План-сценарий урока "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гриценко Юлия Сергеевна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy-uroka-obrashchenie_avtovosstanovlenie.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

 План - сценарий урока русского языка в 5 «д» классе

Тема урока: Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях.

Цели урока:

обучающая:

- создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение знаками препинания на письме, а в устной речи – интонационно;

развивающая:

- развивать умение планировать свои действия, составлять алгоритм действий;

воспитательная:

- формировать культуру общения: коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений в разных речевых ситуациях;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать определение обращения;правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями; случаи возможного смешения обращения и подлежащего;

- уметь распознавать обращения; находить место постановки знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением;отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные:

        - регулятивные: определять последовательность действий; соотносить цели и результаты своей деятельности; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать  её по предложенным критериям;

        - познавательные: анализировать объекты с целью выделения их признаков;  отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

        - коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и учителем; уметь строить фразы с использованием лингвистических терминов; свободно излагать свои мысли в  письменной и устной форме.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению нового и закреплению пройденного.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: листы с планом действий, листы контроля, листы с учебными задачами для рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник Русский язык, 5 класс, ч.1. Т. А .Ладыженская, М. Т. Баранов и др., М., «Просвещение», 2015 г.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

обучающихся

I. Мотивационный

Цель: быстрое эмоциональное и интеллектуальное включение в урок

-Приветствие:

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

               (1 слайд – Знания – сила!)

Эмоционально откликаются.

 

Отвечают на вопросы, анализируя предложение.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;.

 - Оформление записи в тетради:

Ребята, вы большие молодцы!А теперь давайте поработаем в тетради. Но прежде откроем тетради и запишем число, классная работа.

- Задание:  

                            (2слайд – предложения)

Спишите предложения в тетрадь, расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните грамматическую основу каждого предложения.                  

        1.На соревнования приехали и дети  и родители.

        2.Меня привлекают разные виды спорта и дзюдо и бокс

        и плавание  и хоккей с мячом.

        3.Футболисты нашей команды победили.

        4.Хоккеисты  вы тренируетесь на льду первыми.

Не только в спорте важна победа, но и в учебе. Я думаю, сейчас победа одержите вы.

- Прочитайте предложения с однородными членами.

- Чем интересно второе предложение? Составьте схему данного предложения.

- На основе проделанной вами работы сделайте вывод: чем может быть выражено подлежащее?

- В каком падеже всегда стоит подлежащее?

Сопоставьте свою работу с образцом и оцените свою деятельность. Не берите во внимание предложение № 4.  «Светофор» (зеленый – без ошибок, желтый – 1 ошибка, красный – 2 и более).

                               (3 слайд – предложения-образец с выполненными заданиями)

        1.На соревнования приехали и дети, и родители.

        2.Меня привлекают разные виды спорта: и дзюдо, и бокс,

        и плавание, и хоккей с шайбой.

        3.Футболисты нашей команды победили.

Записывают в тетрадь число, месяц, классная работа.

Читают, разбираются в постановке задания.

Выполняют задание.

1,2

С обобщающим словом.

Существительным, местоимением, словосочетанием.

В именительном.

Нет/да (4, подлежащее хоккеисты или вы, или это однородные?)

4 – с обращением?

Дают оценку своей деятельности, используя прием «Светофор».

III. Постановка

учебной задачи

Цель: обсуждение

 затруднений,

проговаривание цели урока, его темы.

         

                               (4 слайд – 4 предложение)

        4.Хоккеисты вы тренируетесь на льду первыми.

-Вернемся к 4 предложению. Мы знаем, что подлежащее может быть выражено существительным в И.п. Нашли его?

-Хоккеисты. Но подлежащее ли это?

-Действие в предложении? Кто выполняет действие?

-А как же существительное в И.п. хоккеисты???

С какой интонацией вы прочитали это предложение?

-Значит, какая у нас сегодня тема урока?

- Что мы уже знаем по этой теме?

- Какая возникла проблема? Почему не смогли её решить? Чего не знаем? Какую учебную цель себе поставим? Каковы будут наши задачи?

                                        (5 слайд)

*выяснить, …что такое обращение;

*обнаружить…обращения в предложении;

*составлять… предложения с обращением с учётом речевой ситуации;

*определять… обращение от подлежащего;

 *правильно ставить …знаки препинания в предложениях с обращением.

Отвечают на вопросы.

Существительное в И.п. - хоккеисты.

Обратились к хоккеистам.

Обращение. Предложения с обращениями.

Определяют тему урока, ставят учебную цель и задачи.

(прием «Незаконченное предложение»)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний)

Цель: вовлечение учащихся  в

ситуацию выбора  метода решения проблемы, решение  детьми проблемы с помощью выбранного метода.

                                          (6 слайд – поэтапно появляется ОК)

-Что такое обращение?  

-Слово или словосочетание! Вспомните, как называются предложения без второстепенных членов и предложения с второстепенными членами. По аналогии назовите обращения, состоящие из 1 слова и обращения, состоящие из нескольких слов.

-Изучив материалы параграфа расскажите о правилах расстановки знаков препинания при обращении.

-Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то….

-Каким членом предложения является обращение?

-Заметьте: обращение не является членом предложения, даже если оно выражено существительным в И.п.! Не путать подлежащее и обращение!

ФИЗМИНУТКА:     По дороге Петя шел

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

                                 

 - Сейчас вы будете делать  задание: самостоятельно составьте алгоритм работы над предложением с обращением.          

Алгоритм работы над предложением с обращением

1 шаг: Выразительно читаем предложение.

2 шаг: Обращаем внимание на интонацию и произношение.

3 шаг: Устанавливаем границы обращения (где начинается, где заканчивается).

4 шаг: Выбираем нужный знак препинания.        

Составить план наших действий.

Совместная деятельность

Поиск информации.

Наблюдение. Сравнение.

Доказательство.

Разрабатывают алгоритм.

V.  Закрепление

1. «Найди отличия»

                               (7слайд – даны предложения по столбикам)

Люди Земли боритесь за охрану окружающей среды.

Люди Земли боритесь за охрану окружающей среды.

Ребята охраняют зеленые насаждения.

Ребята охраняйте зеленые насаждения.

-Запишите предложения с обращениями в тетрадь, расставьте знаки препинания.

3. Работа по учебнику

1) Упр. 212. Сколько героев действуют в данном тексте? (6)

работа в парах - упр. 213.

- Встретились ли затруднения в упр.213?

4. Работа по слайду «Вежливые слова»

                              (8 слайд – со списком вежливых слов)

Взаимоконтроль.

Оценивание: лист контроля

Работа по учебнику

стр. 100-101

VI. Самостоятельная работа  

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

1. Работа по учебнику.

Упр.217 выписать предложение с обращением.

Упр. 216 составить предложение по одной из предложенных схем, подчеркнуть обращение.

Взаимопроверка.

Выборочно: выразительное чтение

VII. Рефлексия

деятельности

Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Подведём итог.

Итак, обратимся к задачам. Что мы ставили перед собой в начале нашего урока.

                               (раздаются листы с прописанными задачами)

Проанализируйте свою деятельность на уроке. С какими задачами вы справились (!), с какими нет (?), еще надо позаниматься (…).

Отвечают на вопросы.

Подводят итог своей  деятельности на уроке.

Ставят общую оценку за работу на уроке.

VIII. Домашнее

 задание

1.Одно из заданий на выбор:

Упр. 215   Упр. 216    Упр. 219.

Записывают задания в дневник.

Если возникают вопросы по д/з, задают их.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сценарий праздника.

План сценарийСпортивного праздника «Весёлые старты» для третьих классов....

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

План-сценарий внеклассного мероприятия на английском языке "Santa\'s Club" для 4-х классов

Christmas is a mysterious holiday when evryone expects the Wonder to happen... It is the time for Dreams and Fairy-tales... And if some day we imagine that we are all a little bit ... Santa Clauses......

План- сценарий (инсценирование) сказки "Белоснежка и семь гномов"

План- сценарий (инсценирование) сказки "Белоснежка и семь гномов" можно использовать во внеурочной деятельности.Элементы театрализации создают позитивную мотивацию, помогают детям преодолеть страх пер...

План – сценарий и анализ урока по английскому языку в 7 класс по теме "British Traditions" по УМК "Английский язык" О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.

Вашему вниманию представлен план-сценарий и анализ современного урока английского языка в 7 классе по теме «Британские традиции». Данный урок является уроком усвоения новых знаний по предложенной теме...

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!»

ЦЕЛЬ:1.Определить степень педагогической грамотности по разрешению конфликтных ситуаций в классе.2. Предложить возможные варианты решений проблем....