«Подготовка к сочинению-описанию по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» .
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Губа Мария Алексеевна

Р.р. Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка: «Подготовка к сочинению-описанию по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» .

Тема: Р.р. Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Класс: 6

Цели урока:

  1. Обучающая: нучить правилам сбора и систематизации материала; вспомнить и зафиксировать знания по теме «Тип речи – описание»; обучить шестиклассников употреблению синонимов и образно – выразительных средствав языка в речи.
  2. Развивающая: развивать творческие способности, память, речь, расширять словарный запас обучающихся.
  3. Воспитательная:  воспитывать эстетический интерес к прекрасному, стремление к духовному самосовершенствованию и эмпатии.

Оформление: эпиграф к уроку, репродукция картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Оборудование: раздаточный материал (карточки,), ассоциативное «солнышко», рабочие листы, учебник для 6 класса «Русский язык» Т,А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова  «Просвещение», 2015.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

  1. Систематизация знаний.

Учащиеся выполняют задание, вспоминая образно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение).

а) Укажите сравнения. Образуйте из них метафорические сочетания.

Дмитрий быстро и громко начал говорить, словно взорвался. С трудом промолвил слово, будто вытолкнул его. Солнце ярко светило, будто смеялось. Поезд идет медленно, будто ползет.

Для справок: Дмитрий взорвался, вытолкнул слово, солнце смеялось, поезд ползет.

б)Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание.

Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье.

в) Найдите сравнение. Объясните его выразительную роль.

Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов)

  1. Работа по развитию речи.

Объявление темы и цели урока:

- Урок развития речи посвящен подготовке к написанию сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Знакомство с историей создания картины. Сообщение учителя.

- Прослушайте фрагмент рассказа художника об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, под руками оказался подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять и добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».

Систематизация знаний о стилях текста и типе «Описание».

Дети вспоминают признаки такого типа текста как описание и его особенности.

  1. Работа с репродукцией картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

Перед детьми репродукция картины, они совместно с учителем начинают сбор материала для написания сочинения. Перечисляют изображенные предметы, уточняют жанр картины, обращают внимание на детали, тона и настроение, передаваемое художником.

Дети называют  цвета и оттенки, преобладающие на картине (серебристый, коричневый, темно-зелёный, белый), и подбирают эпитеты к каждому изображенному предмету, заполняя индивидуальные карточки.

Карточка.

Тона и оттенки картины

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка.

Описание террасы после дождя, описание природы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка. (дети зачитывают свои работы)

5. Творческое задание.

- Сейчас я прочту эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Это стихотворение А. Яшина. Ваша задача внимательно меня слушать и смотреть на репродукцию картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса», и подумать, что общего в картине и стихотворении.

- Внимательно слушайте:

После дождя

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке

А.Яшин

(Примерный ответ: конечно же название. Чувство, которое пронизывает картину и стихотворение – это восторг и удивление от изменений в природе после дождя. Возникает чувство, что сама природа удивлена и обрадована произошедшими переменами)

6. Эмоционально – оценочная беседа.

- Понравилось ли вам стихотворение А. Яшина? Какие чувства и эмоции оно у вас вызвало?

- Какие дополнительные образы появились в вашем воображении?

- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы теплоты?

7. Работа по карточкам.

- Сейчас я предлагаю вам поработать по карточкам самостоятельно. Эта работа поможет вам наиболее красочно описать предметы, изображенные на картине.

Карточка № 1.

Описание природы после дождя

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2.

Описание террасы после дождя

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 3.

Тона и оттенки картины

________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Проверка работы по карточкам.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Сейчас по цепочке каждый из вас зачитает, что получилось. Начинает…

9. Словарно – стилистическая и орфографическая работа. Работа с учебником.

- Свою работу вы будете выполнять, используя тип речи описание. Давайте вспомним, что характерно для данного типа речи.

- А теперь откройте ваши учебники на стр. …, обратите внимание на слова в рамках.

- Кто может объяснить значение данных слов?

- Я предлагаю вам обратиться к «Толковому словарю» в вашем учебнике», чтобы выяснить значение этих слов и составить с ними несколько предложений самостоятельно, а потом мы проверим, что у вас получилось.

-Откройте сои тетради, запишите в них число и тему нашего сегодняшнего урока и приступайте к выполнению задания.

10. Проверка самостоятельной работы.

(На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.)

Итог урока

Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, почему картина имеет двойное название?

- Что автор хотел этим показать?

- Понравилась ли вам эта картина?

2. Выставление и комментирование отметок.

Задание на дом.

Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Герасимова "После дождя. Мокрая терраса"

Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя. Мокрая терраса"...

Урок развития речи в 6 классе Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя"

Урок развития речи по русскому языку . Работа с учащимися 6 класса по картине  А. М. Герасимова «После дождя"....

Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Урок по развитию речи, который поможет учащимся качественно подготовиться к написанию сочинения....

Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

конспект и презентация к уроку развития речи Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»....

Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя"

Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя", 6 класс....

Презентация "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова "После дождя"

Презентация "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова "После дождя"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя»

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»...