Рабочая программа курса "Смысловое чтение. Работа с текстом" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

программа предназначена для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_smyslovoe_chtenie._rabota_s_tekstom.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-
воспитательной работе

 ______________ Т.В. Дидич

«___»_______ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от «____»______________2023г.

№______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного курса «Смысловое чтение. Работа с текстом»

для 8в,г классов основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

Учитель: Михайленко Ольга Виталиевна

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____ от «____» ___________ 2023г.

Советский, 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2021 г.), в соответствии с Программой воспитания основного общего образования.

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Данный курс способствует формированию у обучающихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин​формации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив​ных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель курса: 

  1. Формирование осмысленного и глубокого чтения;
  2. формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
  3. формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
  4. формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.

Задачи:

  1. обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
  2. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
  3. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  4. владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  5. находить в тексте требуемую информацию
  6. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  7. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
  8. формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

​ беседа;

​ объяснение учителя;

​ исследование;

​ наблюдение;

​ сопоставление и анализ;

​ учебные дискуссии;

​ творческие задания;

​ постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

​ создание и редактирование текстов;

​ использование разных каналов поиска информации;

Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты)

Личностные результаты: 

​ осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

​ умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

​ интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

​ способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

​ адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

​ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

​ владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);

​ умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);

​ умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

​ умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;

​ умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

​ умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

​ уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

​ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

-Учиться анализу достижения цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

  • извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • Планировать учебное исследование;
  • ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;

Предметные результаты:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Восьмиклассник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Восьмиклассник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

—  делать выводы;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

• выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Восьмиклассник научится:

• откликаться на содержание текста:

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Восьмиклассник получит возможность научиться:

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Основное содержание курса

Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текста. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте. Система аргументов. Авторская позиция.

РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу). Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.

РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.

Календарно-тематическое планирование

дата

тема

форма контроля

1

Типология текстов.

Работа с текстом

2

Рассуждение-размышление.

Практикум

3

Рассуждение-объяснение.

Практикум

4

Рассуждение-доказательство.

Практикум

5

Языковые средства текста.

Анализ языковых средств

6

Языковые средства текста.

Анализ языковых средств

7

Тема текста, идея, основная мысль.

Работа с текстом

8

Текст, микротемы текста.

Практикум

9

Вычленение информации из текста.

Практикум

10

Структура и композиция текста.

Практикум

11

Разные способы представления информации.

Конспект

12

Разные способы представления информации.

Конспект

13

Источники информации.

Практикум

14

Источники информации.

Практикум

15

Подробный и сжатый пересказ.

Практикум

16

Приемы сжатия текста.

Работа с текстом

17

Приемы сжатия текста.

Работа с текстом

18

Формулирование тезисов и выводов на основе текста.

Беседа по теме

19

Аргументы, подтверждающие вывод.

Беседа по теме

20

Соотнесение фактов с общей идеей текста.

Практикум

21

Композиция текста-рассуждения.

Практикум

22

Формулирование тезисов, аргументов, выводов.

Практикум

23

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости.

Письменная работа (изложение)

24

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости.

Письменная работа (изложение)

25

Формулирование точных ответов на поставленный вопрос.

Беседа по вопросам

26

Оценка содержания и структуры текста.

Практикум

27

Оценка языковых особенностей текста.

Практикум

28

Выражение собственного мнения, его аргументация.

Практикум

29

Участие в учебном диалоге.

Учебный диалог

30

Позиция автора в тексте.

Практикум

31

Соотнесения разных точек зрения на информацию.

Беседа по теме

32

Нахождение в тексте необходимой информации

Практикум

33

Интерпретация необходимой информации.

Учебный диалог

34

Критическое отношение к информации.

Учебный диалог

Лист корректировки рабочей программы внеурочной деятельности

№ урока (по КТП)

Дата по плану
(по КТП)

Дата по факту

Тема

Причина
корректировки*

Способ
корректировки**

Актированный день. тема

Актированный день. Приказ № ….. от …….. «Об актированном дне».

Применение дистанционных форм обучения.

8 класс

*Например: Карантин, Актированный день, Праздничный день 00.00.0000 и т.п.

** Например: Применение дистанционных форм обучения, Применение форм внеурочной деятельности, Уплотнение учебного материала и т.п.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Русский язык, 8 класс/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Издательство "Просвещение"‌

​2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

3.​ Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

4.​ Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.

5.​ Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.

6.​ Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • ​‌И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва, «Просвещение», 2014г• Т. Шклярова: Письмо по памяти. Методика. Рекомендации. Тексты. Издательство «Грамотей», 2017г.
  • Н Русова: Пишем грамотно. 100 важнейших правил. Учебное пособие. Издательство «Владос», 2018г.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
  • 3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. 5.​ Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника​ции. - М.: 1997.
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
  • Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977.
  • Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования. Сельская школа.- 2006.-№ 6.
  • Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Школьные технологии.- 2005.-№ 1.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
  • www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».
  • www.slovari.ru Электронные словари.
  • www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
  • www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
  • http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
  • http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
  • http://www.fipi.ru сайт ФИПИ
  • https://rus-oge.sdamgia.ru/ решу ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное обучение.Рабочая программа по чтению (8 вид) 6 класс

Рабочая  программа по чтению и развитию речи  представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная  записка; учебно-тематический п...

Рабочая программа по чтению для учащихся 7 классов коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по чтению  предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.ЦЕЛЬ: ...

Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов коррекционной школы VIII вида

В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.Учащиеся  должны:...

Рабочая программа по чтению для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.Цель уроков чт...

Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа составлена  на  основе  программы  «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  с  у...

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....