Районные педагогические чтения «Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного про-цесса» 2023 год
материал

Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Районные педагогические чтения

«Функциональная грамотность как «пятый элемент» учебного процесса»

Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения

Семенова М.М.,

учитель русского языка, литературы и английского языка

МБОУ Кумарейская СОШ

Балаганский район, 2023

Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения

М.М. Семенова, учитель русского языка, литературы и английского языка

МБОУ Кумарейская СОШ

Сегодня к школьному образованию предъявляются определённые требования. Одним из главных требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. То есть, современное образование нацелено на развитие функционально грамотной личности.

На своих уроках я воплощаю несколько приоритетных направлений, которым я сегодня уделю внимание:

1.              Читательская грамотность (базовый навык)

2.              Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

 Креативное мышление – это такое мышление, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, новому пути понимания и видения вещей.  Возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения.

Для формирования данных направлений на своих уроках я использую интерактивные методы обучения.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, то есть находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы обучения построены на активном взаимодействии обучающихся с преподавателем и между собой. Существует множество интерактивных методов обучения. Сегодня я расскажу о тех, которые использую на своих уроках.

В основном, я использую дискуссионные и игровые методы. Они способствуют расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также являются эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение.

К примеру, игра «Третий лишний», игра «Найди пару» и «Мозговой штурм».  Данные методы позволяют ученикам быстро включиться в работу. Такая деятельность носит преобразующий характер. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, выявляют закономерности, делают выводы.

Игра «Третий лишний»

Суть игры в том, чтобы найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д.

Например:

- ситцевый, замочек, горошек (лишнее – ситцевый, т.к. является прилагательным).

- плач, горяч, могуч (лишнее – плач, т.к. является существительным).

Игра «Найди пару»

Нужно найти слова-антонимы.

Острый                                        трусливый

Сладкий                                        безделье

Скупой                                          глупый

Умный                                          жар

Храбрый                                       тупой

Хвалить                                        щедрый

Здороваться                                война

Смеяться                                     ругать

Труд                                              горький

Мир                                              плакать

Холод                                           прощаться

«Мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

 Приведу примеры приёмов для развития критического мышления, которые я использую для формирования функциональной грамотности на своих уроках.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Предлагаю ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Синквейн»

Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Этот прием я использую практически на каждом уроке литературы на завершающем этапе.

Правила написания синквейна:

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта     

Пример:

Синквейн по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Применяется данный приём для первичной проверки изученной темы.

Этапы работы над кластером:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), необходимо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

Применение интерактивных методов обучения на уроках позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Ребёнок быстрее запоминает любую информацию с помощью зрительных образов. Творческая форма работы вызывает чувства удивления, новизны, развивают сообразительность, зажигают огонёк пытливости. Поэтому на своих уроках использую такой инструмент как ведение интерактивных тетрадей.

Интерактивная тетрадь – это тетрадь, в которую включены различные элементы: мини-книжки, кармашки с карточками, книжки с всевозможными окошками, книжки-гармошки и т.д. Такие тетради помогают сделать уроки интересными и результативными. Когда я начала использовать этот инструмент, дети начали проявлять больший интерес к изучению английского языка, включая немотивированных детей. Все правила стали запоминаться быстро и надолго. Открывающиеся окошки и гармошки вызвали яркий интерес, ученики возвращаются к ним снова и снова, таким образом повторяя каждый раз то, что было изучено на уроке. Теперь обучающиеся стали сами изготавливать эти тетради, проявляя творчество и фантазию. Сюда очень удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках.

Можно использовать эти тетради:

- для введения материала;

- для отработки материала;

- для повторения темы;

- для демонстрации материала.

Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, доставать, смотреть, находить и самим что-то заполнять. Интерактивные тетради обучают ребенка самостоятельно организовывать свое рабочее пространство и приводить полученные знания к системе легко и непринужденно. Со временем, благодаря ведению интерактивных тетрадей, ребенок становится более организованным. Он учится правильно распределять свое время и применять полученные знания.

Тетрадь отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

  • информативна;
  • полифункциональна: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
  • пригодна к использованию одновременно группой ребят;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативна (есть несколько вариантов использования каждой её части);
  • её структура и содержание доступны соответствующему возрасту;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

         Данный способ учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

          Таким образом, интерактивное обучение имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование ее как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Все эти приемы и методы являются оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка, литературы и английского языка. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.

Список литературы:

  1. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе.- 2010 - N 4 - С. 14-16.
  2. Рыкова А. Интерактивные тетради. 35 креативных идей на уроках английского. https://interaktivnye-tetradi.com/
  3. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
  4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение 2006г. - 126 с
  5. http://letopisi.ru/index. php/Интерактивные_методы_обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности средствами интерактивных методов обучения Учитель русского языка, литературы и английского языка Семенова Маргарита Михайловна МБОУ Кумарейская СОШ

Слайд 2

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

Интерактивный (« Inter » - взаимный, « act » - действовать) – означает взаимодействовать, то есть находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы обучения построены на активном взаимодействии обучающихся с преподавателем и между собой. Методы интерактивного обучения: Интерактивные игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; «Общая дискуссия»; проекты; « Синквейн », «Кластер», «Общий галдёж»; словесные ассоциации и другие.

Слайд 4

Игра «Третий лишний» Суть игры в том, чтобы найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д. Например: - ситцевый, замочек, горошек (лишнее – ситцевый, т.к. является прилагательным). плач, горяч, могуч (лишнее – плач, т.к. является существительным). Игра «Найди пару» Нужно найти слова-антонимы. Острый трусливый Сладкий безделье Скупой глупый Умный жар Храбрый тупой Хвалить щедрый Здороваться война Смеяться ругать Труд горький Мир плакать Холод прощаться «Мозговой штурм» - эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников. Способствует развитию творческого мышления. Пример: Урок литературы: изучить стихотворение, проанализировать его и высказать свое мнение по поводу того, что автор хотел донести до читателей.

Слайд 5

Приём «Верные и неверные утверждения» Предлагается ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Приём « Синквейн » Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.

Слайд 6

Приём «Кластер» Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Применяется данный приём для первичной проверки изученной темы.

Слайд 7

Интерактивная тетрадь – это тетрадь, в которую включены различные элементы: мини-книжки, кармашки с карточками, книжки с всевозможными окошками, книжки-гармошки и т.д. Такие тетради помогают сделать уроки интересными и результативными. Можно использовать эти тетради: - для введения материала; - для отработки материала; - для повторения темы; - для демонстрации материала.

Слайд 8

Компактная организации информации по изучаемой теме. Визуализация теоретического материала. Детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме. Структурирование сложной информации. Многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные способы восприятия информации детьми. Развитие познавательного интереса и творческого мышления. Данный способ учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего спектакля "Пятый элемент"

О чем этот спектакль? Как вседа о волшебстве, о любви и дружбе. Много взято по сюжету фильма "Книга мастеров"...

Презентация к химической викторине "Пятый элемент"

Презентация к химической викторине "Пятый элемент" разработана для проведения внеклассного мероприятия в 8 классах....

Проект новогодняя сказка "Пятый элемент"

Уважаемые родители! Здесь вы можете найти сценарий и песни из нашей новогодней сказки. Напоминаю, что показ состоится 19.12.2015 (суббота), в 16.00. (адрес: ул. Правды, д. 8д). Генеральная репетиция 1...

Сценарий выпускного вечера "Пятый элемент"

Добрый вечер, уважаемые учителя, родители, гости!Каждый год в школе суматоха, приятные хлопоты и веселая суета. Ежегодно мы ждем того момента, когда наши ученики станут выпускниками и настанет пора им...

Анализ работы исторического кружка "Пятый элемент" за 2017-2018 учебный год

Анализ работы исторического кружка "Пятый элемент" за 2017-2018 учебный год...