Памятки для написания сочинений-описаний картин
рабочие листы по русскому языку (5, 6, 7 класс)

В 5 классе (по новым программам в 6) мы должны научить ребят писать сочинение-описание картины. Предлагаемые карточки-памятки помогут ребятам понять структуру текста-описания и увидеть в каждой картине, на что надо обратить внимание. В старших классах ребята, работавшие по такой методике в 5-6 классе, уже могут самостоятельно составить для себя такую план-памятку и без затруднений описать любую картину. Предлагаемый материал включает памятки не только для 5 и 6 классов, но и для старших ребят, которые, к сожалению, не прошли такую подготовку в более младших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка к сочинению по картине Н.Н. Дубовского «Радуга».

  1. Вступление.(1-2 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной морской пейзаж  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Почему художник дал картине такое название?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Рыбак

море

радуга

Небо, облака

горы

Где стоит?

Что делает?

Куда смотрит?

Как одет?

Как вырисовал художник волны?

Какое море?

Как выглядит?

На что похожа?

Какие краски использовал?

Лёгкие облака или тяжёлые?

 

Где на картине нарисованы горы?

Для чего они нужны?

Какие краски использовал художник?

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает рыбак? Передалось ли вам это чувство?

Какие чувства навевает море?

Что вызывает радуга в вашей душе?

Что предвещают?

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) –  (Мне нравится ….  .   Мне радостно смотреть…  .

Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .

Памятка к сочинению по картине Н.Н. Дубовского «Радуга».

  1. Вступление.(1-2 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной морской пейзаж  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Почему художник дал картине такое название?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Рыбак

море

радуга

Небо, облака

горы

Где стоит?

Что делает?

Куда смотрит?

Как одет?

Как вырисовал художник волны?

Какое море?

Как выглядит?

На что похожа?

Какие краски использовал?

Лёгкие облака или тяжёлые?

 

Где на картине нарисованы горы?

Для чего они нужны?

Какие краски использовал художник?

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает рыбак? Передалось ли вам это чувство?

Какие чувства навевает море?

Что вызывает радуга в вашей душе?

Что предвещают?

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) –  (Мне нравится ….  .   Мне радостно смотреть…  .

Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .



Предварительный просмотр:

Памятка к сочинению по картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

  1. Вступление.(2-3 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной картина  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

(Натюрморт в переводе с французского буквально означает мёртвая натура. На натюрмортах обычно изображают неодушевлённые предметы.) Почему художник дал картине такое название? В какое время года происходит этот завтрак? Что изображено на картине (опишите картину общими словами: накрытый завтрак, приготовленный завтрак,…; где накрыт завтрак: на террасе, на даче, …в какое время года).Как движется взгляд человека, рассматривающего картину?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Стол

Букет цветов

Чайник

   Животные

Посуда и завтрак

Человек

Какие предметы изображены на столе?

(чайник, букет, спички, фонарик, стакан, ложка, блюдце, крышка от чайника)

Из чего ни сделаны? Для чего художник выбрал именно эти предметы?

О чём нам говорят фонарик, спички и букет?

Свежесобранные цветы, летние

Какие цветы в букете?

Когда был собран букет?

Когда человек, который собирается завтракать вышел из дома?

Почему он собрал букет?

Чайник многогранный стальной начищенный, как зеркало

Присмотритесь внимательнее, что и кто отражается в гранях чайника?

 

 Почему художник нарушил законы натюрморта?

Кто из животных изображен на картине?

Что они делают?

Опишите взгляд собаки (ирландский сеттер), что он выражает или чего ждёт? Что выражает поза кота?

Посмотрите на завтрак? Он какой:

обильный, скромный, сытный? Привлекательный на вид? Что делает его привлекательным?

Каким цветом нарисованы?

На картине есть он или нет? Как можно его почувствовать? Какие предметы на картине показывают нам присутствие человека?  Откуда мы смотрим на картину?

Заключение, концовка. (2-4 предложения) –  Какие чувства вызвала у Вас картина? Какие краски использовал художник? Почему? Что передают эти цвета? Какое настроение вызывает у Вас картина? Мне нравится … .   Мне радостно смотреть…  . Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .



Предварительный просмотр:

Памятка к сочинению по картине А.Пластова «Первый снег».

  1. Вступление.(1-2 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной картина  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Художник Пластов написал свою картину в 1946г., на картине изображены дети войны, художник рад, что несмотря на войну дети не разучились радоваться первому снегу.

Почему художник дал картине такое название?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Девочка

Мальчик

                      Двор и деревня

   снег

Что делали дети, когда увидели, что идет снег? Застыла на месте от неожиданности;

стоит как заколдованная

(заворожённая);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать.

Опишите девочку. В чём одета? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлена? У девочки какое настроение? О чём она думает?

Что делали дети, когда увидели, что идет снег?

Мальчик как реагирует на снег, как его сестра? Почему? Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? А у мальчика какое настроение? О чём он думает?

       Вчера:

-Представьте, что было вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая,  тёмная

земля;

голые деревья;

лужа на тропинке; трава, кусты и деревья серого, пожухлого цвета

       Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил природу?

Несмотря на хмурое небо, вокруг необычайно светло;

двор весь белый, чистый;

как в сказке; как выглядит палисадник, старая берёза;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное.  

пушистый;

порхает, мелкий; метель метет давно: что уже засыпано снегом?  

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывают дети? Передалось ли вам это чувство?

изумление,

волнение, интерес, очарование,

восхищение

восторг, радость,

удивление

3. Заключение , концовка. (1-2 предложения) –  (Мне нравится ….  .   Мне радостно смотреть…  .

Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .



Предварительный просмотр:

Памятка к сочинению по картине В.Д Поленова  «Речка Свинка близ Алексина».

  1. Вступление.(2-3 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной картина  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Пейзаж в переводе с французского буквально означает сельская картина. Какое время года изображено на картине? Как вы думаете, откуда открывается такой вид? Где находится художник? Почему художник дал картине такое название? Опишите общий вид картины?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Лес

Речка

Поле, холмы, дорога

  Небо

краски

Небольшой, смешанный.

Какие деревья мы видим? Как они стоят?

Лес ближний и дальний – чем отличается изображение?

Какая она по размерам, по извилистости?

Какое в ней течение, глубина?

Полноводная или нет (по чему это видно)?

Какие берега у речки?

Что говорит нам название?

Посмотрите на место, где протекает река. Оно какое? Ровное, равнинное, холмистое?

Куда ведет дорога? Привлекательны ли  на вид окрестности речки (хотелось бы вам там побродить)? Что делает это место привлекательным?

Каким цветом нарисованы поле, холмы и дорога?

 

 Высокое, низкое?

Летнее, зимнее, весеннее, осеннее?

Какие краски использовал художник, чтобы изобразить небо?

Какие краски использовал художник?

Почему?

Что передают эти цвета?

Какое настроение?

  1. Заключение, концовка. (2-4 предложения) –  Какие чувства вызвала у Вас картина? Что можно сказать об отношении художника к русской природе, глядя на его картину? Мне нравится … .   Мне радостно смотреть…  . Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .

Памятка к сочинению по картине В.Д Поленова  «Речка Свинка близ Алексина».

  1. Вступление.(2-3 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной картина  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Пейзаж в переводе с французского буквально означает сельская картина. Какое время года изображено на картине? Как вы думаете, откуда открывается такой вид? Где находится художник? Почему художник дал картине такое название? Опишите общий вид картины?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Лес

Речка

Поле, холмы, дорога

  Небо

краски

Небольшой, смешанный.

Какие деревья мы видим? Как они стоят?

Лес ближний и дальний – чем отличается изображение?

Какая она по размерам, по извилистости?

Какое в ней течение, глубина?

Полноводная или нет (по чему это видно)?

Какие берега у речки?

Что говорит нам название?

Посмотрите на место, где протекает река. Оно какое? Ровное, равнинное, холмистое?

Куда ведет дорога? Привлекательны ли  на вид окрестности речки (хотелось бы вам там побродить)? Что делает это место привлекательным?

Каким цветом нарисованы поле, холмы и дорога?

 

 Высокое, низкое?

Летнее, зимнее, весеннее, осеннее?

Какие краски использовал художник, чтобы изобразить небо?

Какие краски использовал художник?

Почему?

Что передают эти цвета?

Какое настроение?

  1. Заключение, концовка. (2-4 предложения) –  Какие чувства вызвала у Вас картина? Что можно сказать об отношении художника к русской природе, глядя на его картину? Мне нравится … .   Мне радостно смотреть…  . Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .



Предварительный просмотр:

Памятка к сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

  1. Вступление.(1-2 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной картина  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Почему художник дал картине такое название?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Мальчик

                      двор

   снег

Проснулся, подошёл к окну;

застыл на месте от неожиданности;

стоит как заколдованный

(заворожённый);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он? (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает?

       Вчера:

-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая,  тёмная

земля;

голые деревья;

последние листочки на деревьях не радовали взгляд

       Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Необычайно светло;

очень яркий свет;

больно глазам;

двор весь белый, чистый;

как в сказке;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное  

запорошил

как лебяжий пух;

порхает, кружится,

тихо танцует;

пушистый,

как вата;

повис клоками на заборе  

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?

изумление,

волнение, интерес,

очарование,

восхищение

восторг, радость,

удивление

3. Заключение , концовка. (1-2 предложения) –  (Мне нравится ….  .   Мне радостно смотреть…  .

Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .

Памятка к сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

  1. Вступление.(1-2 предложения)

( Я смотрю на картину… .   Передо мной картина  художника….  . На картине….   .   ….(свой вариант)

Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Почему художник дал картине такое название?

  1. Основная часть.  - Описание картины

Мальчик

                      двор

   снег

Проснулся, подошёл к окну;

застыл на месте от неожиданности;

стоит как заколдованный

(заворожённый);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он?( выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает?

       Вчера:

-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая,  тёмная

земля;

голые деревья;

последние листочки на деревьях не радовали взгляд

       Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Необычайно светло;

очень яркий свет;

больно глазам;

двор весь белый, чистый;

как в сказке;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное  

запорошил

как лебяжий пух;

порхает, кружится,

тихо танцует;

пушистый,

как вата;

повис клоками на заборе  

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?

изумление,

волнение, интерес,

очарование,

восхищение

восторг, радость,

удивление

3. Заключение , концовка. (1-2 предложения) –  (Мне нравится ….  .   Мне радостно смотреть…  .

Картина вызывает у меня … .  Смотрю на картину  и …..  . После знакомства с этой картиной…  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.

Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а  работа над особым жанром - письмо другу. ...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце»

План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме.Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать п...

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс

При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс

презентация для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Р. Дункана "Зима пришла, детям радость принесла"...

Памятки для написания сочинений-описаний картин

В 5 классе (по новым программам в 6) мы должны научить ребят писать сочинение-описание картины. Предлагаемые карточки-памятки помогут ребятам понять структуру текста-описания и увидеть в каждой картин...