Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные признаки имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ваврикова Наталья Геннадьевна

Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Разработан с использованием ТРКМ (технологии развития критического мышления).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Непостоянные признаки имён существительных (число и падеж)»

учителя русского языка и литературы Вавриковой Натальи Геннадьевны.

Класс: 5 класс

Тема урока: «Непостоянные признаки имён существительных (число и падеж)»

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Предметные результаты: знать названия падежей, их значения, падежные вопросы; приемы правильного определения числа и падежа существительного; уметь определять число и падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные результаты: применять приобретенные на уроке знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять знания, умения и навыки на межпредметном уровне.

Личностные результаты: понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; прививать интерес к предмету через разнообразные виды работы; развивать умение работать индивидуально, в парах, в группах, находить общие решения; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

    Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

    Мы друг к другу повернёмся и, конечно, улыбнёмся.

    Пожелать хочу открытий, только радостных событий.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Здравствуйте, ребята!

     Сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте друг другу успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок.

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

В тетрадях записываем число.

Мы продолжаем работу над разделом «Имя существительное». С чем сегодня будем работать, вы узнаете чуть позже. Скажу только, что в течение урока мною будут допущены ошибки, всего 4. (приём «Лови ошибку») Где и какие именно, вам предстоит выяснить. Поэтому будьте внимательны. А сейчас посмотрите на доску.

1) Задание «Найди пару».

На доске 10 слов. К каждому слову найдите пару и распределите их в 5 групп  по какому-либо признаку, аргументируйте свой ответ.

- По какому признаку вы распределили слова? (по типу склонения)

1скл.: папа, басня

2скл.: камень, облако

3скл.: вещь, дверь

Разн.: знамя, путь

Нескл.: такси, мадам

2) Приём «Верные-неверные утверждения».

    Проверим, как вы усвоили тему «Склонение имён существительных». Я буду читать различные утверждения, ваша задача определить, верные они или нет. (да-нет)

1. Склонение – это изменение по падежам и числам. (ДА)

2. В русском языке 4 основных типа склонения. (НЕТ)

3. Тип склонения определяется по роду и окончанию существительного в форме именительного падежа единственного числа. (ДА)

4. Тип склонения существительных – это их постоянный признак. (ДА)

5. Разносклоняемых существительных всего 10. (НЕТ)

6. Несклоняемые существительные имеют одну и ту же форму во всех числах и падежах. (ДА)

7. Ко второму типу склонения относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я. (НЕТ)

8. Если существительные имеют падежные окончания только множественного числа (ворота, сливки), их склонение не определяется. (ДА)

Взаимопроверка в парах.

     На доске записаны 2 слова: НА ТРОПИНКЕ, НА ТРОПИНКИ.

В учительской на столе кто-то из учителей русского языка оставил недавно проверенные листочки. Одно и то же слово в них почему-то было написано по-разному, и что самое странное, нигде не исправлено. И оценки стояли хорошие. Неужели кто-то из учителей-словесников допустил ошибку?

(Окончания разные, потому что существительные стоят в разном числе и падеже).

- Почему в русском языке такое возможно (разные окончания)? (Потому что существительные склоняются – изменяются по падежам и числам, т. к. род, падеж и число – непостоянные признаки имён существительных).       (первая ошибка!!!)

- Какова тема нашего урока? Запишите её в тетради.

- Но ведь эту тему вы изучали в начальной школе. Каковы же цели нашего урока?

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

1) Приём «Инсерт»  (с обсуждением в парах)

    Действительно, нам предстоит выяснить, всё ли известно по теме урока. А для этого поработаем с теоретическим материалом. На листах у вас сведения по теме «Число имён существительных». Ваша задача – внимательно прочитать материал, оставляя сбоку пометы.

+ это известно

- противоречит ранее полученным знаниям

  •  новое

    ? требует разъяснений

2) Выполнение упражнения на закрепление. Упр. 58 (с. 140) с самопроверкой.

- Как вы считаете, что самое сложное в этой теме? Трудно ли определять число?

(Число определять легко, но иногда сложно определить, имеет слово обе формы числа или какую-то одну.)

Ваша задача – выписать себе в тетрадь только свою группу существительных:

1 ряд – ед.ч.+мн.ч.

2 ряд – только ед.ч (нет множественного числа)

3 ряд – только мн.ч. (нет единственного числа)

3) Задание «Четвёртое лишнее» (на карточках)

 - Какое слово «лишнее» в каждом ряду? Докажите.

1. Скрепки, кнопки, очки, спички.

2. Прятки, жмурки, лапта, горелки.

3. Дни, сутки, будни, каникулы.

4. Горе, беда, счастье, веселье.

5. Куртки, брюки, джинсы, шорты.

6. Щи, борщи, сливки, макароны.

Люди, проживающие в Эстонии знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, а в русском языке 6.

- Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? (о падежах).

     Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. 


     Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно, красиво и не попадать в неловкие ситуации, как герои нашего следующего рассказа.

4) Задание «Помоги героям»

Прочитайте рассказ (на карточках), ответьте на вопрос, поставленный в конце.

"Неожиданные подарки"

     Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.

- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.

- А почему оно произошло, как вы думаете?

- Объясните смысл словосочетаний:

  • подарок Коле (Р.п.)
  • подарок Коли (Д.п.)  Вторая Ошибка!!!

– Что мы уже знаем о падежах? (ответы детей)

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

     Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился - стал Родительным. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

5) Изучение теоретического материала.

- Прочитайте материал на стр. 144 и ответьте на вопрос:

- Что нового вы узнали о падежах?

- А всегда ли в русском языке было 6 падежей?

     "Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. п. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

6) Упражнение на закрепление «Узнай падеж» (на карточке).

 Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Указать, в каком падеже употребляется слово ДЕЛО в каждом предложении.

1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

2. Дело шуток не любит. (И.п.)

3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

5. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

6. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

7. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

8. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

9. Делу время, потехе час. (Д.п.)

10. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Параграфы 9, 10, упр. 66 (1).

Дополнительное задание (по желанию): викторина о падежах (на карточках)

   Викторина

1. Назовите «добрый» падеж.

2. Какой падеж всегда употребляется без предлогов?

3. Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке – «орудийным»?

4.  Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно  называют?

5. У какого падежа «ошибочное» название?

6. Какого падежа недостаёт в русском языке для «полного комплекта».

7. Придумайте свои названия для падежей.

     Также дома вам надо будет выучить все семь падежей (Третья ОШИБКА!!!) с вопросами (кто ещё не знает), чтобы не получилось как в стихотворении “Ленительный падеж”.

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?

Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать 
Какой-нибудь предлог.

Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые 
Изменят имена.

- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые 
Придумать имена?

Ведь я падеж Творительный 
Нарочно не учу:
Трудиться
А тем более
Творить 
Я не хочу.

- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, просительный!

Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

 

(Г.Граубин)

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

1) Приём «Синквейн».

А сейчас я попрошу вас поработать в группах и подготовить синквейн (особое стихотворение из 6 строк – четвёртая ошибка!!!) на одну из тем: число или падеж имён существительных.

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Синквейны заслушиваются и вывешиваются на доску.

2) Самооценка «Лестница достижений»

     Наш урок подходит к завершению. Но как оценит каждый из вас свою степень достижения цели сегодняшнего урока. К ней ведут 3 ступеньки. Верхняя – «Я у цели», средняя – «Ещё немножко», нижняя – «Скоро у меня всё получится».

Прикрепите букву своего имени на ту ступеньку, которая соответствует вашим ощущениям в данный момент.

Спасибо за работу.

   

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс

Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных". Автор - учитель русского языка и литературы - Осипова Марина Станиславовна....

Презентация для урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных"

Презентация для урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" .  По программе УМК "Школа России"...

Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс

Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного  числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....

Урок русского языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение

Урок русского  языка для 5 класса ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ .МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. дистанционное обучение...

Карточки по русскому языку по теме "Род имён существительных" (6 класс)

Тренажёр по русскому языку для 6 класса по теме "Род имён существительных"....