Притяжательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирина Викторовна Потапова

ели урока:

  1. Повторить и закрепить значение притяжательных местоимений, их грамматические признаки.

  2. Уяснить нормы использования в речи притяжательных местоимений.

  3. Усвоить использование прописной буквы в написании притяжательных местоимений 2-го лица множественного числа для выражения вежливости и в официальных бумагах.

  4. Развивать умения пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.

  5. Продолжить формирование речевых умений и навыков.

Основное внимание на уроке должно быть направлено на усвоение учащимися роли местоимений в речи, формирование навыка осмысленного использования притяжательных местоимений в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._prityazhatelnye_mestoimeniya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Пояснительная записка

Приведенная технологическая карта составлена к уроку по теме «Притяжательные местоимения» в 6 классе на основе учебника под редакцией Т.А. Ладыженской. Это урок усвоения новых знаний. Главная его цель – знакомство с грамматическими признаками притяжательных местоимений. Для решения данной задачи на уроке используются работа с таблицей, упражнениями учебника. Поскольку тема предполагает развитие культуры речи, а именно нормативного употребления притяжательных местоимений, введена работа в парах.  В качестве занимательного и мотивирующего материала использована пословица, позволяющая устанавливать интеграцию с русским фольклором.

Класс: 6

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской

Тема урока: «Притяжательные местоимения»

Цель урока: познакомить с особенностями притяжательных прилагательных; научить распознавать их, доказывать принадлежность к данному разряду, определять синтаксическую роль,  употреблять разделительный ь в притяжательных прилагательных и графически обозначать условия его выбора.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Распознавать притяжательные местоимения; определять их общее грамматическое значение, уметь склонять притяжательные местоимения; характеризовать особенности их синтаксических функций.

Метапредметные (УУД):  

Познавательные:

 выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

– устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений),

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

– анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Коммуникативные:

– выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Регулятивные:

– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Личностные результаты:

– осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Оборудование: учебник, меловая доска, раздаточный материал: таблица «Разряды местоимений».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Присаживайтесь, если вы готовы начать работу.  

Здороваются. Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Мотивация к учебной деятельности

– Прочитайте пословицу, как вы понимаете ее значение?

Мой дом – моя крепость.

–Найдите в ней местоимения, определите их разряд.

Объясняют значение пословицы.

Предлагают варианты, понимаю, что у них недостаточно знаний о разрядах местоимений.

Р.: давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Актуализация знаний

Организует диктант:

Медвежья берлога – своя берлога,

Заячий хвост – твой хвост,

Пение птиц – его пение,

Бабушкины очки – ваши очки,

Мой портфель – мой дом.

Просит выделить главное и зависимое слово, задать вопрос, определить часть речи зависимого слова.

Подводит итог обсуждениям обучающихся о том, что местоимения, отвечающие на вопрос чей? Являются притяжательными.

Пишут диктант, один обучающийся работает у доски, выполняют задания учителя, отмечают, что у зависимых имен прилагательных и местоимений одинаковые вопросы.

П.: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений)

Постановка учебной задачи

– Запишите число и тему урока. Поставим перед собой цели: что мы хотим узнать, что вспомнить, чему научиться?

Записывают число и тему урока, ставят перед собой цели узнать о морфологических признаках притяжательных местоимений, об их синтаксической роли.

Р.: давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Работа по теме урока. Открытие нового знания

Предлагает обратиться к теоретическим сведениям на странице 99 учебника, узнать, что обозначают притяжательные местоимения.

Организуется наблюдение по материалам на странице 99 об особенностях изменения местоимения «наш»

– На доске предложены пары словосочетаний, сравните, на какие вопросы отвечают местоимения (вопросы учитель фиксирует на доске):

Видит его – его воспоминание,

Умнее ее – ее юбка,

Жаль их – их дом.

– Работая в паре с соседом по парте, запишите три пары предложений с местоимений из рамки на странице 99, чтобы в одном случае это было личное местоимение, в другом – притяжательное.

По завершении работы заслушивает нескольких обучающихся, отмечает наиболее удачные варианты

– Выполните, пожалуйста, упражнение 595 на стр.100. Прочитайте задание, понятно ли вам оно?

– Предлагаю вам устно выполнить упр. 596. Что в нем требуется сделать?

Прочитайте правило на странице 101 и сделайте вывод об употреблении местоимений вы, ваш.

– Посмотрите на задание упр. 597. Что необходимо сделать? Выполните его письменно с соседом по парте. Создайте небольшую, в 2-3 предложения, записку.

Читают правило в учебнике.

Наблюдают, как изменяется местоимение «наш», делают вывод, что притяжательные местоимения меняются по родам и числам.

Сравнивают вопросы местоимений, делают вывод о том, что это местоимения различных разрядов.

Составляют предложения.

Выполняют упражнения 595, 596, 597, работают в паре, отвечают на вопросы, делают вывод о разнице в употреблении местоимений Вы и вы, об их уместности в конкретных речевых ситуациях.

П.: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений),

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

К.: выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Обобщение

Предлагает обобщить работу на уроке заполнением таблицы:

 Разряд

Местоимения

Грамматические особенности

Примечание

1.

Притяжательные

Мой, твой….

– Продолжим заполнение таблицы о местоимениях разных разрядов. Запишите, что вы узнали о притяжательных местоимения на данном уроке

Заполняют предложенную таблицу

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Рефлексия

Итак, в начале урока вы ставили перед собой цель узнать о морфологических признаках, синтаксической роли притяжательных местоимений. Расскажите, получилось у вас достичь ее?

Вернемся к пословице, ответьте, к какому же разряду относятся местоимение мой?

Отмечают, что из запланированного удалось сделать, к каким выводам пришли.

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Домашнее задание

Дает инструкцию к выполнению домашнего задания (упр. 600, с. 101)

Записывают домашнее задание.

Библиографический список:

  1. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. – 240 с.
  2. Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т.  А.  Ладыженской, М.  Т.  Баранова, С.  Г.  Бархударова и др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и  др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и др. 10—11  классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М.  А.  Бондаренко и  др.].  – Москва : Просвещение, 2021. – 320 с. 
  3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 159 с.
  4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л.А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2022. – 208 с.
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». – Москва, 2022. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по модульной технологии "Притяжательные местоимения"

Подрбранные задания помогут организовать учебное время эффективно...

Конспект урока немецкого языка по теме: «Притяжательные местоимения», 5 класс

Главная дидактическая цель урока - выработать умение применять знания склонений притяжательных местоимений, используя игру «Бинго», развитие коммуникативных способностей, мыслительных умений, по...

Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"

Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения. Карточка для тренировки употребления притяжательных местоимений для 5 класса....

Притяжательные местоимения английского языка

Тренажер для быстрого запоминания...

Притяжательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе

Изучение притяжательных местоимений в 6 классе на  материале фольклора;  презентация "Местоимения"...