не позволяло ему как сказывал он жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее но целые ночи просиживал он за карточными столами с лихорадочным трепетом следя за игрой. 6. Во время мазурки шутил он над её пристрастием к инженерным офицерам уверял что знает гораздо более нежели можно было ей предполагать и некоторые из его шуток были так удачно направлены что Лиза думала несколько раз что её тайна была ему известна. 7. Мисс Жаксон удостоверясь что Лиза и не думала поднять её на смех успокоилась поцеловала Лизу и в знак примирения англичанка подарила ей баночку английских белил которую Лиза и приняла с изъявлением искренней благодарности. 8. Не до смеху было чопорной англичанке поскольку она догадывалась что сурьма и белила были похищены из её комода и багровый румянец досады пробивался сквозь искусственную белизну её лица. 9. К несчастью вместо Лизы вошла старая мисс Жаксон набелённая затянутая в корсет с потупленными глазами и маленьким книксом и прекрасное важное движение Алексея пропало втуне но не успел он снова собраться с силами как дверь опять отворилась и на сей раз вошла Лиза. 10. Берестов пригласил его к себе и Муромский не мог отказаться ибо чувствовал себя обязанным и таким образом Берестов возвратился домой со славою затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным. 11. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю лежал он проклиная свою куцую кобылу которая как будто опомнясь тотчас остановилась как только почувствовала себя без седока и в это время подскакал Иван Петрович осведомясь не ушибся ли Муромский. 12. Алексей знал что если отец заберёт что себе в голову то уж того по выражению Тараса Скотинина у него и гвоздём не вышибешь но Алексей был в батюшку и его столь же трудно было переспорить. 13. Возвратясь из зверинца в гостиную они уселись втроем старики вспоминали прежнее время и анекдоты своей службы а Алексей размышлял о том какую роль играть ему когда войдёт Лиза. 14. В первый раз видел он ясно что он в неё страстно влюблён романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову и чем более думал он о сём решительном поступке тем более находил в нём благоразумия. 15. Он её боялся как огня однако услыхав о таком ужасном проигрыше он вышел из себя принес счёты доказал ей что в полгода они издержали полмиллиона что под Парижем нет у них ни подмосковной ни саратовской деревни и начисто отказался от платежей.

Упражнение 54. Выделите грамматические основы в предложениях, взятых из произведений Н.В. Гоголя. Подчеркните все члены предложений. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Определите типы сложных предложений. Сделайте полный разбор выделенных предложений, включая простые предложения внутри сложных. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Есть множество таких людей которые встретившись с вами здесь на Невском проспекте непременно посмотрят на сапоги ваши и если вы пройдёте мимо они оборотятся назад чтобы посмотреть на ваши фалды. 2. Всё позабывши сидел он с сокрушённым видом полный только одного сновидения и ни к чему не думал он притронуться глаза его без участия глядели в окно обращённое во двор где грязный водовоз лил воду мёрзнувшую на воздухе дребезжал козлиный голос разносчика. 3. Шиллеру показалось очень досадно что вдруг незнакомое непрошеное лицо так некстати ему помешало кроме того он несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина чувствовал что несколько неприлично в таком виде находиться в присутствии постороннего свидетеля. 4. Я уверен что Шиллер на другой день был в сильной лихорадке что он дрожал как лист ожидая с минуты на минуту прихода полиции что он Бог знает чего бы не дал чтобы всё что было вчера было бы во сне. 5. Иван Яковлевич человек почтенный во многих отношениях как всякий порядочный русский мастеровой был пьяница страшный и хотя каждый день он брил чужие подбородки но его собственный был у него вечно не брит. 6. Комната в которой уместилось всё это общество была маленькая и воздух в ней был чрезвычайно густ но коллежский асессор Ковалёв не мог слышать запаха потому что закрылся платком и потому что нос его находился Бог знает в каких местах. 7. Частный пристав принял сухо Ковалёва и сказал что сейчас не то время чтобы производить следствие что сама натура назначила чтобы наевшись немного отдохнуть что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть майоров которые таскаются по всяким непристойным местам. 8. Нужно заметить уважаемый читатель что Ковалёв был чрезвычайно обидчивый человек он мог простить всё что бы ни говорили о нём самом но никак не извинял если это относилось к чину или званию. 9. Когда же штабофицерша объявила майору Ковалёву напрямик что она хочет выдать свою дочь за него он потихоньку отчалил со своими комплиментами сказавши что ещё молод что нужно ему послужить лет пяток чтобы уж ровно было сорок два года. 10. Размышления его прерваны были светом блеснувшим сквозь все скважины дверей которые дали знать что свеча в передней уже зажжена Иваном а скоро показался и сам Иван неся её перед собою озаряя ярко всю комнату. 11. Первым движением Ковалёва было схватить платок и закрыть то место где вчера ещё был нос чтобы в самом деле глупый человек не зазевался когда увидел бы у барина такую странность на лице. 12. Спросивши как давно случилось несчастье доктор поднял майора за подбородок и дал ему большим пальцем щелчка в то самое место где прежде был нос так что майор должен был откинуть свою голову назад с такой силою что ударился затылком в стену.

Упражнение 55. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения. Постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Сделайте полный разбор выделенных предложений, включая простые предложения внутри сложных.

1. М..йор Ковалёв с..образя все о..стоятельства пр..дпол..гал едва (ли) (не) ближе к истин.. что в..ною этого стра(н/нн)ого пр..и(?)шествия долже(н/нн) быть (н..) кто другой как (штабс) офицерша Подточина к..торая желала что (бы) он ж..нился на её доч..ри (Гоголь). 2. Если чел..век уд..ляет(?)ся от зла (не) видя в..зможности ун..чтожить его или (не) нах..дя д..статоч(?)но средств что (бы) борот(?)ся мы (н..) когда (не) осмел..мся пор..цать его и даже (не) откаж..м ему в уважени.. если он заслужива..т его другими сторонами своей жизни (Добролюбов). 3. (Не) буд..м конечно спорить о том что Станкевич был (не) мен..е п..лезен для общ..ства чем напр..мер Белинский но Станкевич (не) нах..дил в с..бе таких сил для де..тел(?)н..й и упорн..й б..рьбы какими обл..дал знам..нитый наш критик (Добролюбов). 4. В одном из св..их пис..м Станкевич грус(?)но гов..рит о том что Белинск..му нужно пр..м..рение со счаст(?)ем ж..зни а ему (на) против нужно ра..др..жение пр..пятствия (по) тому (что) он по природ.. св..ей слишком мягок и ид..ален (Добролюбов). 5. Как н..тура по пр..имущ..ству соз..рцател(?)ная Станкевич (не) мог бросит(?)ся в практич..ск..ю де..тельность что (бы) пр..извести какой (нибудь) перев..рот в общ..стве и зная это мы уже (не) име..м (н..) какого права пр..ставать к нему с назойл..вым д..просом (Добролюбов). 6. Эти обв..нения имели (бы) смысл если (бы) борьба стр..дания были чем (нибудь) об..зательным (не) обх..димым для сохр..нения чес(?)ти чел..века но как мы уже отметили борьба есть (не) н..рмальное явление пр..исходящ..е от ф..льшивых отн..шений среди которых ж..вёт общество (Добролюбов). 7. Если всмотрет(?)ся пристальнее в жизнь кажд..го из труже(н/нн)иков и стр..дальц..в то весьма (не) много найдёт(?)ся таких ф..натиков к..торые (бы) сами от..скивали стр..дания бр..саясь в б..рьбу для уд..вольствия б..рьбы (Добролюбов). 8. Как (бы) (н..) играл своей ж..зн(?)ю чел..век он вс..гда игра..т до тех пор пока ещё наде..т(?)ся на выигр..ш а надежда на выигр..ш это и есть ж..лание лучш..го стр..мление своего эг..изма в том виде в к..ком он у кажд..го образ..вался (Добролюбов). 9. Ни..шие пр..дметы пр..роды живут только в с..бе насл..ждают(?)ся только с..бою чел..век мож..т жить в других насл..ждат(?)ся чуж..й радост(?)ю чуж..м счаст(?)ем а если кто (не) чу(?)ствует в себе этой сп..собности то значит он ещё мало р..звил в с..бе исти(н/нн)о чел..веческ..го (Добролюбов). 10. Были в то (же) время и другие люди то (же) имевш..е бл..городные уб..ждения но им..на их (не) с..хранят(?)ся в ряду безук..ризне(н/нн)ых имен хотя может быть они то (же) гор..чо кинулись в б..рьбу и то (же) были в этом самом кружке Станкевича (Добролюбов). 11. Услыш..т Обломов о каком (нибудь) зам..чательн..м пр..изведени.. и(с/сс)ку(с/сс)тва у него явит(?)ся позыв позн..комит(?)ся с ним и он ищ..т прос..т книги и если пр..несут скоро у него начнёт ф..рмироват(?)ся идея о пр..дмете (Гончаров). 12. Дальше той стр..ки над к..торой учит..ль зад..вая урок пр..водил ногтем ч..рту Обломов (не) загляд..вал ра(?)спросов (н..) каких ему (не) делал и п..яснений (не) треб..вал а д..вольств..вался тем что написа(н/нн)о в тетрадк.. и люб..пытства (не) обнаруж..вал даже когда (не) всё понимал что слушал и учил (Гончаров). 13. Если ему (кое) как уд..валось од..леть книгу называ..мую ст..тистикой историей он с..верше(н/нн)о был д..воле(н/нн) а когда Штольц пр..носил ему книги какие надо было пр..честь сверх выуч..(н/нн)ого Обломов долго гл..дел молча на него (Гончаров). 14. Тут мел(?)кнула унего собл..знительная мысль о буду(?)щих цв..тниках о фруктах до того ж..вая что он вдруг пер..нёсся на (не) сколько лет вперёд в д..ревню когда уже имен..е будет устро..(н/нн)о и когда он заж..вёт там безвыез(?)но (Гончаров). 15. Явился низ..нький человек с умер..(н/нн)ым брюшком с румя(н/нн)ыми щ..ками и лысиной к..торую с затылка как бахр..ма окружали ч..рные густые вол..сы лысина была чиста и л..снилась (как) будто была выточ..(н/нн)а из слонов..й кости (Гончаров).

Упражнение 56. Перепишите отрывок из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.

Тут все пр..сутств..вавшие тронулись (в) низ по ш..рокой мрам..рной лес(?)нице меж стен роз источавших одуряющий ар..мат спускаясь всё ниже и ниже к дв..рцовой стене к воротам выв..дящим на большую гладко вым..ще(н/нн)ую площадь в конце которой в..днелись коло(н/нн)ы и статуи ершалаимского ристалища.

Лишь гру(п/пп)а выйдя из сада на площадь п..днялась на п..мост Пилат оглядываясь скво(з/с)ь пр..щуре(н/нн)ые веки разобрался в обстановке. То пр..странство которое он только что прош..л то есть пр..странство от дв..рцовой стены до п..моста было пусто но (за) то (в) переди себя Пилат площади уже (не) увидел – её с(ъ/ь)ела толпа. Она залила (бы) и самый п..мост и то очищ..(н/нн)ое пр..странство если (бы) стройный ряд себастийских солдат по левую руку Пилата и солдат итурейской вспом..гательной к..горты по правую (не) д..ржал её.

(И) так Пилат поднялся на п..мост сж..мая машинально в кулаке (не) нужную пряжку и щурясь. Щурился прокуратор (не) (от) того что со(?)нце жгло ему глаза нет! Он (не) хотел почему (то) видеть гру(п/пп)у осуждё(н/нн)ых которых как он это прекрасно знал сей (час) (в) след за ним возводят на п..мост.

Лиш(?) только белый плащ(?) с б..гря(н/нн)ой подбивкой возник в высоте на каме(н/нн)ом утёсе над краем чел..веческого моря (не) зрячему Пилату в уши ударила звуковая волна «Га-а-а..» Она началась (не) громко зар..дившись где (то) (в) дали у гипподрома потом стала (громо) подобной и прод..ржавшись (не) сколько с..кунд начала спадать. Увидели меня подумал прокуратор. Волна (не) дошла до низш..й точ(?)ки и (не) ожида(н/нн)о стала опять выр..стать и качаясь поднялась выше первой и на второй волне как на морском валу вск..пает пена вск..пел свист и отдельные сквозь гром различимые женские стоны. Это их ввели на помост.. подумал прокуратор а стоны (от) того что задавили (не) скольких жен(?)щин когда толпа подалась (в) перёд.

Он выждал (не) которое время зная что (н..)какой силой нельзя заставить умолкнуть толпу пока она (не) выд..хнет всё что нак..пилось у неё внутри и (не) смолкн..т сама.

И когда м..мент наступил прокуратор выбросил (в) верх руку и последний шум сдуло с толпы.. Пилат выкрик..вал слова и в то (же) время слушал как на смену гулу идёт великая тишина; теперь (н..) вздоха (н..) ш..роха (не) д..носилось до его ушей и даже настало мгновение когда Пилату показалось что всё кругом вообще исчезло.

(Не) навидимый им город умер и только он один стоит сж..гаемый отвесными лучами упершись лицом в небо. Пилат ещё придержал тишину а потом начал выкрикивать:

Имя того кого сейчас при вас отпустят на свободу..

Он сделал ещё одну паузу задерж..вая имя проверяя всё (ли) сказал (по) тому (что) знал что мёртвый город воскресн..т после пр..изнесения имени сч..стливца и (н..) какие дальнейшие слова слышны быть (не) могут. И раскатив букву «р» над м..лчащим городом он прокричал:

Вар-раван!

Тут ему показалось что со(?)нце зазв..нев лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне буш..вали рёв визги стоны хохот и свист.

Пилат повернулся и пош..л по п..мосту (на) зад к ступеням (не) глядя (н..) (на) что кроме разноцветных шашек настила под ногами что (бы) не оступит(?)ся. Он знал что теперь у него за спиной на п..мост градом летят бронз..вые монеты финики что в воющ..й толпе люди давя друг друга лезут на плечи что (бы) увид..ть своими глазами чудо как чел..век который был уже в руках смерти вырвался из этих рук!

Словосочетания

Упражнение 5.


Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.


Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило. 

Упражнение 6.


Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.


Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек. 

Упражнение 7.


Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).


Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Упражнение 8.


Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.


В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.


Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Упражнение 9.


Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 

 Согласование   

 Управление   

 Примыкание

 

 

 


        

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Упражнение 10.


Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.


1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

Упражнение 11.


Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.


Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 12.


Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.


Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

Упражнение 13.


Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.


Высокая культура разговорной и письменной речи, 
хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).


Я понял, что человек может знать великое 
множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит насграмматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

Упражнение 14.


1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?


Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

Упражнение 15.


Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.


                                                                   О книгах

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

Упражнение 16.


 Образуйте словосочетания разных видов связи с:


1) наречиями                                       
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.   Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...

Сложные предложения с разными видами связи.

Презентация позволит зрительно объяснить материал....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...