«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сахарова Ольга Евгеньевна

Конспект урока  на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naklonenie_glagola.docx20.12 КБ
Файл naklonenie_glagola_pptx.pptx67.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»

6В класс

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока:

повторить и систематизировать полученные ранее знания о глаголе;

дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

научить различать наклонения глагола.

отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

Ход урока.

  1. Организационный момент (поздороваться, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.

Слово учителя: «Сегодня цель нашего урока: познакомиться с новой категорией глагола – наклонение, разобраться, чем они отличаются, а так же научиться находить глаголы изъявительного наклонения в тексте и определять их морфологические признаки»

  1. Актуализация знаний: карточки «Верю – не верю»

Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета?

Глаголы в предложении бывают сказуемым?

Глаголы изменяются по временам?

Глаголы изменяются по родам во множественном числе?

Глаголы изменяются по числам?

Инфинитив – это неопределённая форма глагола.

Изменение глагола по числам и лицам называется склонением

Глаголы бежать, есть, хотеть - разноспрягаемые

Переходные глаголы имеют при себе существительное или местоимение в форме В.п.

Все глаголы на –ить относятся ко II спряжению

Фронтальный опрос по пройденному материалу. При затруднении, ответ формируется с помощью учителя. 3-4 мин.

- Какая часть речи называется глаголом? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

- Какого вида бывают глаголы и как их различить? (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного – что делать?)

- Какие глаголы называются разноспрягаемыми + примеры? (которые не имеют одного спряжения, а спрягаются по двум спряжениям одновременно. Хотеть, бежать, есть, дать)

- Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? (Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. )

III. Работа по теме урока.

Задание на слайде:

Сравните глагольные формы. Подумайте и определите, какая из форм обозначает:

а) действие, которое происходит в действительности;

б) действие, которое возможно при определённых условиях;

в) действие, выражающее волю говорящего.

  1. В нашей семье раньше всех просыпается мама.
  2. Я просыпался бы раньше, если бы не играл допоздна в компьютерные игры.
  3. Просыпайтесь пораньше, и вы увидите неповторимую красоту весеннего утра.

- Что указывает на разницу между этими предложениями? (форма глаголов)

Слово учителя: Глагол обладает еще одной категорией – это категория наклонения. Наклонение – это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.

- В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (в форме прошедшего, настоящего и будущего времени)

Это глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам обозначить (изъявить) действия, которые произошли, происходят или будут происходить.

И как вы уже заметили, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, т.е. бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Всего, в русском языке существует три наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное.

Ученик выходит к доске, учитель диктует часть пословиц. Задача ученика: Вставить в пословицы подходящий по смыслу глагол и определить их наклонение.Слова для справок в левой колонке.(заранее написать на доске) 5 – 7 мин


1. Дело мастера…


Сидит(ь)ся


2. Кто любит трудиться, тому без дела не…


Боит(ь)ся


#1058;от труда не боится, кто умеет…


Кончает(ь)ся


#1057; песней и труд…


Трудит(ь)ся


#1042;сё хорошо, что хорошо…


Ладит(ь)ся

Любишь кататься, люби и саночки возить. – синтаксический разбор.

Повествовательное, не восклицательное, простое, распространённое.

Слово учителя: Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают действия как реальные, которые происходили, происходят или будут происходить

Например: встречаю, встречал, буду встречать, встретил, встречу

Потренируемся в образовании трех форм наклонений. К доске выходит 3 человека(по очереди). Каждому достается по 1 слову. Задание: Изменить глаголы писать, участвовать, извиняться, по наклонениям, записать их в таблицу. 4-5 мин

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Пишу, писал, буду писать

Участвую, участвовал, буду участвовать

Извиняюсь, извинялся, буду извиняться

Писал бы

Участвовал бы

Извинялся бы

Пиши, пишите

Участвуй, участвуйте

Извиняйся, извиняйтесь

Домашняя работа. (Упр. 483)

Рефлексия

  • Что такое наклонение глагола?
  • О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?
  • В каком наклонении глаголы изменяются по временам?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА Изъявительное наклонение Урок русского языка в 6 В классе

Слайд 2

повторить и систематизировать полученные ранее знания о глаголе; дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола; научить различать наклонения глагола; отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать ) Цели урока:

Слайд 3

«Верю – не верю» Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? Глагол в предложении бывает сказуемым? Глагол изменяется по временам? Глагол изменяется по родам во множественном числе? Глагол изменяется по числам? Инфинитив – это неопределённая форма глагола Изменение глагола по числам и лицам называется склонением Глаголы бежать, есть, хотеть - разноспрягаемые Переходные глаголы имеют при себе существительное или местоимение в форме В.п . Все глаголы на – ить относятся ко II спряжению НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ДА НЕТ

Слайд 4

Спишите предложения. Сравните глагольные формы. Подумайте и определите, какая из форм обозначает : а) действие, которое происходит в действительности; б) действие, которое возможно при определённых условиях; в) действие, выражающее волю говорящего . В нашей семье раньше всех просыпается мама . Я просыпался бы раньше, если бы не играл допоздна в компьютерные игры . Просыпайтесь пораньше, и вы увидите неповторимую красоту весеннего утра.

Слайд 5

Наклонение – это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности РЕАЛЬНОЕ НЕРЕАЛЬНОЕ Глаголы в изъявительном наклонении (прошедшее, настоящее, будущее время) Условное и повелительное наклонение

Слайд 6

Образуйте форму изъявительного наклонения глаголов писать, говорить, участвовать. Например: встречаю, встречал, буду встречать Составьте 3 предложения, определите синтаксическую функцию глагола (подчеркните как член предложения).

Слайд 7

Рефлексия Какую новую тему вы узнали? Какое из заданий вам понравилось больше всего? Почему? Какой из ответов одноклассников вам показался точным и содержательным? Что было понятно или непонятно на уроке?

Слайд 8

Домашнее задание: Задание Оценка 1. Упражнение № 588 3 2. Составить 3 предложения, употребив глагол извиниться о всех формах наклонения 4 3. Найдите в изученных стихотворениях о родной природе 3 предложения, в которых употреблены глаголы в изъявительном наклонении. Выпишите их, укажите наклонение глагола и время. 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Презентация к уроку. Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение".

Презентация к уроку .Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение" Русский язык. 6 класс. ФГОС....

Технологическая карта урока по теме: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели: ДеятельностныеСодержательныеСоздать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.познакомить с понятием наклонение  глагола, особенностями изъяви...