Игра как здоровьесберегающая технология на уроках русского языка
статья по русскому языку

Масленникова Елена Петровна

          Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Это бесценный дар, который нужно беречь и сохранять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._maslennikova_e.p.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Масленникова

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СШ № 3»

Игра как здоровьесберегающая технология на уроках русского языка

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, общественности.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Это бесценный дар, который нужно беречь и сохранять. Чтобы общество развивалось, процветало, ему нужны люди, здоровые духовно и физически. Думая о будущем, мы должны поддерживать здоровый образ жизни, воспитывать у детей правильное, ответственное отношение к своему здоровью.   

Здоровье ребенка определяется той средой, в которой он находится. Современный школьник в возрасте от 6 до 17 лет большую часть времени бодрствования проводит в школе. Поэтому важнейшей задачей каждого педагога является изучение здоровьесберегающих технологий и использование их в своей деятельности. 

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок – главная составная часть учебной деятельности. А русский язык – серьёзный и сложный предмет. На этом уроке учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесбережению учеников.

Современный здоровьесберегающий урок русского языка должен воспитывать у учащихся желание вести здоровый образ жизни, учить чувствовать радость от каждого дня, настраивать школьников на положительные эмоции и позитивную самооценку. 

Для создания благоприятного психологического климата и снятия эмоционального напряжения на уроках русского языка использую различные методы и приёмы. 

Имитативные, или подражательные, игры, где имитация – это простое подражание произношению учителем звуков, слогов или слов. Основным приемом для закрепления произношения в ходе таких игр является чтение и заучивание скороговорок, пословиц, отрывков из стихотворений: 

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу. 

Мегаграммы (из загаданного слова, заменяя одну букву другой надо получить новое):

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким — в нем мы обитаем (том-дом)

Анаграммы (путем перестановки букв в слове нужно образовать новые слова: топот-ропот).

Урок-игра проводится для обобщения и систематизации изученного материала (это могут быть викторины, КВНы, «Что? Где? Когда?», путешествия в страну знаний...) 

Игра «Кто больше?». Например, учащиеся должны подобрать как можно больше определений к имени существительному (солнце, небо, земля…). Данную игру можно использовать при изучении многих тем на уроках русского языка. 

Игра «Третье (четвёртое) лишнее». Слова в группы можно объединить в зависимости от морфемного состава, морфологических признаков, лексического значения, особенностей написания и прочего. Например, найдите «третье лишнее»:

Неизменный, соломенный, доменный.

Кухонный, сезонный, революционный.

Лебединый, синий, воробьиный. 

Ролевые игры. При изучении существительных особую трудность при запоминании у учащихся вызывают варианты окончаний формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т. д.).

Предлагаем ученикам поиграть в «Магазин». Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы.

Таким образом, если научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, духовно, но и физически. Есть такая поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Список использованных источников:

  1. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
  5. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: Пособие для учащихся 5-6 классов Изд. 2-е, испр., доп. Пахнова Т. М., Дейкина А. Д. Издательство « Аркти», 2000 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"

Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...