Электронный тренажёр по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Короткова Надежда Романовна

Данный электронный тренажёр необходим обучающимся,  так как имеет практическое значение: поможет выпускникам не только выполнить одно из труднейших заданий по русскому языку, но и сократить время на его выполнение. Это, в свою очередь, даст возможность уделить больше времени на выполнение других сложных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie8_no2ot_2024.docx73.37 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретическая часть

#1040;лгоритм решения задания №8

За это задание ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения:

Ответом к заданию 8 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Важно!Порядок записи имеет значение.

  1. Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
  2. Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
  3. Определи второстепенные члены.
  4. Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
  5. Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.

Важный совет!

Не пытайся найти все (5) предложений с ошибками, отработай сначала нарушение на одно правило. Например, нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

Выполняй до тех пор, пока не дойдёшь до автоматизма. Только после этого переходи к следующей позиции.

Какие правила нужно знать при выполнении задания №8

  1. Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
  2. Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  3. Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  4. Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  5. Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  6. Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
  7. Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.
  8. Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительногос предлогом.
  9. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  10. Ошибка в употреблении числительного.

Глава 2. Практическая часть.

От теории к практике

  • Ознакомься с типами ошибок в левом столбце (их в каждом варианте 5).
  • Прочитай предложения правого столбца. (их 9, с нарушениями всего 5)

Выбери из левого столбца позицию (формулировка нарушенного правила), которую можно определить раньше других. К таким относятся:

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Маленькое по объёму предложение, как правило, оно простое, и в нём 2 глагола сказуемых с нарушением вида, времени. Такое предложение лёгко найти даже зрительно (маленькое).

Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.

- Эта книга раскрывает пороки общества и вызвала отклик у читателей.

- Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается.

Пришла осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.

Эта книга раскрыла пороки общества и вызвала отклик у читателей.

- Снег шёл не переставая и неожиданно заканчился.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Предложения, которые начинаются со слов:

все, те, многие из тех, если такие есть, то смотрим на сказуемое после второй запятой. Оно должно стоять во мн.ч.

Все, кто побывал в Москве, считает её прекрасной.

Те, кто увлекается историей космоса, с интересом следил за полётом Титова.

Многие из тех, кто присутствовал на собрании, не знал о строительстве плотины.

Все, кто побывал в Москве, считают её прекрасной.

Те, кто увлекается историей космоса, с интересом следили за полётом Титова.

Многие из тех, кто присутствовал на собрании, не знали о строительстве плотины.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Предложения со

сложносокращёнными словами, сказуемое согласуем с главным словом.

В этом учебном году МГУ провёло несколько олимпиад.

ГИБДД провел месячник дорожной безопасности.

В этом учебном году МГУ (университет муж.р.) провёл несколько олимпиад.

ГИБДД ( инспекция жен.р.) провела месячник дорожной безопасности.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Подлежащее выражено сочетанием с именем собственным. Определяемым является нарицательное, с ним и согласуем сказуемое

Корабль Арктика долгое время считалась самым крупным ледоколом.

Операция «Вихрь»

начался рано утром.

Корабль Арктика долгое время считался самым крупным ледоколом.

Операция «Вихрь» началась рано утром.

Если подлежащее выражено словосочетанием, то сказуемое согласуется с главным словом.

Десант союзников высадились на острове на день раньше неприятеля.

Администрация школы особое внимание уделяли дисциплине.

Десант союзников высадился на острове на день раньше неприятеля.

Администрация школы особое внимание уделяла дисциплине.

Подлежащее выражено однородными членами. Сказуемое при нём во мн.ч.

Арктика славится природными ресурсами, но срок реализации проектов, затраты и сложность стоит на пути их основания.

Арктика славится природными ресурсами, но срок реализации проектов, затраты и сложность стоят на пути их основания

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

В предложении есть слова с заглавной буквы в кавычках и без, зто

названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Если при них есть определяемое слово, то эти названия (приложения) только в им.п.

Премьера пьесы А.П.Чехова «Вишнёвого сада» состоялась в 1904 году.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмме» говорится о равнодушии дочери к матери.

Премьера пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» состоялась в 1904 году.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» говорится о равнодушии дочери к матери.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

В предложении есть слова: согласно,вопреки, благодаря, сообразно, наперерез, подобно Они употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

Согласно правил

(не Д.п.) вводные слова выделяются запятыми.

Вопреки ожиданий

(не Д.п.)активисты выступили за закрытие музея.

Благодаря дружбы (не Д.п.) с семьёй Ивановых Петров стал учиться лучше.

Согласно правилам

(Д.п.) вводные слова выделяются запятыми.

Вопреки ожиданиям (Д.п.)активисты выступили за закрытие музея.

Благодаря дружбе (Д.п) с семьёй Ивановых Петров стал учиться лучше.

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п.

Завления по истечению (не П.п.)срока давности были уничтожены.

Сразу по заключению (не П.п.) мира стрельба прекратилась.

В течении длительного времени порядок никто не нарушал.

Завления по истечении

(П.п.)срока давности были уничтожены.

Сразу по заключении

( П.п.) мира стрельба прекратилась.

В течение длительного времени порядок никто не нарушал.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Предложение с союзом что, местоимения и глаголы в форме 1лица.

Мама сказала, что не дам (1 лицо)вам пирожное, пока не съедите кашу.

Мама сказала, что не даст (3 лицо)вам пирожное, пока не съдите кашу

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Предложение с одним из союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.) Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами.

Борис Шергин – «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства,

взаимовыручки, так и красоты.

Новыми преобразованиями были охвачены не только экономика, система власти, а также культура.

Борис Шергин – «писатель души, сердца», который раскрыл как идеи братства,

взаимовыручки, так и красоты.

Новыми преобразованиями были охвачены не только экономика, система власти, но и культура.

Глаголы сочетаются с существительными в разных падежах.

Когда смотришь на памятник М,Ю. Лермонтову, кажется, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Когда смотришь на памятник М,Ю. Лермонтову, кажется, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

однородные прилагательные или причастия должны быть в одной форме (полной или краткой).

Журналы были проверены и зарегистрированные.

Журналы были проверенные и зарегистрированные.

Не могут быть однородными разные части речи

Герой книги В.Некрасова полюбил войну (сущ.) и рисковать (гл.) жизнью.

Герой книги В.Некрасова полюбил войну (сущ.) и тот риск (сущ.), который испытываешь там.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Слова, отвечающие на вопрос: что делая? или что сделав? Деепричастие не употребляется в безличном предложении, если сказуемое выражено не инфинитивом.

Деепричастие можно заменить однородным сказуемым.

Пользуясь словарём, мне стали понятны многие иноязычные слова.

Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.

Пользуясь словарём, я стал понимать многие иноязычные слова.

Напевая, она шла по улице. Она шла по улице и напевала.

Сказуемое и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам, явлениям.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу).

Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

Неправильное употребление числительных

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Двое медсестер тут же подбежали к нему.

Две медсестры тут же подбежали к нему.
ОБА-м.р.( обоих студентов)
ОБЕ-ж.р.( обеих студенток
)

Ошибки в построении сложного предложения.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Указательное слово употребляется при наречии, которое не требует пояснения.

Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне

Необходимо, чтобы ты зашёл ко мне

Указательное слово отсутствует.

Придаточное отрывается от определяемого слова.

Союзное слово который согласуется не с тем существительным.

Ваша проблема заключается, что вы слишком торопитесь.

Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы.

Пьеса «На дне» -это произведение, в котором герои рассуждают о правде.

Ваша проблема заключается в том, что вы слишком торопитесь.

Тёплый дождик, в котором так нуждались посевы, смочил землю.

Пьеса «На дне» - это произведение, в которой герои рассуждают о правде.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Ищу в правом столбце

Ошибка

Правильно

Причастие не согласовано с определяемым словом.

Определяемое слово входит в причастный оборот.

Действительное причастие заменено страдательным.

Это стучат окна, открытых ветром.

✅

Выполненное учеником задание не было правильным.

Задача, решаемая нами, не вызывает затруднений.

Это стучат окна, открытые ветром.

Задание, выполненное учеником, не было правильным.

Задача, решённая нами, не вызывала затруднений.

Глава 2. Практическая часть

Тренируемся по образцу

В левый столбик по образцу, применяя правило, впиши правильный вариант

Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово:озеро (И.П.) Байкал (И.П.),

озера (Р.П.) Байкал (И.П.),

озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

#1052;ы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

2.

#1052;ы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

#1042; кинофильме «Войне и мире»

С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

  • Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

ВАЖНО!

  1. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
  2. Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  3. Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду.

2.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

  1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
  2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
  3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

 1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

2.

 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

  • Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. ВАЖНО!
  1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
  2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
  3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2.

1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2. Кресло-качалка отремонтирована.

  • Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью

ЗАПОМНИ!
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

#1040;втор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

2.

#1040;втор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

#1055;одруга, войдя в комнату, воскликнула, что я очень рада всех вас видеть.

  • Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами
  1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
  2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
  3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
  4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
  5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
  6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.
  7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

#1063;асти двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и
если не…, то

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

2.

3.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

  • Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

ВАЖНО!
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).


2.

1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом).

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

  • Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без

ВАЖНО!
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
Предлог ПО в значении «
после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
Предлоги в - из, на - с.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам.

2. благодаря …

3.

4.

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств.

2. благодаря (кого? чего? Р.п.) старания.

3. По окончанию срока.

4. По приезду 2.в город - с города

Заключение

В данном электронном пособии приведены в систему и скомпонованы все правила, необходимые для выполнения задания №8 ЕГЭ по русскому языку.

Есть алгоритм выполнения данного задания. По нему можно производить разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку.

Весь теоретический материал иллюстрируется примерами.

Это помогает находить грамматические ошибки в предложенных заданиях. Собран практический материал по теме для отработки навыков,

Найдены эффективные способы решения заданий №8, которые помогут не только набрать 2 балла из 2, но и сократиь время выполнения.

Представлен практический опыт собственных наработок, дается разбор всех ошибок, которые встречаются в восьмом задании. Это очень удобно.

Если мы научимся безошибочно распознавать грамматические ошибки, то не потеряем баллы и в сочинении (критерий 9).

В перспективе запланирована работа по созданию аналогичного тренажёра к заданию №26 ЕГЭ по русскому языку. Необходимость такой работы обусловлена не только сложностью задания, но и тем, что лексические и синтаксические средства выразительности нужно систематизировать и скомпоновать в один раздел.

Список используемой литературы или интеонет-ресурсы

#1040;ртемьева Е.И.Все правила русского языка. Справочник. 5-е издание. Испр.- М.; Мартин, 2014. - 208

#1045;ГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько, Р.А. Дощинского.-Москва: Издательство «Национальное образование», #1089;. – (ЕГЭ. ФИПИ -школе).

#1045;ГЭ. Русский язык: Пошаговая подготовка/Е.М.Ткаченко, Е.О.Воскресенская, А.В.Турок. – Москва: Эксмо, #1089;.-(ЕГЭ. Неделя за неделей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе

Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе состоит из 2 разделов:1) дидактический материал учителю, 2)раздаточный материал к урокам....

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов

Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...

Электронный тренажер русский язык 10 класс

Тесты можно использовать и для контроля знаний, и как тренажёры. Имеются правила, в некоторых тестах даётся анализ ошибок. Порядок заданий задаётся случайным образом, что позволяет использование тесто...