Прием "Фишбоун"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Соболева Светлана Михайловна

Учебно-методический материал прием "Фишбоун", используемый для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 9.1. Дословно переводится с английского языка как "Рыбья кость"или "Скелет рыбы" и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной  форме. Схема включает четыре блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки. Связующим звеном выступает основная кость или хребет. Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние (левые косточки) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние (правые косточки) - суть понятий, указанных на схеме. Хвост- выводы, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priem_fishboun.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Текст Чванова М.

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

1.«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»  К.И. Чуковский (по тексту М.А. Чванова)

                                            Роль приставок в русской речи  

                                                                                                     

Значение приставок                                           Приставки с разными оттенками смысла в русском языке приставка ЗА-                                               загнанным  (чрезмерность) 3П

начало, чрезмерность, направленность                    заискивающе (направленность действия)3П

достижение результата,                                       заскулила (направленность внутрь) 20П

направленность внутрь                                                                                                                                                                                                            

Приставка при- присоединение,                      прижимала (приспособление к чему-либо)2П

приближение, неполнота действия                        приседала  (незавершенность) 2П

Приставка вы- Доведение действия                              высматривала (изнутри наружу) 1П

до нужного предела                                                                выбирала (до нужного предела)6П

Приставка БЕЗ- при добавлении                                          бездомная (отсутствия предмета)1П

к слову образует                                                                    безоглядно (отсутствие действия) 11П

слово со значением отсутствия                                            

                       

Вывод: Приставки дают исходному слову дополнительное

                                                 значение или оттенок значения.