Указательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирина Викторовна Потапова

Задачи урока:

  • формировать умение находить указательные местоимения в тексте;

  • развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;

  • воспитывать любовь к книгам, чтению, внимательное отношение к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._ukazatelnye_mestoimeniya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Пояснительная записка

Приведенная технологическая карта составлена к уроку по теме «Указательные местоимения» в 6 классе на основе учебника под редакцией Т.А. Ладыженской. Это урок усвоения новых знаний. Главная его цель – знакомство с грамматическими признаками указательных местоимений. Для решения данной задачи на уроке используются работа с таблицей, упражнениями учебника, текстом, два игровых элемента, работа в парах, работа у доски. В качестве занимательного и мотивирующего материала использована игра «Третий лишний», игра «Кто быстрее» активизирует обучающихся в конце урока и позволяет учителю оценить уровень усвоенности темы.

Класс: 6

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской

Тема урока: «Указательные местоимения»

Цель урока: познакомить с указательными местоимениями; научить правильно склонять указательные местоимения, употреблять предлоги «о» и «об» при их склонении, использовать указательные местоимения в речи.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Распознавать указательные местоимения; определять их общее грамматическое значение, уметь склонять указательные местоимения; определять их синтаксическую функцию, употреблять в собственной речи.

Метапредметные (УУД):  

Познавательные:

 выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

– устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений),

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

– анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Коммуникативные:

– выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Регулятивные:

– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Личностные результаты:

– осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Оборудование: учебник, меловая доска, мультимедийное оборудование, раздаточный материал: текст, таблица «Разряды местоимений».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

– Добрый день всем, кто готов сегодня трудиться! Я очень рада видеть вас! Проверьте наличие принадлежностей и садитесь.  

Здороваются. Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

– Предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний». На экране 4 ряда слов, в каждом ряду одно лишнее. Выпишите их в столбик в таблице «Разряды местоимений» (3 колонка):

1) мой, твой, тот, их

2) она, к нему, о нас, столько

3) ни о чем, такой, ни о ком, ни на кого

4) кто-то, кое-кто, кто-нибудь, эта

– Подумайте, для чего могут служить эти местоимения?

Слушают задание учителя выписывают лишнее местоимение в каждой строчке:

Тот, столько, такой, эта

Предлагают варианты ответов

Постановка учебной задачи

– Откройте учебник на страницу 103 и убедитесь, что ваши догадки верны и данная группа местоимений называется «указательными».

– Скажите, пожалуйста, знаете ли вы как меняются указательные местоимения и какими членами предложения они могут являться?

Какую цель перед собой вы ставите сегодня?

Работают с учебником, отвечают на вопросы, ставят цель урока.

Р.: давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Работа по теме урока. Открытие нового знания

– Обратимся к упражнению 604, что от нас требуется?

Организует наблюдение над языковым материалом:

Измените по падежам, числам и родам выделенные местоимения. Сделайте вывод об особенностях изменения указательных местоимений. Сверьтесь с правилом в учебнике.

– Выполните упражнение 606 письменно.

– Пользуясь материалами а рамке на странице 105, вместе с соседом по парте запишите словосочетания из 609 упражнения.

– Мы с вами еще не сказали о синтаксической роли указательных местоимений. Для этого я предлагаю вам поработать с текстом:

        И  снова к нам пришла  весна. Землю словно  кто-то раскрасил. У этой художницы есть свои краски. Зелёным  цветом Весна  раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым – небо, а белым – те далёкие облака.

         Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год  они всё меньше распускают свои пышные букеты. А со временем мы их можем потерять навечно.

      Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

– Прочитаем текст. О чем он? Какое предложение выражает его основную мысль?

Найдите в нем указательные местоимения, поднимайте руку. Определите их род, число, падеж, если это возможно. Поразмышляем, какими членами предложения могут быть указательные местоимения.

Читают задание, выполняют упражнение 604.

Выясняют, что не все указательные местоимения меняются по одним и тем же категориям, читают правило в учебнике.

Склоняют местоимения (упр. 606), двое учеников работают у доски.

Работают с соседом по парте над упражнением 609, делают вывод об особенность использования предлога «о» и «об» с указательными местоимениями.

Работают с текстом, выделяют указательные местоимения, указывают их грамматические формы и синтаксическую роль

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений, анализировать информацию, представленную в текстах,;

К.: понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Обобщение

– Предлагаю сыграть в игру «Кто больше». Вам нужно в течение 1 минуты составить как можно больше словосочетаний с указательными местоимениями.

Предлагает обобщить работу на уроке заполнением таблицы:

 Разряд

Местоимения

Грамматические особенности

Примечание

1.

Указательные

Тот. Такой, столько, эта

– Продолжим заполнение таблицы о местоимениях разных разрядов. Запишите, что вы узнали об указательных местоимениях на данном уроке.

Принимают участие в игре

Продолжают работу над обобщающей таблицей.

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Рефлексия

Итак, в начале урока вы ставили перед собой цель узнать о морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений. Как вы оцените ваши успехи на уроке?

Отмечают, что из запланированного удалось сделать, к каким выводам пришли.

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Домашнее задание

Дает инструкцию к выполнению домашнего задания (упр. 607, с. 105)

Записывают домашнее задание.

Библиографический список:

  1. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. – 240 с.
  2. Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т.  А.  Ладыженской, М.  Т.  Баранова, С.  Г.  Бархударова и др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и  др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и др. 10—11  классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М.  А.  Бондаренко и  др.].  – Москва : Просвещение, 2021. – 320 с. 
  3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 159 с.
  4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л.А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2022. – 208 с.
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». – Москва, 2022. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Указательные местоимения"

Урок - объяснение нового материала по теме "Указательные местоимения" в 6 классе. На уроке используются разнообразные формы работы: словесная дуэль, тестовые задания, мини-сочинение, связь с литератур...

Методическая разработка урока по теме "Указательные местоимения"

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по немецкому языку Указательные местоимения 5 класс

Данный урок можно провести в 5 классе по немецкому языку по теме "указательные местоимения"...

Указательные местоимения

"Особенности употребления указательных местоимений: this, that, these, those "...

Указательные местоимения единственного числа (Happy English.ru - 2 кл.)

Задания направлены на проверку навыка соотносить прочитанное с графическим образом. Задания соответствуют материалам учебника 25-30 урок....

Презентация "Употребление указательных местоимений THIS\THAT\THESE\THOSE"

Презентация "Употребление указательных местоимений THIS\THAT\THESE\THOSE" может применяться как на уроке, так и во внеурочной деятельности: после уроков на дополнительных занятиях, дома для самостояте...

указательные местоимения (11 кл. повторение)

указательные местоимения (теория). 2 формы указат. местоимений, особенности употребления...