Трудные темы учебного предмета «Русский язык», или как помочь школьнику с ОВЗ преодолеть трудности в достижении предметных результатов.
статья по русскому языку (5 класс)

Брысина Светлана Владимировна

   Изучению русского языка в школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как предмет открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе.

    На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной программы. Несмотря на то, что мы занимаемся русским языком в течение девяти лет, наши дети, оканчивая школу, делают в своих письменных работах те же орфографические ошибки.

     Чтобы пробудить в ученике интерес к изучаемому предмету, развить его природные языковые способности, сделать процесс повышения практической грамотности творческим, нужно создать учащимся условия для самостоятельного «открывать» знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_temy_uchebnogo_predmeta.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные темы учебного предмета «Русский язык», или как помочь  школьнику с ОВЗ преодолеть трудности в достижении предметных результатов

 

   Изучению русского языка в школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как предмет открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе.

    На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной программы. Несмотря на то, что мы занимаемся русским языком в течение девяти лет, наши дети, оканчивая школу, делают в своих письменных работах те же орфографические ошибки.

     Чтобы пробудить в ученике интерес к изучаемому предмету, развить его природные языковые способности, сделать процесс повышения практической грамотности творческим, нужно создать учащимся условия для самостоятельного «открывать» знания.

    На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

    Следует различать два вида диалога: побуждающий и подводящий.Они по-разному организованы, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

    Побуждающий диалог (как показывает опыт) помогает учащимся работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает их творческие способности. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, приводящие учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Орфографическая зоркость

Обучение письму должно быть направлено на формирование развернутого, осознанного во всех звеньях орфографического действия (умение ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить способы их решения, осуществлять контроль и оценку письма, формирование прочных навыков грамотного письма).  В  ходе формирования орфографического действия ученики овладевают обобщенным способом выделения орфограмм.

   Важное место в изучении русского языка занимает понятие  ОРФОГРАММА как показатель грамотности и культуры человека.

     Орфографическая зоркость развивается постепенно. При  систематической тренировке грамотность  автоматизируется   и становится частью графического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.

           Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.

         Орфографическое действие — это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.

    Можно выделить  пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи :

1. увидеть орфограмму в слове;

2. определить ее вид;

3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;

4. определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;

5. решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

Орфограммы языка  можно  разделит  на две  группы:

А) Орфограммы, связанные  с фонемой (обозначение звука буквой),

Б) Орфограммы, не связанные с фонемой (правила  написания  высказываний, предложений и т.д.)

Так к орфограммам  группы Б  относятся :

1)    Правописание большой буквы.

- начало предложений;

- имена собственные

·        имена, отчества, фамилии людей;  

·        клички животных;

·        географические  названия;

·        названия газет,  журналов, транспорта и т.д

2)    Пропуск между словами в предложении.

3)    Перенос слов.

4)    Знаки препинания.

Орфограммы группы А можно разделит на две группы :

1)    Орфограммы сильной позиции

2)    Орфограммы слабой позиции

Следовательно, к орфограммам  сильной позиции можно  отнести случаи ошибкоопасных мест,  требующих  запоминания,  действий по правилу: Правописание букв А,У,Е,И после шипящих (жи - ши,   ча - ща,   чу – щу, ), буквосочетания чк-чн-чт-нщ-щн ;  и т.д.

Для орфограмм слабой  позиции  подходит универсальный способ проверки – ПИШИ ПО СИЛЬНОЙ   ПОЗИЦИИ.

Знакомство  с орфограммами  слабой  позиции.   

  Цель данного блока –научиться  видеть  ошибкоопасные  места в  корне слове (слабые позиции), выделять  их и  находить  способ   правильного  их  написания.

 

Ещё на уроках «Обучения грамоте» нужно начинать формировать умение определять слабую и сольную позицию.

Например.

- Прочитайте слова и определите сильную позицию( ударный гласный)

-Сколько слогов в первом слове? В каком слоге слабая позиция гласного? ( в первом)

-Опасное место, буква опасного гласного! Измените слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Какой звук теперь мы слышим в этой позиции?

Теперь слабая позиция стала сильной, т.е. ударной.

       Затем обобщается информация и делается вывод о буквах опасных гласных (парами группируются а-о,  и-е; буква я)

 Таким же образом  проводится работа  над орфограммой «Буква парного согласного в корне»

 

 Фрагмента урока « Разделительный мягкий знак»

Приём « Лови ошибку»

(Раздать задание по группам)

Плате дорого стоит.

Коля у забора высокие.

Полю  овощи  водой.

Лёт из тучки.

В старину семи были большие.

-Прочтите предложения и исследуйте, всё ли верно. Что-то вызвало сомнение?

( обсуждение найденных ошибок)

-Что необходимо сделать, чтобы исправить ошибку? (вставить мягкий знак)

- Вставьте мягкий знак и прочитайте то, что получилось?

( в группах выполняют задание, а затем на доске  прикрепляются только те слова, в которые вставили мягкий знак)

-Что будет объектом исследования сегодня на уроке? ( мягкий знак)

 

    -Если дети затрудняются нужно показать фотографию Пьеро. Далее анализируется лексическое значение слова и фонетическая  конструкция. После чего формулируется понятие «Разделительный мягкий знак» и правило его правописания.

 

В 5 классе продолжается  знакомство с орфограммами  слабой позиции, но уже не в корне, а в других частях слова:  окончании, приставке, суффиксе. В данных позициях  способ проверки орфограмм как в корне не подходит. Выходим на новый способ проверки – проверочное слово.

Так, наблюдая за словами, называющими предмет (существительными), а точнее за их окончаниями, вместе с детьми приходим к выводу, что все  слова можно разделить на 4 группы : 1) слова женского рода и мужского рода  с  окончаниями  -А,-Я; 2)  слова мужского рода с нулевым  окончанием;  3) слова  среднего рода  с окончаниями  -О, -Е; 4) слова женского рода  с нулевым  окончанием. В каждой из этих групп  изменение окончания по падежам (склонение) будет происходить  одинаково. Поэтому  достаточно выделить в каждой группе несколько(1-2)  слов , в которых окончания будут в сильной позиции,  и по их образцу писать  окончания в других словах.

          Например, слова первого набора (слова женского рода и мужского рода  с  окончаниями  -А,-Я)  можно проверять  словами   стена,  земля; слова второго набора (слова мужского рода с нулевым  окончанием) – стол,  пень; слов  третьего набора (слова  среднего рода  с окончаниями  -О, -Е) – словами окно, бельё; слова четвёртого набора (слова женского рода  с нулевым  окончанием) – степь. 

В корзин__ - (корзина –ж.р.→ земля) –в земле →  в  корзине

С учебник__м  - (учебник –м.р. →стол) – со столо′м → с учебником

Для прилагательных проверочным словом может быть золотой, пустой  или местоимённое  прилагательное  какой. По окончаниям данных слов пишутся  окончания других прилагательных.

Алгоритм   проверки  орфограмм в  окончании

          Для глаголов способ проверки личных окончаний по сильной позиции не  подходит. Здесь  работает  другой способ –  проверка  по спряжению. Таким  образом,  определение  спряжения  становится  не  самоцелью, а средством правописания  окончаний  глаголов.

Чаще  всего, определяя спряжение  глаголов, мы  пользуемся способом:  все глаголы  в  неопределённой  форме  на  -ИТЬ  относятся  ко  2-му спряжению,  все остальные  глаголы  к 1-му спряжению. Исключения  составляют 7 глаголов на –еть (вертеть, обидеть, смотреть, терпеть, видеть, ненавидеть, зависеть ) и 4 глагола  на  -ать (гнать, держать, дышать, слышать)

       Но это  не  единственный  способ определения спряжения . Есть другой подход, исходящий их анализа  окончаний глаголов, основ, инфинитивов.

Слово   гуля..шь  стоит в форме единственного числа, 2-го лица. Изменим форму  на 3 лицо  множественного числа -  гуляют. Окончание   - ЮТ указывает на 1 спряжение. 

Слово   гуля..шь ставим в начальную  форму (инфинитив) – гулять. Эта форма слова  оканчивается  не  на  - ить,  значит, это 1 спряжение, окончание слова пишем с буквой  -Е: гуляешь.   Слово дыш_т ставим в инфинитив – дышать. Слово – исключение, 2 спряжение. Пишем:  дышит.

Слово дыш_т стоит в форме единственного числа, 3-го лица. Изменим  форму  слова  на множественное число. Получим  проблему: дышат  или дышут?

   На мой взгляд,   такой системный подход к изучению русского  языка  в  школе  формирует не формальное, а  более осмысленное  овладение  языком, пробуждает  интерес  к изучению. Даёт возможность,   не запоминая правил, а понимая их механизм, применять на практике.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...