Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы выражения подлежащего" по модели "перевёрнутый класс"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Афанасьева Елена Леонидовна

Урок разработан в соответствии с обновлённым ФГОС с применением технологии "Смешанное обучение". К уроку прилагается разноуровневый дидактический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

  1. Фамилия Имя Отчество: Афанасьева Елена Леонидовна
  2. Класс: 8В
  3. Предмет: русский язык
  4. Тема: Изучение способов выражения подлежащего.
  5. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • способы выражения подлежащего.      

уметь (сможет продемонстрировать):

  • находить подлежащее в предложении;  
  • определять способ выражения подлежащего.    
  1. Инструменты проверки достижения результата[1]: тест.
  2. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[2] (см. в конспекте  урока).
  3. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Самостоятельная работа дома 35 минут

Работа в классе:

Начало урока 10.25  минут

Урок 45 минут

Завершение урока 11.10 минут

  1. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА

  1. Во ФГИС «Моя школа» урок 545 посмотреть в разделе «Освоение нового материала» обучающий видеоролик (на повторение видов предложения по наличию главных членов) – 2 мин.
  2. Там же изучить интерактивную статью «Способы выражения подлежащего» и сделать конспект статьи – 20 мин.
  3. Пройти тест на Гугл  платформе – 8 мин.
  4. Повторить разряды местоимений – 5 мин.

Текст домашнего задания: Ребята, изучите самостоятельно на платформе ФГИС «Моя школа» - «русский язык 8 класс» - урок 545 – раздел «Освоение нового материала» обучающий видеоролик  (на повторение видов предложения по наличию главных членов); там же изучите интерактивную статью «Способы выражения подлежащего» и сделайте конспект этой статьи в виде таблицы. После изучения материала пройдите по ссылке тест, размещённый на Гугл диске. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSezVCvTWe8cmgAnAl-E1-gT0CcDwAX1Y6--2d4XBVD0Qzk2KA/viewform?usp=sf_link

Необходимые дидактические материалы:

  1. Компьютер с выходом в интернет.

НАЧАЛО УРОКА

  1. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 мин.)
  2. Мотивационный этап. (5 мин.)

–Ребята, ученикам начальной школы было дано задание «Подчеркнуть грамматическую основу предложения и указать, чем она выражена». Дети выполнили это задание по-разному. Посмотрите на слайд и скажите, какие варианты выполнения задания детьми могли быть и почему? (слайд 1).

а) Врач с больным прошли в кабинет.

Б) Жить – Родине служить.

В) Маша,  видела сегодня звездопад?

- Что больше всего затруднило детей?

- Опираясь на эти примеры, сформулируйте тему нашего урока.

Тема «Способы выражения подлежащего».

- Какую цель на урок поставим?

Цель учащихся: закрепить (изучить) способы выражения подлежащего.

Необходимое оснащение:

  1. Компьютер с телевизором.

Необходимые дидактические материалы:

  1. Презентация.

УРОК

1.Актуализация. (7 мин)

- Дома вы самостоятельно изучили материал «Способы выражения подлежащего».

Составили конспект и выполнили тест.

Я просмотрела ваши тесты, результаты я озвучу чуть позже. А сейчас мы с вами проведем игру «Да-нет». На листах, которые лежат у вас на столах, проставьте против номера задания + (если вы согласны с утверждением), - (если не согласны). Учитель зачитывает вопросы.

Вопросы к игре «Да-нет».

  1. Подлежащее – главный член предложения, грамматически независимый. (+)
  2. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении. (+)
  3. В роли подлежащего может выступать только существительное или личное местоимение. (-)
  4. В роли подлежащего может быть только одно слово. (-)
  5. Во фразеологизме каждое слово будет являться отдельным членом предложения.(-)
  6. Неопределённая форма глагола может быть подлежащим.(+)
  7. Прошло три дня. В этом предложении подлежащее выражено словосочетанием числительного с существительным.(+)
  8. В односоставном предложении может отсутствовать подлежащее.(+)
  9. В роли подлежащего не могут выступать  междометия и звукоподражательные слова. (-)
  10. Обращение не может быть подлежащим. (+)

- Посмотрите на слайд и оцените по критериям свои ответы.

Критерии оценивания: (слайд 2)

«5» - верно 10.

«4» - верно 8-9.

«3» - верно 6-7.

«2» - меньше 6.

Необходимое оснащение: компьютер, телевизор.

Необходимые дидактические материалы:

  1. Карточки для ответов «Да-нет».
  2. Презентация (слайд 2) критерии оценивания игры «Да-нет».

- На столах у вас лежат листы продвижения. Цвет листа указывает на то, как вы усвоили материал дома. Я отсмотрела выполнение вами тестов: кто-то справился хорошо (красные листы); у кого-то были ошибки (зелёный цвет); а кто-то не выполнил или допустил много ошибок (фиолетовый цвет).Поэтому я рассадила вас сегодня по степени усвоения материала.

- В листах продвижения проставьте те оценки, которые вы получили за игру «Да-нет». Отложите листы.

-На партах у вас лежат задания и инструкции к их выполнению. Возьмите эти инструкции с заданиями, внимательно их изучите. Приступайте к работе.

  1. Закрепление полученных знаний (15 мин.)

Работа в разноуровневых группах.

1 группа. Учащиеся, усвоившие тему хорошо.

Задание выполни самостоятельно. Вставьте в текст подлежащие, выраженные формой, указанной  в скобках.При выполнении задания можете пользоваться домашним конспектом.

 _______________________________( неделимое словосочетание, выраженное именем собственным) работали в отряде первое лето. В конце сентября ________(местоимение в Им.п.) пошёл с ними в маршрут и простудился. Болело ________(сущ.в Им.п). Есть _____(личное местоимение)  мог только то, что не нужно жевать. Из таких продуктов у нас имелась только   ________________________(неделимое словосочетание). У поваров-практикантов оказались  ________________________________(фразеологизм). Наварили  __________(личное местоимение) такой каши, что пальчики оближешь. Но ____________________(неделимое словосочетание числительного и существительного) остались недовольны таким обедом.

-   _____________(причастие)  пусть едят вместе со всеми, нечего их раскармливать, - заявили  ___________(сущ. в Им.п).

-  ___________(неопределённая форма глагола) – не хоровод водить, только в беде друзья познаются, а вы…какие же вы друзья, если при первой трудности начали возмущаться, - сказали практиканты.

 ___________(определительное местоимение) вдруг покраснели, а повара-практиканты сказали: «Где  ___________(сущ.в Им.п) прочна-там хорошо идут  ________(сущ. В Им.п)

Оцените свою работу:

«5» -вставили все слова.

«4» - вставили  10-13 слов.

«3» - вставили 7-9 слов.

«2» - вставили менее 6 слов.

2 группа. Учащиеся, усвоившие тему недостаточно хорошо( работа в паре).

Задание выполните в паре: найдите в предложениях грамматическую основу, определите, чем выражено подлежащее. Запишите, распределяя по колонкам, предложения, учитывая способ выражения подлежащего.

Способ выражения

Пример

Имя существительное в Им. п.

Местоимение в Им. п.

Имя числительное в Им. п.

Начальная форма глагола

Наречие

Прилагательное

Причастие

Неделимое словосочетание

Междометие

  1. Завтра может больше не прийти.
  2. В саду горит костёр рябины красной.
  3. Громкое «ура» неслось со всех сторон.
  4. Всё вокруг покрыто пеленой тумана.
  5. Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни.
  6. Шестьдесят – это уже не двадцать.
  7. Жизнь прожить не поле перейти.
  8. Будущее уже ему не принадлежит.
  9. Мы с тобой осколки старой жизни.

- Проверьте свою работу по эталону. Оцените выполнение.

Критерии оценивания:

«5» - верно все 9 примеров.

«4» - верно 7-8 примеров.

«3» - верно 5-6 примеров.

«2» - верно менее 5.

Карточка для самопроверки.

Способ выражения

Пример

Имя существительное в Им. п.

2.В саду горит костёр рябины красной.

Местоимение в Им. п.

4.Всё вокруг покрыто пеленой тумана.

Имя числительное в Им. п.

6.Шестьдесят – это уже не двадцать.

Начальная форма глагола

7.Жизнь прожить не поле перейти.

Наречие

1.Завтра может больше не прийти.

Прилагательное

5.Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни.

Причастие

8.Будущее уже ему не принадлежит.

Неделимое словосочетание

9.Мы с тобой осколки старой жизни.

Междометие

3.Громкое «ура» неслось со всех сторон.

3 группа. Учащиеся, не усвоившие тему (работа в паре/самостоятельно).

Задание для работы в паре:

  1. изучите внимательно опорный конспект. Расскажите правило друг другу в паре.

Подлежащее может быть выражено словом

1. Именем существительным (в И.п.)

Гости приехали утром.

2. Местоимением (в И.п.)

Я был в музее.

Каждый задумался.

3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.

Старшие помогали  младшим.

4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.

Желающие могли покататься.

Встречающие вышли на перрон.

5. Именем числительным (в И.п.)

Два да два — четыре.

Семеро одного не ждут.

6. Наречием

Завтра не наступит никогда. 

7. Неопределенной формой глагола

Курить — здоровью вредить.

Друга спасти – высшая честь.

8. Междометием, звукоподражанием

Га-га-га слышалось на лугу.

Далече грянуло ура.

9.Частицей или предлогом.

«В» - непроизводный предлог.

Подлежащее может быть выражено словосочетанием

1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. +  с  + Т.п.)

Мы с сестрой радовались.

Подружились мы с тобой.

2. И.п. числительного + Р.п.

После этого вечера прошло семь недель.

3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.

Пришло несколько новых журналов.

4. Собир числит. +  из + Р.п.

Трое из них приехали недавно.

Двое из ларца одинаковых с лица.

5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.

Любой из нас готов помочь.

Кто из нас не знает этого?

  1. Фразеологизмом.

Семь пятниц на неделе у ленивого.

  1. Самостоятельно заполни таблицу.

Прочитайте предложение

Напишите, чем выражено подлежащее

Мать с  сыном уехали в столицу.

Он уехал в столицу.

 

Старший уехал в столицу.

Днём к Семёну приходили отдыхающие.

Двое уехали в столицу.

Любить – это прекрасно.

Настало и роковое послезавтра.

«Не» с глаголами пишется отдельно.

 

Неслось со всех сторон «ау».

 

У него открылось второе дыхание.

  1. Обменяйся с соседом по парте карточками. Проверьте заполнение таблицы по эталону.

Карточка для самопроверки.

Прочитайте предложение

Напишите, чем выражено подлежащее

Мать с  сыном уехали в столицу.

Неделимое словосочетание

Он уехал в столицу.

 

Личное местоимение

Старший уехал в столицу.

Имя прилагательное

Днём к Семёну приходили отдыхающие.

причастие

Двое уехали в столицу.

Собирательное числительное

Любить – это прекрасно.

Неопределённая форма глагола

Настало и роковое послезавтра.

наречие

«Не» с глаголами пишется отдельно.

 

частица

Неслось со всех сторон «ау».

 

междометие

У него открылось второе дыхание.

фразеологизм

Критерии оценивания:

«5» - верно все 10 примеров.

«4» - верно 8-9 примеров.

«3» - верно 5-7 примеров.

«2» - верно менее 5.

- Работу закончили. Выставьте себе оценки в Лист продвижения.

  1. Самостоятельная работа.( 12 мин.)

1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

После обеда никто не стал засиживаться в палатке.

 1) личное местоимение

 2) имя существительное

 3) отрицательное местоимение

2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.

 1) имя существительное

 2) сочетание количественного числительного и существительного

 3) количественное числительное

3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами.

 1) личное местоимение

 2) имя существительное

 3) словосочетание

4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Один из часовых услышал в лесу шорох.

 1) числительное

 2) имя существительное

 3) словосочетание со значением избирательности

5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.

 1) местоимение

 2) собирательное числительное

 3) имя существительное

6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.

 1) Словосочетание со значение совместности

 2) местоимение причастие

 3) имя существительное

7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.

 1) неопределённое местоимение

2) сочетание неопределённого местоимения и существительного

 3) отрицательное местоимение

8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Все шумели, галдели, возмущались.

 1) личное местоимение

 2) имя существительное

3) определительное местоимение

9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

 1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.

 2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.

3) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.

10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

 1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.

 2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.

 3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.

Проверьте тест (слайд 3).

 Ответы:

1.-3

2.-2

3.-3

4.-3

5.-2

6.-1

7.-2

8.-3

9.- 3

10.-2

- Проверьте ваши ответы и оцените себя.

Критерии:

«5» - верно 9-10.

«4»- верно 7-8.

«3»- верно 5-6.

«2» -менее 5 правильных ответов.

- Проставьте свои оценки в Листы продвижения. В последней колонке оцените свои знания по сегодняшней теме.

- Молодцы, вы хорошо поработали. Подпишите ваши карточки, на которых вы сегодня работали, и сдайте мне.

Необходимое оснащение: компьютер с телевизором.

Необходимые дидактические материалы:

  1. карточки для групп;
  2. эталоны для самопроверки;
  3. презентация с ответами для самостоятельной работы.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

  1. Рефлексия ( слайд 4) (3 мин)

- Ребята,закончите фразы:

Сегодня на уроке я научился…

Мне было легко….

У меня вызвало затруднение….

  1. Домашнее задание:

Упр. 148    (всем обязательно)

Составить кроссворд по способам выражения подлежащего (дополнительно на оценку).

Необходимое оснащение: компьютер с телевизором.

Необходимые дидактические материалы:

  1. Презентация (слайд 4).

Лист продвижения   Ф.И.__________________________

задание

Игра «Да-нет»

Работа с текстом/

Работа в парах

Самостоятельная работа

Самооценка (я знаю материал на…)

оценка


[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,

[2] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа.  Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Развитие образной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе (5 - 9 классы).

В статье рассматриваются пути изучения на уроках русского языка в 5-9 классах изобразительно-выразительных средств . Определёно и обосновано содержание материала относительно сдачи экзамена по Гиа и Е...

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения. Способы выражения".

Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения. Способы выражения"....

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»

Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...